Методические рекомендации. При изучении данной темы следует исходить из сопостав­ления юридической и

При изучении данной темы следует исходить из сопостав­ления юридической и социологической оценок неосторожной преступности, имея в виду, что, хотя неосторожность признает­ся менее тяжкой формой уголовно-правовой вины, чем умысел, объективная опасность и вред, причиняемый неосторожными преступлениями, не ниже. А в ряде случаев и выше, чем от умышленных преступлений. Оценка неосторожной преступно­сти должна даваться с учетом требований к безопасности в ус­ловиях научно-технической революции, технизации и машини­зации всех сфер жизни, угрозы экологической катастрофы.

Анализируя статистические показатели неосторожной преступности, следует выделить основные виды неосторож­ных преступлений и сферы, в которых они совершаются. Не­обходимо при этом иметь в виду высокую латентность многих преступлений, совершаемых по неосторожности.

Изучая особенности криминологической характеристики лиц, совершающих неосторожные преступления, студенты должны определить те нравственно-психологические черты, социальные роли и статусы, с которыми связано неосторожное поведение. При рассмотрении детерминант неосторожной преступности важно разграничить объективные (внеличностные) и субъективные (личностные) обстоятельства, поскольку это существенно для организации профилактики неосторож­ных преступлений. Важно также разобраться в особенностях психологического механизма совершения неосторожного пре­ступления, надлежаще оценить роль и взаимодействие в этом механизме личности и ситуации. В вопросе предупреждения неосторожной преступности следует выделить профилактиче­ские меры, непосредственно осуществляемые существующи­ми службами и подразделениями органов внутренних дел, и случаи, когда ОВД выступают информаторами и инициатора­ми принятия необходимых профилактических мер, осуществляемых иными субъектами.

Задание 1

Прочтите описание преступного поведения. К какому ти­пу относится данное преступление? Проанализируйте кри­миногенную ситуацию и личность преступника. Можно ли было предотвратить это преступление?

Сурен хороший водитель. Но сегодня что-то не так. То ли дорого неровная, то ли колеса не слушаются — нет, автомо­биль здесь ни при чем. Просто Сурен был у любимой девуш­ки. Они вместе выпили бутылку коньяка, присланного его от­цом из Армении.

Дорога вдруг наклонилась вправо, машина стала скользить в ту же сторону. Как назло, там кто-то стоит.

На суд любимая девушка не пришла. Возможность про­ститься с ней Сурену не представилась.

Задание 2

Прочтите описание преступного поведения. К какому ти­пу относится данное преступление? Проанализируйте кри­миногенную ситуацию и личность преступника. Можно ли было избежать этого преступления?

Скоба летел на своих «Жигулях». Какой же русский не любит быстрой езды? Рядом сидел друг, на заднем сидении — их жены. Субботний вечер обещал быть приятным.

Что произошло в следующую минуту, не укладывается в его голове. Автомобиль врезался в дорожный столбик, не­сколько раз перевернулся и вылетел на пашню. Друг погиб на

 

месте, женщинам причинен тяжкий вред здоровью. У самого Скобы сломан позвоночник.

Задание 3

Крапивин, управляя автомобилем «Волга», превысил ско­рость и совершил наезд на пешехода.

1. Составьте план изучения его личности на предваритель­ном следствии.

2. В учебной ситуации в роли следователя проведите изуче­ние личности обвиняемого по уголовному делу.

3. Примите как судья справедливое, обоснованное, законное решение в отношении Крапивина.

(В роли обвиняемого, потерпевшего и свидетелей высту­пают студенты по предложению преподавателя).

Задание 4

Лазарев по неосторожности убил свою жену.

По факту причинения смерти по неосторожности было возбуждено уголовное дело. Следователь провел расследова­ние и направил дело в суд. При этом причины и условия пре­ступления выяснены не были.

1. Составьте план изучения личности подсудимого, а также причин и условий преступления в ходе судебного заседания.

2. Проведите в роли судьи судебные действия в этих целях.

3. Подготовьте частное определение по уголовному делу.

ТЕМА 18. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Методические указания

Появление и быстрое распространение преступности, за­трагивающей своими проявлениями сферу юрисдикции двух и более государств, потребовало выработки новых, более эф­фективных стратегических мер в области борьбы с ней. Взаи­модействие между правоохранительными органами России и стран Ближнего и Дальнего зарубежья — важнейшая состав­ная часть международного сотрудничества в борьбе с пре­ступностью, представляющая собой объединение усилий уче­ных и практиков-специалистов в области криминологии, уголовного права, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин в целях предупреждения, раскрытия пре­ступлений, розыска скрывшихся преступников, в исследова­ниях проблем преступности, одинаково значимых в рамках международного сотрудничества.

При изучении вопросов темы необходимо обратиться к международно-правовым договорам в области борьбы с пре­ступностью (межгосударственным, межправительственным, межведомственным), а также к международным организаци­ям, призванным обеспечить сотрудничество в борьбе с таким социально-негативным явлением, как преступность.

Обращаясь к изучению международной преступности, следует разобраться в соотношении и разграничении понятий «международная преступность» и «преступления междуна­родного (транснационального) характера».

Весьма важным при изучении данной темы является уяс­нение направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью и в направлении предупреждения преступлений


Наши рекомендации