Товарооборот однотоварного рынка, руб
Месяц | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
январь | 6353404,29 | 6944187,08 | 7869002,86 |
февраль | 5601229,41 | 6035509,96 | 6721459,04 |
март | 6889256,11 | 6894727,85 | 7882250,46 |
апрель | 5976433,85 | 6847974,00 | 7577066,56 |
май | 6111925,43 | 6855223,03 | 7775678,37 |
июнь | 6020275,29 | 6704689,15 | 7603169,86 |
июль | 5873600,74 | 6798231,81 | 7633440,23 |
август | 5502846,19 | 6202448,5 | 7374804,94 |
сентябрь | 6039038,46 | 6612273,11 | 7320101,40 |
октябрь | 5945311,46 | 6508226,33 | 7312619,08 |
ноябрь | 6220658,92 | 6669392,12 | 7223272,98 |
декабрь | 6876350,24 | 7234117,8 | 7976134,59 |
Применяя Excel, вычислим среднемесячный товарооборот , среднемесячные товарообороты и средние индексы сезонности по месяцам (рис. 3.3.8).
Рис. 3.3.8. Расчет средних индексов сезонности по месяцам
На рис. 3.3.9 изображена сезонная волна, построенная по средним индексам сезонности, отражающая усредненный тренд годового товарооборота за три года.
Рис. 3.3.9. Усредненный тренд годового товарооборота
Прогнозируется уменьшение спроса в четвертом году на 10% по сравнению с третьим годом. Поэтому, умножая товарооборот третьего года на число 0,9 и деля полученное произведение на число 12, найдем прогнозируемый среднемесячный товарооборот, равный 6770175,03 руб. Для составления ежемесячного прогноза товарооборота на четвертый год достаточно умножить вычисленный средний индекс сезонности каждого месяца, деленный на 100%, на число 6770175,03 (рис. 3.3.10).
Рис. 3.3.10. Прогноз месячных товарооборотов на 4-й год
Упражнение 3.3.7. По месячным данным о товарообороте однотоварного рынка за два года (табл. 3.3.13) составьте прогноз на третий год при условии сохранения факторов, действующих во втором году и увеличении спроса на 5% в третьем году.
Таблица 3.3.13
Товарооборот однотоварного
Рынка, тыс. руб.
Месяц | 1-й год | 2-й год | Месяц | 1-й год | 2-й год |
январь | июль | ||||
февраль | август | ||||
март | сентябрь | ||||
апрель | октябрь | ||||
май | ноябрь | ||||
июнь | декабрь |
Проблема классификации экономических циклов рынка дискуссионна. Согласно классификации Гарвардской экономической школы фазами рыночного цикла являются:
· депрессия (активность рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению);
· оживление (в товарном производстве и торговле начинается рост);
· инфляция (рост производства и торговли приостанавливаются);
· кризис (промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают).
Широкой известностью пользуется классификация У. Митчела экономических циклов рынка. В ней четыре фазы: оживление, подъем, кризис, ликвидация.
Циклы могут иметь различную продолжительность. Известны так называемые циклы Джанглера (7-10 лет), обусловленные денежно-кредитными факторами, циклы Катчина (3-5 лет), генерируемые динамикой оборачиваемости запасов, и частные хозяйственные циклы (1-12 лет), обусловленные колебаниями инвестиционной активности.
Тест 3.3.
1. Что лежит в основе емкости потребительского рынка?
а) производственный потенциал предпрриятий, реализующих товар на рынке;
б) моральный и физический изенос товара;
в) элластичность спроса каждой группы покупателей от изменения цен;
г) насыщенность рынка.
2. Насыщенность рынка товарами – это:
а) наличие товаров у потребителей;
б) наличие товаров на рынке;
в) объем товарных запасов;
г) выпуск товаров приедприями.
3. В качестве индикатора соотношения потребительского спроса и товарного предложения можно использовать:
а) изменение количества проданного товара;
б) изменение товарного запаса;
в) прибыль продавцов;
г) изменение цены.
4. Баланс спроса-предложения – это
а) таблица, в которой выявляются расхождения спроса и предложения;
б) оценка влияния спроса на предложение;
в) оценка влиянтия предложения на спрос;
г) оценка покупательной способности населения.
5. Если растут поставка товара и продажа, а товарные запасы сокращаются, то рынок
а) коллапсирующий;
б) стабильный;
в) развивающийся;
г) сокращающийся.
6. Если растут поставка товаров и товарные запасы,а продажа уменьшается, то рынок
а) коллапсирующий;
б) стабильный;
в) развивающийся;
г) сокращающийся.
7. Основная тенденция развития рынка – это:
а) динамика товарооборота;
б) динамика товарных запасов;
в) закономерность изменения основных параметров рынка;
г) динамика цен.