Место дисциплины «Баскетбол» в системе физического воспитания и оздоровления населения

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Баскетбол»

Тема 1. Ведение в предмет «Баскетбол»

Место дисциплины «Баскетбол» в системе физического воспитания и оздоровления населения.

История и развитие баскетбола.

1.3. Организация и содержание учебной работы и экзаменационные требований для прохождения курса методики. Зачетные требования

Соблюдение техники безопасности и гигиенических норм в учебно - тренировочном процессе.

Место дисциплины «Баскетбол» в системе физического воспитания и оздоровления населения.

Широкие перспективы новых свершений и подъема жизненного уровня казахского народа намечены на ближайшее время и в послании Президента Казахстана за 2008 год. Большое внимание в этих решениях уделяется и физическому воспитанию.

Перед физкультурными работниками поставлена трудная и очень важная задача: вовлечь все население нашей страны в систематические занятия физкультурой и спортом с тем, чтобы способствовать всестороннему гармоническому развитию трудящихся нашей страны, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины. Эта задача решается всей системой физического воспитания, в которой видное место занимают спортивные игры в частности, баскетбол.

Достоинства баскетбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения, большой зрелищности. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональная борьбы, коллективизм — вот что привлекает в баскетболе миллионы людей различных возрастов и профессий.

Занятия баскетболом— весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий баскетболом способствует укреплению костного аппарата и совершенствованию всех функций организма.

Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и т. д. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют развитию таких ценных психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность самоотверженность, инициативность, дисциплинированность.

Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры приучает игрока к коллективным действиям, стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Впервые баскетбол, как игра, была «изобретена» в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название баскетбол» (Баsket — корзина, bаII— мяч)

А на рубеже ХХ в. в ряде стран появилась новая игра ручной мяч основателем которой является датчанин Х. Нильсен.

Первые соревнования были проведены в 1898 г., который, считается годом рождения этой спортивной игры.

При определении влияния баскетбола на организм занимающихся, а также их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых дёйствий.

Активное противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, к быстрой смене игровых ситуаций в защите и нападении. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного раз решения. Им необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Это возможно осуществить при наличии у играющих определенных знаний, навыков, умений, двигательных и волевых качеств.

Двигательные навыки у занимающихся баскетболом характеризуются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и другие действия различными способами и в самых разнообразных условиях. К важным особенностям спортивных игр относятся также коллективные тактические действия. Большинство спортивных игр проводятся командами, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха.

В коллективной игре огромное значение имеет своевременная и правильная взаимопомощь. Как в нападении, так и в защите. Помогая друг другу, необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Рамки игровой деятельности определяются правилами, за нарушение которых игроки получают определенные наказания. Это также затрудняет и обусловливает деятельность участников игры. Определяя, какие технические приемы и тактические действия нужно использовать в данный момент, играющие вынуждены помнить о правилах игры.

Таким образом, баскетбол способствуют воспитанию целого ряда таких положительных навыков и черт характера, как умение подчинить личные интересы интересам коллектива, чувство патриотизма, взаимопомощь, уважение своих партнеров и противников, сознательная дисциплина и т. п.

Наши рекомендации