Экспертной оценки уровня качества диагностики лечения (УКДЛ)

1. Ф.И.О. б-го, № и б 265 2. к-дней 16 3. средний день 16 .

4.Дата экспертизы 20.05.2002 5.ЛПУ ОКБ 6.Эксперт Сергеев А.В .

7.Клинический диагноз желчекаменная болезнь .

.

. .

8.УКДЛ (результат оценки экспертом ЛПУ) 0,75 – обеспечивает необходимое лечение и реабилитацию .

. .

Этапы и результаты лечебно-диагностического ОЦЕНКА

процесса:

1,0 обследование проведено полностью

0,75 имеются отдельные упущения

в обследовании

– Оценка выполнения стандарта диагностических 0,5 обследование проведено наполовину

мероприятий 0,25 выполнены малоинформативные

Замечания: исследования

0 обследование не выполнено

– Оценка диагноза 1,0 поставлен развернутый клинический диагноз

Замечания: 0,75 диагноз соответствует клинико-диагностиче-

ским данным, но отсутствуют некоторые

фрагменты влияющие на выбор лечения

0,5 отсутствие развернутого клинического диагноза

с указанием стадии, фазы, формы заболевания,

нарушения функции, осложнений, сопутствую-

щих заболеваний

0 несоответствие диагноза клинико-диагностиче-

ским данным

– Оценка использования медикаментозных средств 1,0 медикаментозные средства использованы

Замечания адекватно

0,75 медикаментозные средства применялись

адекватно, но не экономично, имела

место полипрагмазия

0,5 не применялись основные средства,

использованы несовместимые средства, что

повлияло на качество лечения

0 лечение не соответствовало диагнозу

или не проводилось

– Оценка восстановительного лечения 1,0 восстановительное лечение и реабилитация

Замечания: проведены адекватно

0,5 проведено не в полном объеме, что повлияло

на исход заболевания

0 не назначалось, хотя было необходимым

– Оценка оперативного лечения 1,0 адекватно

Замечания: 0 неадекватно

ПРИМЕЧАНИЕ: в замечаниях указать причину снижения коэффициента, при отсутствии необходимости восстановительного лечения расчет УКДЛ проводится без данного этапа.

_____________________________

_____________________________

Диагноз эксперта .

. .

УКДЛ – 0,75 .

Заключение эксперта: оплата по стандарту за 16 дней .

. по факту за 16 дней .

(заполняется в соответствии с принятым решением)

_____

_____

Категория сложности экспертизы: Подпись Сергеев .

Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов: участники контроля (т.е. кто должен осуществлять контроль), средства (с помощью чего осуществляется контроль) и механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий). В свою очередь участники контроля подразделяются на три звена: внутриведомственный, вневедомственный и независимый контроль.

Во внутриведомственном звене контроль качества медицинской помощи является функцией: заведующего отделением, зам. главного врача по клинико-экспертной работе, комиссии ЛПУ, комиссии территориального органа здравоохранения, клинико-экспертные комиссии органов здравоохранения субъекта федерации. Ведомственную экспертизу осуществляют по единой методике органы и учреждения здравоохранения. Внутриведомственной экспертизе подвергаются все компоненты качества медицинской помощи, включающие в себе:

1) оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т. е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинскими учреждениями в целом);

2) оценку профессиональных качеств медицинских работников, путем осуществления аттестации персонала;

3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т. е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи);

4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи);

5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.

В ведомственном звене, на уровне ЛПУ контроль качества медицинской помощи является функцией:

1) заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы);

2) заместителей руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);

3) клинико-экспертной комиссий (КЭК) лечебного учреждения (третья ступень экспертизы).

На уровне органов управления здравоохранением контроль качества осуществляется:

1) КЭК органов управления всех уровней;

2) главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней.

В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

Внутриведомственной экспертизой оцениваются все законченные случаи лечения за данный месяц.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи регламентируется «Положением о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях РФ», утвержденным приказом МЗ РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24 октября 1996г. №363/77, а вневедомственный контроль качества медицинской помощи регламентируется «Положением о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в РФ», вышеуказанного приказа МЗ РФ.

К вневедомственному звену эксперты качества медицинской помощи относят:

1) лицензионно-аккредитационные комиссии;

2) страховые медицинские организации;

3) территориальные фонды ОМС (в случаи выполнения функций страхования);

4) страхователи;

5) исполнительные органы фонда социального страхования РФ;

6) профессиональные медицинские ассоциации;

7) общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

Объем деятельности учреждений вневедомственного звена контроля качества медицинской помощи включает в себя:

1) анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

2) подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением;

3) изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

4) проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;

5) проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

6) контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

7) оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

8) контроль правильности применения тарифов и соответствия, применяемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

9) другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции.

Вневедомственный контроль – это экспертный контроль, который проводят штатные и нештатные эксперты медицинских организаций, имеющих лицензию на ОМС федерального областного (краевого) фонда ОМС. Деятельность экспертов регламентирована «Положением о внештатном медицинском эксперте» и «Положением об эксперте страховой медицинской организации», отраженные в приказе МЗ РФ и Федерального фонда ОМС №363/77 от 24.10.1996 г.

Вневедомственная экспертиза проводится экспертами-медиками (экспертиза УКДЛ) и экспертами-экономистами (экономическая экспертиза). Годовой объем вневедомственных экспертиз планируется на уровне 5% общего объема оказанных медицинских услуг. Выборка для вневедомственной экспертизы должна составлять не менее 30% реестра. Экспертиза может быть очной (освидетельствование больного) и заочной (экспертиза медицинской документации). Выборка для вневедомственной экспертизы проводится методом случайной выборки для оценки УКДЛ и направленного отбора (не менее 5% случаев) в том числе летальные исходы, осложнения, несвоевременная госпитализация, случаи с резким отличием длительности пребывания от нормативного, жалобы, конфликтные случаи и другие случаи по выбору эксперта.

Право получения медицинской документации определено ст. 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Звено независимого контроля качества медицинской помощи включает:

1) независимые экспертные (аудиторские, арбитражные) службы.

Аудит – это система независимого финансового контроля деятельности того или иного субъекта рыночных отношений (в том числе и здравоохранения). Аудиторские заключения имеют практическое значение для любых организационно правовых форм ЛПУ, функционирующих в здравоохранении, страховых медицинских компаний и являются обязательным элементом их отчетности.

Виды контроля (в зависимости от форм собственности, источника финансирования учреждений, организаций) подразделяются на государственный, общественный аудиторский (независимый платный), ведомственный (фирменный) и внутренний (внутрихозяйственный). Внутренний и внешний аудиторский контроль зависит от того, производится он самим учреждением или финансовую отчетность фирмы (компании) проверяет государственный контрольный орган.

В процессе аудита хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения анализируются:

1) программы и уставная деятельность, правильность формирования уставного фонда и его использования;

2) условия хозяйственных договоров и корректность оперативного учета договорных обязательств;

3) выполнение обязательств по улучшению качества услуг (изделий, товаров);

4) система ценообразования и реализация цен на оказываемые виды услуг.

Особое место в системе аудиторского контроля занимает учет затрат на производство лечебно-профилактических услуг, ревизий кассы и кассовых операций, а также сохранности материальных ценностей в процессе финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Проверка и учет затрат на производство медицинских услуг (изделий) основываются на изучении первичной документации, в которой отражены все операции по выполняемым работам и услугам (выпускаемой продукции). В первую очередь это относится к ситуациям, когда ЛПУ имеет достаточно высокий уровень диверсификации, т. е. одновременно осуществляется несколько видов деятельности: лечебно-диагностическая, оздоровительно-спортивная, торговая, строительная и пр.

Таким образом, усовершенствованная аудиторская система учета и отчетности позволяет оперативнее получать качественную информацию о ходе реальных экономических процессов в учреждениях отрасли, сохранности материально-товарных ценностей, что дает возможность эффективнее, с меньшими затратами и соблюдением законодательства, повышать уровень лечебно-профилактической деятельности объектов здравоохранения.

Медицинские кадры. К медицинским кадрам относятся врачи, провизоры, стоматологи, медицинские сестры с высшим образованием, зубные врачи, сестринский и младший медицинский персонал. В категорию сестринского медицинского персонала входят фельдшера, акушерки и медицинские сестры, помощники санитарных врачей и эпидемиологов, медицинские лаборанты, зубные техники, рентгенолаборанты, рентгенотехники и др. Фармацевты и лаборанты представляют особую группы лиц со средним фармацевтическим образованием. Кроме того, в здравоохранении работают специалисты не медицинского профиля – социальные работники, биологи, физики, химики, инженеры и техники, юристы, экономисты – составляющие кадровый потенциал здравоохранения.

В настоящее время система высшего медицинского и фармацевтического образования России включает 58 государственных ВУЗов, в числе которых 16 университетов, 29 академий (включая Санкт-Петербургскую военную медицинскую академию) и 13 медицинских факультетов университетов Министерства образования РФ. Кроме того, с 1992 года в России организовано 8 негосударственных медицинских ВУЗов и медицинских факультетов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. Качество обучения в медицинских ВУЗах и медицинских факультетах обеспечивается реализацией единых эталонов учебных планов, унифицированных учебных программ и тематического содержания дисциплин утвержденным Государственным образовательным стандартом (ГОС) разработанным по каждой специальности на до- и последипломном уровнях.

Государственные образовательные стандарты по всем специальностям высшего медицинского образования разработаны Учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических ВУЗов в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Они содержат государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям.

Додипломный этапобучения студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов завершается проведением итоговой государственной междисциплинарной аттестации выпускников, которое проводится в три этапа:

1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым заданиям, утвержденным МЗ РФ, из единого банка междисциплинарных аттестационных заданий, охватывающих содержание гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, медико-биологических, медико-профилактических и клинических дисциплин.

2. Практический этап – оценка профессиональной подготовки выпускника по его умениям и навыкам – проводится в соответствующих базовых ЛПУ и на выпускающих кафедрах.

3. Итоговое собеседование является завершающим этапом аттестации выпускника.

Итоговая междисциплинарная аттестация с 1997 года осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организованными в каждом ВУЗе.

Ежегодный выпуск из медицинских и фармацевтических ВУЗов страны составляет: по специальности «Лечебное дело» – 54%, «Педиатрия» – 21%, «Стоматология» – 12%, «Медико-профилактическое дело» – 5%, «Фармация» – 7% и медико-биологическим специальностям – около 1%. Выпуск молодых врачей составляет ежегодно около 4% от общего числа врачей, занятых в отрасли.

Первый этап последипломного профессионального образования начинается сразу после получения выпускником медицинского ВУЗа диплома и предусматривает следующие формы обучения:

1. Интернатура – 1 год.

2. Ординатура для углубленного изучения специальности ­– 2-3 года.

3. Подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (например, врач общей или семейной практики) – 1-4 года.

После чего, дипломированный специалист здравоохранения сдает экзамен квалификационной комиссии и получает сертификат – документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам.

Сертификат свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности. Сертификат специалиста действует на всей территории России, но должен подтверждаться каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе последипломного профессионального образования (второй этап последипломного образования), т. е. прохождение аттестации.

Аттестация является одним из звеньев в системе непрерывного образования специалиста, способствующие повышению персональной ответственности каждого специалиста за выполнение им профессиональных и должностных обязанностей. По результатам аттестации специалисту присваивается квалификационная категория. К аттестации на квалификационную категорию допускаются лица, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм их собственности, т. е. имеющих сертификат специалиста.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые 5 лет, достигается реализации концепции о непрерывном медицинском образовании в РФ.

Квалификация специалистов определяется аттестационной комиссией по трем категориям: второй, первой и высшей. Вторая категория может присваиваться врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности не менее 5 лет; первая – семи и высшая – десяти лет. В стаж работы по специальности для аттестации на категорию засчитывается время работы по данной специальности, обучение в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по той специальности, по которой специалист проходит аттестацию, время работы в органах управления здравоохранением, в общественных профессиональных и профсоюзных органах.

Квалификационная категория, присвоенная специалисту, действительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения субъекта РФ о присвоении квалификационной категории. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока её присвоения.

Таким образом, в настоящее время существует два основных вида последипломной подготовке:

1) специализация – приобретение врачом одной из выбранных специальностей, путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных приказом Минздрава РФ №33 от 18.02.95;

2) усовершенствование: а) общее – предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; б) тематическая – предусматривающая повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; в) сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.

Вне зависимости от специальности врача, учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических ВУЗов России рекомендована модель комплексной последипломной подготовки, включающая три блока предметов:

I. Базисный блок.

1. Дисциплины по основной и смежным специальностям.

2. Неотложная помощь и реанимация.

3. Лабораторно-инструментальная диагностика.

4. Медицинская профилактика и реабилитация.

II. Организационный блок.

1. Экономика и управление здравоохранением.

2. Медицинская статистика.

3. Медицинское законодательство.

4. Врачебно-трудовая (медико-социальная) экспертиза.

5. Организация работы врача.

III. Блок фундаментальных дисциплин.

1. Общая патология.

2. Клиническая фармакология.

3. Медицинская психология.

4. Клиническая биохимия.

Из сказанного следует, что основным критерием качества медицинской помощи населения является компетентность и профессионализм врача, его широкий кругозор. Однако качественное оказание медицинской помощи только одними практическими врачами не возможно без грамотных, компетентных руководителей здравоохранения всей уровней. Поэтому второй стратегической задачей кадровой политики, от решения которой в значительной мере зависит успех реформы здравоохранения, является подготовка и переподготовка управленческих кадров для всех уровней практического здравоохранения и, прежде всего, в области организации, управления экономики, маркетинга, сертификации и др. Переподготовка и подготовка руководителей здравоохранения должна проводится дифференцировано по четырем уровням управления:

1) главные и старшие медицинские сестры – специалисты с высшим медицинским образованием;

2) заведующие структурными подразделениями (отделениями) – специалисты с высшим медицинским образованием;

3) руководители и их заместители учреждений здравоохранения, имеющие сертификат по организации здравоохранения;

4) руководители органов управления здравоохранением городского, районного, областного, краевого и республиканского уровней.

Контрольные вопросы.

1. Что относится к основным средствам контроля качества медицинской помощи РФ? Определение понятию «стандарты». Основная цель стандартизации.

2. Задачи системы стандартизации в здравоохранении.

3. Основные принципы стандартизации в здравоохранении.

4. Объекты стандартизации и структура системы нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.

5. Основные направления стандартизации. Три подхода к контролю качества в здравоохранении.

6. Показатели оценки качества медицинской помощи поликлиники: прямые и косвенные показатели.

7. Прямые и косвенные показатели оценки качества медицинской помощи стационара.

8. Система контроля качества в Курской области.

9. Шкалы медицинских стандартов для экспертной оценки УКДЛ.

10. Три звена участников контроля качества в здравоохранении. Внутриведомственный контроль.

11. Вневедомственное звено контроля качества медицинской помощи.

12. Звено независимого контроля качества медицинской помощи.

13. Кого относят к категории «медицинские кадры»? Кем обеспечивается качество обучения в медицинских ВУЗах и в медицинских факультетах России?

14. Додипломный этап обучения студентов: этапы, итоговая аттестация.

15. Этап последипломного профессионального образования. Сертификация и аттестация.

16. Основные виды последипломной подготовки для врачей; три блока предметов последипломной подготовки.

17. Подготовка и переподготовка руководителей здравоохранения.

Глава 26. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Составной частью деятельности врача любого ЛПУ, наряду с лечебно-диагностической работой, является проведение экспертизы трудоспособности (временной, а порой и стойкой). В этой связи возникает вопрос, что же такое трудоспособность и её экспертиза?

Под трудоспособностью понимается такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять работу определенного объема и качества.

Экспертиза трудоспособности – это вид экспертизы, заключающийся в определении длительности и степени нетрудоспособности человека в связи с заболеванием либо увечья, в выявлении причин утраты трудоспособности, установлении группы инвалидности.

При определении трудоспособности необходимо учитывать две группы факторов, влияющих на степень её утраты: медицинские и социальные. Так, например, с одинаковым заболеванием, но разной профессией человек в одном случае может быть признан трудоспособным, а в другом – нетрудоспособным: пианист с переломом ногтевой фаланги кисти будет признан нетрудоспособным, а учитель с аналогичным диагнозом может выполнять профессиональную деятельность.

Временная нетрудоспособность (ВН) состояние организма человека, обусловленное заболеванием или травмой, при котором нарушение функций сопровождается невозможностью выполнения профессионального труда в обычных производственных условиях в течение относительно небольшого промежутка времени и носит обратимый, проходящий под влиянием лечения характер.

Временная нетрудоспособность подразделяется на полную и частичную.

Полная ВН – это утрата работающим способности к труду на определенный срок и необходимость в специальном режиме и лечении.

Частичная ВН – это такое состояние заболевшего (получившего травму), когда он временно не может выполнять свою обычную профессиональную работу, но без ущерба для здоровья может выполнять другую, с иным режимом и объемом работу.

Экспертиза ВН – вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможность осуществлять профессиональную деятельность, а также определение сроков и степени временной утраты трудоспособности.

Установление факта ВН является сугубо медицинским действием, поскольку направлено на устранение неблагоприятных факторов и означает начало лечения, от которого зависит длительность ВН.

ВН устанавливается на весь период болезни при благоприятном прогнозе, а при неблагоприятном прогнозе она продолжается до выявления стойкой нетрудоспособности.

ВН может быть связана только с медицинскими причинами, когда она устанавливается лицами, утратившими трудоспособность в связи с болезнью или травмой; может быть установлена с профилактической целью в случае карантина или санитарно-курортным лечением и её установление направлено на предотвращение дальнейшего развития заболевания; могут иметь место показания социального порядка, когда освобождение от работы трудоспособного человека преследует социальные цели (уход за заболевшим членом семьи, носительство возбудителя или дегельминтизация и т. д.).

Согласно Положению об экспертизе ВН в ЛПУ выделяют пять уровней экспертизы ВН:

1) лечащий врач;

2) клинико-экспертная комиссия (КЭК) ЛПУ;

3) КЭК органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации;

4) КЭК органа управления здравоохранением субъекта Федерации;

5) главный специалист по экспертизе ВН Минздрава РФ.

Проведение экспертизы ВН включает два этапа: исполнение и управление.

Исполнителями являются лечащие врачи, управление экспертизой ВН – функция руководителей медицинских подразделений ЛПУ и органов здравоохранения.

Этап управления экспертизой ВН в ЛПУ включает в себя четыре звена последовательно подчиняющихся друг другу: лечащий врач – заведующий отделением – заместитель главного врача по экспертизе ВН – главный врач.

Организация и порядок проведения экспертизы ВН определяется Положением об экспертизе ВН в ЛПУ, утвержденным приказом МЗ РФ №5 от 13.01.95 г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» и согласованным с фондом социального страхования РФ. В функции лечащего врача, осуществляющего экспертизу ВН, входит:

1) определение признаков временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

2) в первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает необходимые обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

3) рекомендация лечебно-оздоровительных мероприятий, вид лечебно-охранительного режима, назначение дополнительных обследований, консультаций;

4) определение сроков нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

5) выдача листка нетрудоспособности (справки) в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в том числе, при посещении на дому); назначение даты очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

6) при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациента от работы;

7) своевременно направлять пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, решение вопросов о дальнейшем лечении и других экспертных вопросов.

Частнопрактикующий врач, при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше 30 дней, направляет пациента для консультации и решения вопроса о дальнейшем лечении на клинико-экспертную комиссию учреждения здравоохранения, обеспечивающего его медицинской помощью в соответствии с программой обязательного медицинского страхования;

8) при нарушении назначенного лечебно-охранительного режима (в том числе, при алкогольном опьянении) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и, в установленном порядке, в истории болезни (амбулаторной карте) с указанием даты и вида нарушения (при несогласии пациента с отметкой о нарушении режима «алкогольное опьянение», врач направляет его на комиссию по экспертизе алкогольного опьянения);

9) выявление признаков стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно организует направление пациента на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

10) осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (граждан, имеющих в год четыре и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или шесть случаев или 60 дней с учетом всех заболеваний);

11) при восстановлении трудоспособности на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

12) анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

13) постоянно совершенствует знания вопросов экспертизы временной нетрудоспособности.

Заведующий отделением стационара, поликлиники (при наличии в штатном расписании):

1) осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов на клинико-экспертную комиссию и на медико-социальную экспертизу;

2) проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных медицинских документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по окончании периода временной нетрудоспособности или при переводе пациента на другой этап лечения;

3) совместно с лечащим врачом направляет больного на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

4) осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

5) анализирует ежемесячно причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность пациентов лечащих врачей отделения и клинико-экспертные ошибки. При отсутствии в штатном расписании должностей заведующих отделениями их функции выполняет заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе.

Заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе:

1) осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль их (медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизы временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов;

2) анализирует клинико-экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

3) осуществляет взаимодействие с соответствующими медико-социальными экспертными комиссиями, учитывает и анализирует расхождения экспертных решений, ошибок и нарушений порядка направления пациентов на медико-социальную экспертизу и регулярно докладывает на врачебных конференциях;

4) рассматривает иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности;

5) организует учебу лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

Заместитель руководителя по клинико-экспертной работе выполняет следующие обязанности:

1) организует работу по контролю качества медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения, его подразделений и отдельных специалистов;

2) возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для её эффективной работы;

3) участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации;

4) осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности;

5) принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов;

6) проводит анализ заболеваемости, в том числе с утратой временной нетрудоспособности. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению;

7) анализирует клинико-экспертные ошибки, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности. По материалам принимает решения в пределах компетенции;

8) осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями и территориальными Фондами обязательного медицинского страхования, исполнительными органами Фонда социального страхования. Рассматривает их иски и претензии;

9) организует повышение квалификации специалистов данного учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в том числе экспертизы временной нетрудоспособности;

10) ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок;

11) рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности;

12) осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

Заместитель руководителя по клинико-экспертной работе имеет право:

1) контролировать работу специалистов со средним и высшим медицинским образованием в пределах своей компетенции;

2) привлекаться в качестве врача-эксперта к работе лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, органов управления здравоохранением и других на договорной основе;

3) принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам лечебно-профилактической помощи;

4) состоять членом различных общественных и профессиональных организаций, чья деятельность не противоречит деятельности и задачам врача эксперта;

5) вносить в установленном порядке предложения по вопросам качества оказания медицинской помощи и её экспертизы, снижения заболеваемости и трудопотерь по болезни.

Заместитель руководителя по клинико-экспертной работе несет ответственность за организацию клинико-экспертной работы в лечебном учреждении, объективность экспер

Наши рекомендации