Русская социологическая мысль

Становление и развитие социологии в России сопровождались непрерывными дискуссиями о ее предмете. Социология как наука сформировалась в России к началу 20-х годов ХХ в. В ее эволюции наблюдается три этапа:

I. 60-е – 90-е гг. XIX в. (как и на Западе – социология позитивизма).

II. 1890-1900-е гг. (социология есть наука, имеющая собственный предмет и задачи).

III. 1910-1922 гг. – социология как общая теория социального.

М.М. Ковалевский(1851-1916) – основатель профессиональной русской социологии, первый ее академик. Его мировоззрение имело особенный склад, не типичный русским философам и обществоведам. Стиль его научных работ, которые касались не только социологии, но и истории, права, литературы, расходился с “духом” отечественных взглядов. Русскую социологию всегда отличала высокая идеологическая ангажированность, стремление прямо служить политическим целям. Ковалевский больше ориентировался на западную позитивистскую социологию. Построив свою социологическую систему не на политических соображениях, а на изучении истории социальных, политических и экономических институтов, он настолько отошел от русских социологов, что даже не упоминал их в своих работах.

База социологических мыслей Ковалевского – это социология Конта и Спенсера. Она оказалась ему настолько подходящей, что он так и не смог оторваться от классиков. Постоянно находил что-то новое в их концепциях.

Ковалевский родился в знатной и богатой семье. Окончил юридический факультет в Харькове, затем учился за границей. Встречался с Марксом, это знакомство не прошло бесследно. По возвращению в Россию 10 лет читал курс государственного права и сравнительной истории права в МГУ. Его докторская диссертация была посвящена Англии. В 80-е годы он начал проводить полевые исследования “правовых обычаев” на Кавказе, которые проанализировал в историко-сравнительной перспективе.

Ковалевский уезжает во Францию и публикует там свои лучшие работы на иностранных языках. Некоторые из них параллельно выходили и на русском языке. Он преподавал во многих европейских университетах. Стокгольмские лекции вылились в книгу, которая стала ключевым источником для написания Энгельсом и Марксом “Происхождение семьи…”. Значение этой книги в том, что она явилась введением в мировую социологию русских этнографических материалов и русских исследований общины.

Исследовательская работа “Происхождение современной демократии” была написана в эмиграции (1895-1897). В ней определена доктрина народного суверенитета и равенства перед законом. В работе “Экономический рост Европы”, которая создавалась 25 лет, представлена широкая картина экономических порядков, истории городского хозяйства и “рабочего вопроса” в средние века. Эта книга до сих пор ценится как первостепенный источник по истории феодализма.

Революция 1905 года вернула Ковалевского в Россию. Он снова стал преподавать, но уже в Психоневрологическом институте, основанном Бехтеревым. Активно занимался общественно-политической жизнью и государственным управлением (избирался в I Государственную думу). Умер, оставив после себя незабываемую славу.

Питирим Александрович Сорокин(1889-1968) был достойным продолжателем развития социальной мысли в России. Родился в Вологодской губернии в семье ремесленника (ювелир по иконам). Сначала оканчивает учительскую школу, затем – Психоневрологический институт и Петербургский университет. Защитил диссертацию и получил степень магистра права. Был очень активен в политике с молодых лет, попадал в тюрьму, где познакомился с трудами Лаврова, Спенсера, Конта. Стал лидером правого крыла партии эсеров, секретарем А.Ф. Керенского, редактором газеты “Воля народа”. Но в 1918 г. он уходит из политики, а в 1919 г. основывает первый в России социологический факультет Петербургского университета. Но уже в 1922 г. вместе с группой других ученых оказывается высланным из России. Сначала он жил в Берлине и Праге, а затем уезжает в США. Там его приглашают в Гарвардский университет. Усиленно старается вывести социологию из дебрей эмпиризма, придав ей философскую основу.

Творчество Сорокина можно разделить на три периода:

· "Русский" – до 1922 г. (создает позитивистскую модель социологии под влиянием идей Конта, Дюркгейма, а так же Бехтерева и Павлова).

· Позиция социального бихевиоризма (разработка теории “социальной мобильности”; пишет книги “Социология революции”, “Социальная мобильность”).

· 30-50 гг. XX века – пик научного творчества (пишет самые кризисные и фундаментальные труды, в том числе принесшую всемирную известность книгу “Социальная и культурная динамика”).

Сорокин отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции. Он считал, что при нормальном ходе вещей столкновения в обществе предотвращаются соглашением, компромиссом, для которого главной является идея солидарности всех членов общества. Он считал, что социология должна строиться по принципу естественных наук. Не надо противостоять “науке о природе” и “науке о культуре”. Социология должна изучать мир таким, какой он есть. Нравственные и субъективные позиции не должны быть в социологии. Социология должна быть объективной наукой, т.е. изучать реальные отношения людей, доступные объективному наблюдению. Социология должна прекратить “философствование” и взять на вооружение математику и статистику. Опора на реальность и научность – вот основные принципы социологии по Сорокину. На новом уровне научных знаний автор развивал исходные позиции социологического позитивизма. Он был противником всяких социологических потрясений, выступал за эволюционный путь развития.

Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая:

· социальная аналитика - строение социального явления и его основные формы;

· социальная механика - процессы взаимодействия людей, их поведения, его мотивы и движущие силы;

· социальная генетика - развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология опирается на теоретическую и помогает обществу управлять социальными силами. Это, по сути, социальная политика.

Объектом изучения социологии Сорокин считал социальное поведение и деятельность людей, социальной группы и структуру общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействия индивидов, проявляющиеся в поведении и деятельности – это непосредственно то, что изучает социология. В этом заключается отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Взаимодействие индивидов характеризуется как простейшие социальные явления. Из них образуются все остальные, более сложные социальные явления. Сорокин изучал социальные группы и предложил их классификацию: одностороннего и многостороннего признака. Социальные группы, выделенные по одному признаку – язык, территория, возраст – односторонние. По многим – сложные неоднородные группы. Далее Сорокин создал теорию социальной стратификации: все общество делится на разные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, культурным ориентациям. Основные формы: экономическая, политическая и профессиональная стратификация – это естественное, нормальное состояние общества. Человек может переходить из одного социального слоя в другой, если меняется его экономическое положение или профессия. Этот процесс получил название социальной мобильности.

· Горизонтальная социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую на одном уровне.

· Вертикальная мобильность – переход из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает экономическое неравенство людей: различные доходы, уровень жизни. Как правило, более богатые относятся к высшим политическим слоям и профессиональным, и наоборот. Социальная мобильность такое же естественное и неизбежное явление как социальная стратификация, на основе которой она существует. Люди постоянно двигаются по социальной лестнице вверх и вниз, таким образом, общество живет и развивается.

П.А. Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ в.

Социология в СССР.

В первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями. В 1922 г. многие ведущие ученые были высланы из страны, закрылись все кафедры социологии, перестали издаваться журналы.

В марксистской социологии 20-х гг. были различные варианты биологизации и психофизиологизации общественных процессов, попытки соединить с марксизмом дарвинизм и фрейдизм. Многие марксистские работы были заполнены механистическими концепциями. Исторический материализм стал претендовать на общую социологическую теорию. В 30-е гг. КПСС объявила социологию враждебной марксизму лженаукой. Период между 30-ми и 60-ми гг. характеризуется как разрыв в эволюции социологической мысли в советском обществе.

Возрождение социологии происходило в период (60-е гг.), когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена. Социология еще была в статусе лженауки. Исторический материализм был объявлен собственно социологией, а социология была определена как эмпирическая наука, занимающаяся прикладными исследованиями. Возрождение социологии было очень сложным. Главная задача ее реабилитации – доказать, что социология не находится в противоречии с марксистской философией. Возрождение шло в русле эмпирических исследований, которые были необходимы для решения ряда важных вопросов: трудовые отношения, массовая коммуникация, семья, градостроительство. С 1974 г. начинает издаваться первый журнал по социологии “Социологические исследования”. Ведущими социологами страны были: В.Я. Ядов, А.Т. Здравомыслов, Г. М. Андреева, Г. В. Осипов, Б. А. Грушин и др. Складывались свои социологические школы, направления, открывались многочисленные социологические службы и лаборатории.

Но истинное возрождение науки социологии в нашей стране началось только с начала 90-х гг. ХХ в. Именно с этого момента отпала необходимость идентификации социологии с историческим материализмом. В университетах стали открываться факультеты, отделения, направления социологии. Отечественная социологическая мысль именно сейчас обретает статус науки, активно влияющей на общественную жизнь страны.

Наши рекомендации