Факторный анализ причин невыполнения или перевыполнения показателей использования подвижного состава
Анализ причин невыполнения планового задания и условий, способствующих перевыполнению плана на данной дороге, ведется на основе взаимосвязи показателей работы дороги и темпов их роста и прироста. Анализ целесообразно начинать с наиболее общих, сложных показателей, таких, как грузооборот, работа дороги, постепенно переходя к более простым первичным показателям, характеризующим использование вагонов и локомотивов с какой-то одной стороны: или по мощности, или по времени. При анализе следует иметь в виду, что в выполнении заданного объема перевозок важное значение имеет повышение производительности вагонов и локомотивов. Это позволяет выполнять плановое задание по грузообороту с наименьшей затратой перевозочных средств - вагонов и локомотивов. В свою очередь, повышению производительности вагона способствует повышение нагрузки на груженый вагон, снижение доли порожнего пробега и увеличение его среднесуточного пробега. Последнее достигается за счет снижения времени оборота вагона, его элементов.
Повышению производительности локомотивов способствуют увеличение веса поезда, увеличение среднесуточного пробега локомотива и снижение доли его вспомогательного пробега. Увеличение веса поезда может быть достигнуто, с одной стороны, за счет увеличения нагрузки на вагон, а с другой стороны, за счет увеличения его состава.
Определение меры влияния каждого факторного показателя на связанные с ним показатели использования вагонов грузового парка и локомотивов проводится на основе математических формул.
Рассмотрим на условном примере методику анализа использования вагонов методом цепных подстановок.
Наиболее общим показателем использования вагонов является их среднесуточная производительность . Этот показатель на дороге не выполнен.
Таблица 4.
Расчет изменения производительности вагона от определяющих ее факторов
Показатель | Ед. изм. | План | Отчет | % выполнения плана | Величина прироста (спада) | ||
Фактич. Исходных данных в ср. с планом | Произв. Вагона по факторам | ||||||
Без учета неувязки | С учетом неувязки | ||||||
Fв | Ткм | 92,7 | -1080 | -1100 | -1080 | ||
Pд | Т | 95,6 | -2 | -460 | -450 | ||
Sв | км | -10 | -640 | -630 |
Общее уменьшение производительности вагона составило:
∆Fв=13640-14720=-1080 ткм или 7,3 %
Рассматриваем влияние каждого фактора методом взаимного исключения. Определяем прирост ∆Fв за счет Sв:
∆Fв (Sв )= Pд0(Sв1-Sв0)=46(310-320)=-460 ткм,
Т.е. за счет снижения Sв на 3% производительность вагона понизилась на 460 ткм.
Определяем прирост ∆Fв за счет Рдин :
∆Fв (Pд )= Sв0(Pв1-Pв0)=320(44-46)=-640 ткм,
т. е. снижение Pд на 4,4 % повлекло за собой снижение Fв на 640 ткм, этот
фактор действовал отрицательно.
Определяем общий результат влияния этих факторов:
∆Fврасч= ∆Fв (Sв) + ∆ Fв (Рдр) = (-460) + (-640) = -1100 ткм.
В результате дальнейших расчетов мы устанавливаем, что в приросте Fв имеет место несоответствие общих исходных итогов и результатов наших расчетов, а именно:
Н=∆Fв - ∆Fврасч= -1080+1100=20 ткм
Это несоответствие принято называть “неувязкой”.
Величину “неувязки” необходимо перераспределить по влияющим факторам, участвующим в расчете. Распределение можно осуществить двумя способами: 1) поровну; 2) пропорционально уровню каждого фактора.
В данной работе распределение величины “неувязки” разрешается осуществить первым способом, т. е. разделить пополам и полученный результат приплюсовать к расчетному уровню каждого фактора.
Окончательные расчеты в этом случае будут сведены к следующему:
∆Fв= =(∆Fв (Sв) +Н/2)+ (∆ Fв (Рдр) +Н/2)=-460+10-640+10=-1080
Таким образом, за счет невыполнения плановой нормы динамической нагрузки вагона рабочего парка на 4,4 % среднесуточная производительность вагона снижена относительно плана на 450 ткм. В то же время из-за невыполнения среднесуточного пробега вагона на 3% снизилась среднесуточная производительность вагона на 630 ткм.
Наиболее общим показателем использования вагонов является их среднесуточная производительность . Этот показатель на дороге не выполнен.
,
где – Рдин динамическая нагрузка вагона;
Sв - среднесуточный пробег;
αпор - коэффициент порожнего пробега.
т-км / ваг. сут. - плановая
т-км / ваг. сут. - фактическая
Общее изменение производительности вагона Fваг составило:
∆Fв=Fфак-Fпл
∆Fв=11462-12267= -805 т-км./ваг. сут.
Устанавливаем, за счет какого фактора и в какой мере произошло это уменьшение. Рассматриваем влияние каждого фактора методом цепных подстановок.
Определяем прирост ∆Fв за счет Рдин :
∆
т. е. уменьшение Рдин повлекло за собой повышение Fваг на 534 т-км./ваг. сут.
Определяем прирост ∆Fв за счет уменьшения Sв :
∆
т. е. за счет уменьшения Sв производительность вагона понизилась на 384 ткм./ваг.сут.
Определяем прирост ∆Fв за счет уменьшения αпор:
∆
т. е. снижение αпор повлекло за собой увеличение ∆Fв на 103 т-км. /ваг. сут.
Определяем общий результат влияния этих факторов:
∆ =∆ +∆ +∆
∆ =534-384+103= 253 ткм./ваг.сут.
Общий результат расчета изменения производительности по факторам отличается от фактического перевыполнения производительности вагона. «Неувязка» составляет:
Н=∆ - ∆
Н=-805+253=-552 т-км /сут.