Русская экономическая мысль в 9-18 вв

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Микроэкономика

Тема: Особенности развития экономической науки в России

Выполнила

студентка группы БУ-136

Васильева Анастасия Дмитриевна

Проверил

Подгайский Константин Эдуардович

Санкт-Петербург, 2014

Содержание

Стр.

1. Глава 1. История экономической мысли в России………………………….………………

1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв. ……………………………………...…… .4

1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв ………………... ……………...…….7

1.3Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 века ………………….............9

2. Глава 2. Концепция российской школы экономической мысли …………………….…..…..

2.1 Поиск самоопределения…………………………………………………...............13

2.2 Отличительные черты российской школы экономической мысли…………………....14

Заключение………………………………………………………..... ………………….21

Список использованных источников………………………………..... ……………...…..23

Расчетная часть работы.Вариант № 2……………………………….....................................

Введение

Российская экономическая наука — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.

Духовный потенциал россиян, сложившаяся на его основе система нравственных ценностей и тип культуры предопределили иное, чем на Западе, отношение к коренным вопросам экономической теории. Отрицание концепции "экономического человека" и попыток рассмотрения его изолированно от общества является отличительной чертой российской философской и социальной мысли. Особое внимание уделялось становлению национального хозяйства и роли государства в его развитии. В соответствии с признанием альтернативности общественного прогресса для российских ученых был характерен поиск своеобразных путей эволюции крестьянского хозяйства. Таким образом, главными ее отличительными чертами были поиск путей переустройства общества и повышенное внимание к роли государства.

Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время – вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо – если они не учитываются – вести к ее застою.

Интерес к истории российской экономической мысли обусловлен рядом причин. Во-первых, Россия остро переживает период своего самоопределения и нуждается в восстановлении исторической памяти народа. После многих лет к россиянам вернулись имена многих выдающихся мыслителей, в том числе экономистов. Любая страна имеет шанс на будущее, если она опирается на историческое наследие. Во-вторых, сегодня перед страной встали жизненно важные вопросы в области не только экономики, но и науки, а также культуры, ответы на которые содержатся в трудах наших соотечественников.

Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правовой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.

Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития российской экономической мысли во все исторические периоды становления нашей страны, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью.

История экономической мысли в России

Русская экономическая мысль в 9-18 вв.

До настоящего момента история экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это неслучайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. В рамках данной курсовой работы невозможно проанализировать взгляды всех видных представителей русской экономической мысли, поэтому акцент будет сделан на том, что отличает ее от западноевропейской экономической мысли.[1]

Экономическая мысль, как наука сформировалась лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико - правовой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.[4]

Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.[7]

Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладение князей, бояр, мужей-дружинников, а после принятия христианства-церкви. Характерной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало территориальное разделение разных форм феодального землевладения.[4]

Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа. [4]

В 9-11 вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство -Киевскую Русь.Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли [2]

В начале 12 в.в. Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь изакупы (обязанные обработать взятый долг - «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). [2]

Экономическая мысль первой половины 16 в. – преддверие реформ 50-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянинаИвана Семеновича Пересветова.В написанных им произведениях и челобытных царю Ивану IV (Грозному) фактически была изложена программа преобразований, которая фактически была взята царем на вооружение.[7]

Россия 17-18 вв. – это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство. Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теории, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития.[7]

На рубеже 17-18 вв. в России Петр 1 (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности.[1]

Петр принимал меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял торговлю в нем, был создан флот, товары вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.[1]

Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра I. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее.[2]

Адам Смит, чья работа «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) положила начало современной экономической теории, или политической экономии, был заинтригован, обнаружив в этой экономической системе определенный порядок. Тогда Смит провозгласил принцип «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои собственные эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наибольшего блага для всех; из этого следует, что любое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции почти наверняка будет иметь вредные последствия. Смит признавал известную ограниченность своей доктрины, но лишь позднее экономисты открыли следующую истину: достоинства, приписываемые свободному предпринимательству, присущи ему в полной мере лишь тогда, когда в наличии имеются все сдерживающие и уравновешивающие факторы «совершенной конкуренции».[2]

Тем временем Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Работа рассматривает главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. В области промышленной политики Посошков подчеркивает особое значение, которое нужно придавать развитию новых производств, чтобы Россия могла стоять наравне со странами Европы. [2]

Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. [2]

В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей. [2]

Наши рекомендации