Анализ конкурентной среды компании
Курсовая работа по менеджменту на тему
«Анализ состояния и оценка окружения компании на примере ООО "ПТК "ПЧЁЛЫ"»
Студент 2 курса очного отделения,
Группа 201
Никита Алексеевич Радюк
Студент 2 курса очного отделения
Группа 203
Роман Евгеньевич Кормишин
Преподаватель
Горбатенко Д.А.
Работа защищена:
«_____» ___________ 20__ г.
С оценкой _____________
Протокол № ______
Иркутск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Представьте себе линию фронта. Утро. Некое затишье перед бурей. Что делает штаб, пока армия отдыхает перед битвой? Хороший штаб оценивает силы противника и силы собственной армии, оценивает обстановку, находит стратегически важные точки. Одной фразой – разведка перед боем. Ведь если вслепую ринуться в бой, в большинстве случаев армия будет обречена на поражение.
Но это менеджмент, а не кадетский корпус. Тогда к чему всё это?
К тому, что в бизнесе всё точно также. Компания – ваше государство. Подчиненные – ваши солдаты. Совет директоров – ваш генералитет. Чтобы выиграть бизнес-войну, нужно продумывать всё так тщательно, как будто идёт война.
В современной экономике анализ внешней и внутренней среды организации является чуть ли не одним из самых важных элементов успешной организации всего бизнеса. Проблема же заключается в том, что многие предприятия пренебрегают этими методами. Конечно, они проводят «рекогносцировку», но обычно не так тщательно, как надо было бы, поэтому часто проигрывают в конкурентной борьбе.
Именно поэтому очень важно анализировать весь рынок, внешнюю и внутреннюю среду компании. С помощью этого нужно уметь создавать барьеры для конкурентов. Таких барьеров может быть множество, главное понимать, какие барьеры могут остановить или помешать конкуренту выйти на рынок и развиваться на нём.
Главной целью данной курсовой работы является анализ и оценка конкурентного окружения компании на примере «ООО ПТК Пчёлы»
Задачи для достижения цели:
1) Изложить теоретические основы по заданной теме
2) Провести практическое исследование «ООО ПТК Пчёлы» по выбранным моделям
3) Выявить верные пути дальнейшего действия компании на основе анализа
ТЕОРИЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ конкурентной среды компании
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными компаниями, которые заинтересованы в получении большей прибыли за счет завоевания доверия потребителя.
Изучать конкурентную среду стоит уже на стадии бизнес-идеи. Когда организации ещё и нет. Это поможет сразу же занять определенную позицию на рынке, после начала деятельности предприятия, и удержаться в этой нише, успешно развиваясь.
Чем анализировать конкурентную среду? Существует множество методик. На наш взгляд одной самых удобных являются «Пять сил Портера». Данная модель была основана в 1980 году вместе с выходом книги Майкла Портера «Конкурентная стратегия».
Модель Портера анализирует конкурентные условия на рынке. Она позволяет оценить, как каждая из пяти сил влияет на компанию, и насколько та или иная отрасль интересна для деятельности компании.
Сами силы Портера:
1) Рыночная власть покупателей
2) Рыночная власть поставщиков
3) Угроза вторжения новых участников
4) Опасность появления товаров – заменителей
5) Уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция
На практике данная модель помогает определить, какая из пяти сил больше всего выражена и интенсивна в определенной отрасли. Благодаря этому можно найти ту позицию, при которой компания максимально защищена от влияния этих конкурентных сил. Очевидным является то, что чем слабее влияние этих сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли имеет компания. Это правило действует и наоборот.
Под угрозой вторжения новых участников, понимается привнесение ими на рынок новых технологий, ресурсов и т.п., это может стать большой угрозой для всей отрасли и полностью её перевернуть. Сделать революцию. Однако, если барьеры входа в отрасль высоки и сила влияния компаний отрасли высока, тогда влияние новичком будет минимальным. К примеру авиастроение. Входной барьер крайне высокий, устойчивость «ветеранов» также высока, поэтому новичку будет крайне трудно занять своё место. Предотвратить вторжение конкурентов можно, правильно выстроив барьеры.
Под рыночной властью покупателей подразумевается влияние потребителей на конкурентоспособность товара компании на рынке. Потребители часто предъявляют всё более и более высокие требования, что заставляет компании отрасли повышать качество продукта, внедрять новые технологии, за счет увеличения издержек. В связи с этим прибыль сокращается. Сила влияния потребителей очень высока потому, что покупатели могут свободно переключаться между товарами в отрасли, т.к. товары не обладают какой-либо уникальностью. Потребитель не несёт никаких рисков. Потребитель склонен искать наиболее выгодные предложения для снижения собственных затрат.
Третья сила – влияние поставщиков. Для компании поставщики – это всё. Они как никто другой оказывают серьёзное влияние, т.к. без них предприятие не сможет функционировать. По Портеру существует несколько ситуаций получения высокого уровня влияния поставщиков на прибыль компании.
1) Когда на рынке существует монополия или олигополия поставщика. В таком случае все компании отрасли зависимы от одного поставщика.
2) Ограниченность ресурсов поставщика.
3) Ограничение во времени – если поставщик не успевает, или по каким-либо причинам не может выполнить заказ в установленный срок.
4) Поставщик не имеет приоритета в данной отрасли, т.к. это не обеспечивает основной доход для поставщика.
Появление товаров-заменителей. Такие товары серьёзно бьют по всей отрасли. Отчасти, это похоже на угрозу новых конкурентов. Товары-заменители способны дать лучшее соотношение «цена-качество» для потребителей. В таком случае возникает ограниченность роста рынка.
Последней силой Портера – внутриотраслевая конкуренция. Компании всегда пытаются улучшить своё положение на рынке, постепенно завоёвывая потребителей рынка. Такая «война» приводит к ценовой конкуренции, и увеличению издержек на продвижение товара, на новые технологии, повышению качества продукции. Всё это в какой-то мере снижает прибыль компаний в отрасли.
Условия конкуренции:
1) Довольно большое кол-во компаний в отрасли и их равенство в объемах продаж.
2) Постоянный передел рынка и захват долей друг у друга
3) Из-за постоянных скачков на рынке, потребитель имеет большое количество альтернатив для выбора продукции, за счет этого каждая компания имеет высокий уровень нестабильности будущих доходов и последующей прибыли.
Изучив факторы Портера, можно провести подробную оценку и анализ конкурентных преимуществ продукта компании, и выявить правильные действия для дальнейшего существования компании на рынке отрасли. Анализ по Портеру способен определить лидеров рынка, преимущества и недостатки конкурентов.
Анализ рынка отрасли
Матрица «+» и «-» является самой простейшей и эффективной матрицей принятия решений. Кеннет Эндрюс, профессор Гарварда, в 1963 году усложнил данную базовую матрицу, добавив внешние и внутренние факторы влияния.
Для анализа рынка существует ещё множество методов. Однако, одним из самых эффективных методов – SWOT-анализ.
SWOT-анализ дает возможность максимально глубоко изучить влияние внешней и внутренней среды на деятельность и эффективность компании. Это определение сильнейших и слабейших сторон вашей компании, возможностей компании, угроз, на основе влияющих факторов внешней и внутренней среды. На этих четырех аспектах и строится весь SWOT.
Расшифровка: S – Strengths, то бишь сильные стороны компании ; W – Weaknesses – слабые стороны ; O – Opportunities – возможности компании для дальнейшего развития ; T – Threats – факторы, угрожающие всей компании.
Однако, для проведения SWOT-анализа, важно уже иметь всю информацию. Т.к это не более, чем инструмент для систематизации, с целью выявления верных путей развития.
Сначала проводится анализ всего рынка, исследуются запросы потребителей, выявляется целевая аудитория. Далее, проводится конкурентный анализ, допустим, с помощью законов Портера.
После сбора всей информации, для удобства составляется таблица SWOT-анализа:
Первым шагом следует определить сильные и слабые стороны своего продукта/услуги. Следует выбрать около 5 основных факторов и расставить их приоритеты по важности. Что больше влияет на продажи и прибыль компании, что чуть меньше. Тоже самое следует сделать со слабыми сторонами.
Вторым шагом выявляются возможности для развития компании. В условиях постоянно скачущего рынка, важно выявить те факторы внешней среды, которые позволят компании увеличить свои продажи и повысить конечную прибыль.
Третьим шагов выявляются главные угрозы. Также факторы внешней среды, снижающие продажи и уровень прибыли в будущем.
Часто к SWOT анализу дополнительно подключают метод PEST-анализа, который рассматривает политические, социальные, экономические и технологические факторы внешней среды. Одним словом – более глубокое изучение именно возможностей и угроз.
В совокупности это даёт максимально структурированную ключевую информацию в простейшем виде, благодаря чему очень удобно принимать решения. И начиная с 1980-х годов, данная модель не теряет своей актуальности.