Система сбалансированных показателей как ключевой инструмент стратегического управления в медиа-индустрии
При реализации стратегии возникает определенные проблемы, связанные с несбалансированностью. По мнению Мицкевича[9, с. 47], основные проблемы несбалансированности в управлении фирмой заключаются в следующем:
1. Принятие решений на основе финансовых показателей
· Недостоверность информации для принятия решений
· Предоставление работникам отрывочной информации
· Финансовые показатели не подходят для многих уровней предприятия
· Недостаточное внимание к деловой среде, в которой функционирует компания
· Неспособность ориентироваться на перспективы развития
2. Несбалансированность между внешними и внутренними аспектами деятельности. (стейкхолдеры)
3. Несбалансированность стратегического и операционного уровня управления. Барьеры реализации стратегии:
· Барьер понимания
· Барьер мотивации
· Барьер внимания
· Барьер ресурсов
В качестве инструмента для решения вышеперечисленных проблем теоретики и практики стратегического управления [4, с 18]] предлагают использовать Систему Сбалансированных показателей (CCП).
ССП – представляет собой подсистему управления, основанную на использовании панели показателей и позволяющую организации увязать видение и стратегию с повседневными функциями, а также осуществлять постоянный контроль за реализацией страт целей.
ССП – подсистема и стратегического и тактического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности с помощью показателей, подобранных таким образом, чтобы учесть все существующие с точки зрения стратегии аспекты ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т.д.) ССП транслирует миссию и общую стратегию организации в систему взаимосвязанных показателей.
Принципы управления на базе ССП:
· Обеспечение связи «собственник-менеджер»
· ССП встраивается во все подсистемы и модели управления
ССП помогает достичь важнейших балансов в процессе реализации стратегии. Главные балансы в ССП по мнению Нортона и Каплана [4, с 452] :
1. Увязка стратегического и тактического уровней управления. ССП охватывает в основном стратегически важные направления, а оперативные сопоставления фактических и плановых показателей остаются предметом внимания других информационных подсистем, хотя в действительности провести между ними грань очень сложно.
2. «Баланс» между финансовыми и нефинансовыми показателями. Между стоимостными и натуральными. Важно подчеркнуть, что стоимостные показатели присутствуют не только в финансовой перспективе ССП. Именно финансовая точка зрения долгие годы превалировала при рассмотрении бизнеса. ССП не опровергает важности финн показателей в менеджменте, однако позволяет себе «сбалансировать» подход к управлению организацией за счет включения остальных точек зрения.
Мицкевич [9, с. 79] также выделяет следующие балансы, достигаемые с помощью ССП:
· Комплексный подход к оценке как материальных, так и нематериальных активов, затрат и результатов
· Интеграция отношений с клиентами, бизнес-процессов и интеллектуального капитала компании
· Взаимосвязь между прошлым и будущим
· «баланс» между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия
· Между тактическими и стратегическими целевыми показателями
· Баланс между целевымизанчениями
· Бюджетные балансы
· Целевая сбалансированность
Основные термины Системы сбалансированных показателей
· Перспективы
· Задачи
· Показатели
· Цели
· Причинно-следственные связи
· Стратегические иницитативы
ССП можно рассматривать как базис всей системы управления. В процессе применения ССП превратилась в широкую управленческую систему. Поэтому многие ученые и практики видят в ней структуру всего процесса операционного управления и каркас организационной структуры одновременно.
ССП объединяет и связывает между собой различные инструменты управления фирмой. Взаимосвязь этих элементов приведена в таблице 2.
Таблица 2. Взаимосвязь ССП и основных элементов управления предприятием
№ | Место ССП | |
Стратегия | · Уточняет стратегию развития компании · Доносит ее на каждый уровень организации · Трансформирует систему организации бизнеса в соответствии со стратегий · Обеспечивает систему контроля достижения стратегических целей в текущем режиме | |
Управленческий учет | Данные УУ являются основной информационной базой ССП. Концепция ССП является стратегической основой УУ. Качество ССП зависит от степени сбалансированности учета | |
Бюджетирование | ССП является инструментом планирования и контроля, аналогом и дополнением бюджетирования на более высоком уровне понимания управления. Друг без друга данные системы маломощны. Синергия: где внедрено бюджетрование, менеджеры легче переходят на ССП, так как дисциплина привычна, только расширяется состав показателей. ССП может быть представлена в виде совокупности бюджетов показателей | |
Мотивация | Мотивация персонала не может быть основанной только на финансовых показателях. ССП должна стать основной базой для эффективного стимулирования труда | |
Реинжениринг | С помощью ССП реинжениринг может фокусироваться только на процессах, являющихся критическими для стратегического успеха. ССП может усилить процессно-ориентированные решения за счет повышения степени влияния нефинансовых показателей на экономические результаты |
В структуре ССП можно выделить так называемые срезы, в зависимости от ее потребителя:
· Собственников: вбирает в себя стратегию и мониторинг наиболее лаконично и обобщенно. Особенностью ССП собственников является обязательная перспектива «Внешня среда»: внешняя среда, финансы, маркетинг, бизнес-процессы, инновации, персонал;
· топ-менеджеров целесообразно строить по той же структуре, что и ССП собственников, но с упором на нефинансовые показатели последних 4 перспектив. Нефинансовых показателей должно быть не менее 60%. В этой ССП применяются два формата: сокращенный (стратегический) и полный (тактический). Первый может быть в 1,5-2 раза шире ССП собственников, а второй неорганичен;
· Стратегических тем. Страт тема – это группировка одинаковых целей и их показателей результативности. Она дает возможность сделать общую стратегию более понятной. Использование стратегических «тем» также позволяет снизить объем информации. Стратегия организации может иметь несколько страт «тем», с целями и показателями эффективности достижения этих целей. Стратегические темы в некоторых реализациях ССП называются проектами. Таким образом, управление проектами встраивается в ССП. ССП страт тем строится путем выделения из общей ССП целевых показателей для данной темы и дополнения оригинальными показателями. Более того, главная иерархия таких ССП может быть оригинальной. Например, ССП «Качество» может включать группы показателей: качество процессов, качество продукции;
· Бизнесов содержитссп всех тем и проектов, связанных с данным бизнесом. Включает ССП соответствующих подразделений. Вместе с тем локализует бизнес почти как самостоятельную фирму, то есть во главе ставится финансовая перспектива. Обязательны перспективы «рост, инновации и развитие», «персонал», «бизнес-процессы», «продукты». По отношению к ССП подразделений по объему меньше данных и содержит больше финансовых и внешних показателей;
· подразделений отличается от ССП бизнесов в том случае, когда подразделение и бизнес не совпадают. ССП подразделений концентрируется на внутренней жизни фирмы, формирует основы системы стимулирования. Основные перспективы: персонал, бизнес-процессы, продукты. Отвечает за ССП и является главным потребителем данных руководитель подразделения;
Таким образом, подводя итоги развития теоретических подходов к стратегическому управлению, автор предлагает следующую методологию проведения анализа компании и план разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности:
· Анализ внутренней среды компании: основные этапы развития, продукты, результаты деятельности за прошлые года, финансовый анализ. На данном этапе также нужно выяснить разработаны ли в организации элементы системы менеджмента качества и система сбалансированных показателей;
· Анализ рыночных тенденций, выявление возможностей и угроз со стороны рынка;
· Составление описания курса, которым двигается компания
· Построение карты рисков компании с учетом выявленных особенностей внешней и внутренней среды
· Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности, как способов снижения рисков