К выполнению задания 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Выпускающая кафедра _________________ _____ Проректор по учебно-методической работе – директор РОАТ
Зав. кафедрой _________________________ (подпись, Ф.И.О.) __________________________ (название института, подпись, Ф.И.О.)
«_____»______________ 20 г. «_____»______________ 20 г.

Кафедра___Учёт, анализ и аудит

(название кафедры)

Автор _____Рожкова Людмила Ивановна

(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Статистика

(название дисциплины)

Направление: 080100.62 Экономика,

(код, наименование специальности /направления)

Профиль: 080100.62 Региональная экономика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная, сокращённый срок

Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии Протокол № «____» _______________ 20___ г Председатель УМК ____________________ (подпись, Ф.И.О.) Одобрена на заседании кафедры   Протокол №_______ «___» _____________ 20__ г. Зав. кафедрой _________________________ (подпись, Ф.И.О.)

Москва 2012 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По рассматриваемой дисциплине на 2 курсе выполняется курсовая работа. Курсовая работа содержит шесть тем:

1) средние величины и показатели вариации;

2) ряды динамики;

3) индексы;

4) выборочное наблюдение;

5) статистика численности и состава населения;

6) система национальных счетов.

По каждой теме предлагается десять вариантов задач. Свой вариант студент выбирает по последней цифре учебного шифра и начальной букве фамилии (табл.А).

Таблица А

Матрица вариантов

Начальная буква фамилии студента Последняя цифра шифрa
А - Ё
Ж - М
Н - Т
У - Ш
Щ - Я

Для выполнения курсовой работы студент изучает методические указания и специальную литературу, указанную в перечне. Работа выполняется на листах стандартной формы А4 при стандартных полях и использовании шрифта №14. Следует пронумеровать страницы работы.

На титульном листе студент указывает свой факультет, название дисциплины, курс, специальность, фамилию и инициалы, учебный шифр.

На следующем листе приводится план курсовой работы с указанием номеров страниц соответствующих разделов. Далее излагается текст работы.

В конце работы необходимо привести перечень источников, использованных при подготовке работы. Законченную курсовую работу студент должен подписать и представить на рецензирование в установленные учебным планом сроки.

Преподаватель кафедры даёт письменную рецензию на курсовую работу, после чего студент должен её защитить. Оценка выставляется с учётом содержания курсовой работы и сообщения, сделанного студентом при её защите.

ЗАДАНИЕ 1

Тема. Показатели вариационных рядов

На примере своей задачи охарактеризовать ряд распределения с помощью следующих показателей:

1) Средняя величина анализируемого признака;

2) Размах вариации;

3) Среднее линейное отклонение;

4) Среднее квадратическое отклонение;

5) Дисперсия;

6) Коэффициент вариации;

7) Мода, медиана, первый и третий квартиль.

8) Коэффициент асимметрии

9) Дать графическое изображение и выводы по результатам расчётов.

Вариант 1

В таблице представлено распределение магазинов по величине товарооборота за месяц. Определить среднюю величину товарооборота и остальные показатели задания.

Величина товарооборота, млн.руб. 3-5 5-7 7-9 9-11 11-13 13-15 15-17 17-19 19-21 21-23
Число магазинов, ед.

Вариант 2

Распределение студентов факультета по возрасту характеризуется приведенными в таблице данными. Определите средний возраст студентов и остальные показатели задания.

Возраст сту-дентов, лет 17-21 22-26 27-31 32-36 37-41 42-46 47-51 всего
Число студентов, чел.

Вариант 3

Автомобиль проехал 86 км пути с различной скоростью по участкам. Определить среднюю скорость движения на всём пути следования и остальные показатели задания.

Скорость на участке, км/час
Длина участка, км 2,5 7,6 25,5 12,6 7,8

Вариант 4

Затраты времени работников предприятия на дорогу от дома до работы представлены в таблице. Определить среднее время на дорогу одного работника и остальные показатели задания.

Затраты времени на дорогу одним работником, мин. Всего
Число работников, чел.

Вариант 5

Распределение предприятий по количеству работников представлено в следующей таблице. Определить среднюю численность работников предприятия и остальные показатели задания.

Численность работников, чел До 100 100 -400 400 -700 700 -1000 1000-1300 1300-1600 1600-1900 1900-2200 2200-2500 Всего
Количество предприятий, ед

Вариант 6

Выполнение плана погрузки за месяц по станциям железной дороги представлено следующим распределением. Определить средний процент выполнения плана погрузки по дороге и остальные показатели задания.

Процент выполнения планового задания, %
Фактическая погрузка, тыс.т

Вариант 7

Определить средний процент выполнения плана погрузки станциями дороги по представленным в таблице данным и остальные показатели задания.

Процент выполнения плана, %
Плановое задание

Вариант 8

Мониторинг распределения численности работников по уровням заработной платы за апрель месяц на предприятии представлен следующими данными. Определить среднюю заработную плату на данном предприятии и остальные показатели задания.

Заработная плата, тыс.руб. До 10 10-15 15-20 20-25 25-30 30-35 35-40 40-45 Свыше 45
Число работников, чел.

Вариант 9

Распределение предприятий по величине основных фондов отражено в таблице. Определить среднюю величину основных фондов предприятий города и остальные показатели задания.

Величина основных фондов, млн.руб. До 3 3-5 5-7 7-9 9-11 11-13 13-15
Количество предприятий

Вариант 0

Обследование жилищных условий жителей посёлка представлено следующим распределением. Определить средний размер занимаемой площади на 1 человека и остальные показатели задания.

Количество м2 на одного человека До 5 5-10 10 -15 15 -20 20 -25 25 -30 30 -35 35 -40 40 -45 45 -50 Свыше 50
Численность жителей, чел

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 1

Любое статистическое исследование начинается со сбора информации в соответствии с поставленной задачей. Далее результаты статистического наблюдения необходимо систематизировать и рассчитать обобщающие показатели, характеризующие ряд распределения (средние, показатели вариации и др.), для выявления закономерностей, присущих анализируемой совокупности единиц.

Средними величинами в статистике называют обобщающие показатели, выражающие типичные, характерные для определенных условий места и времени размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни.

В статистике различают несколько видов средних величин: средние степенные (арифметическую, гармоническую, геометрическую и др.) и структурные средние (мода, медиана, квартили, квинтили, децили и перцентили).

В зависимости от частоты повторения вариант средние исчисляются как простые не взвешенные, так и взвешенные.

Среднюю арифметическую не взвешенную рассчитывают по формуле:

к выполнению задания 1 - student2.ru ,

а среднюю арифметическую взвешенную –

к выполнению задания 1 - student2.ru

где к выполнению задания 1 - student2.ru - значение осредняемого признака,

к выполнению задания 1 - student2.ru - частота,

n- число единиц совокупности.

Средняя гармоническая не взвешенная определяется по формуле

к выполнению задания 1 - student2.ru ,

а средняя гармоническая взвешенная -

к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru ,

где к выполнению задания 1 - student2.ru - сумма значений осредняемого признака по группе.

Средняя гармоническая вычисляется в тех случаях, когда средняя предназначается для расчёта сумм слагаемых, обратно пропорциональных величине заданного признака, т.е. когда суммированию подлежат не сами варианты, а обратные им величины.

Средняя геометрическая определяется по формуле

к выполнению задания 1 - student2.ru

Наиболее широкое применение средняя геометрическая получила для определения среднегодовых темпов роста в рядах динамики.

При выборе вида средней следует исходить из реального экономического смысла поставленной задачи.

Структурными средними являются мода, медиана, квартили и др. Эти величины также используются в качестве характеристики вариационного ряда.

Мода (М0) - варианта, встречающаяся в изучаемой совокупности чаще всего, т.е. варианта, которой соответствует наибольшая частота.

Для дискретного ряда распределения мода определяется наиболее просто: варианта, против которой располагается наибольшая частота, и будет модой.

В интервальном ряду наибольшая частота указывает не на модальную варианту, а на содержащий моду интервал. Поэтому в модальном интервале необходимо определить модальную варианту. При этом надо иметь в виду, что при расчетах будет получено не точное, а некоторое условное значение моды, так как неизвестен характер распределения частоты внутри модального интервала.

Вычисление моды в интервальном ряду с равными интервалами производится по следующей формуле:

к выполнению задания 1 - student2.ru ,

где хМо - начало (нижняя граница) модального интервала (15);

i - величина интервала (2);

fМо - частота модального интервала (30);

f Мо-1 - частота интервала, предшествующего модальному (20);

f М0+1 - частота интервала, следующего за модальным (25).

Воспользуемся данными табл. 1.1. и рассчитаем моду:

к выполнению задания 1 - student2.ru

Медиана (Ме)- варианта, находящаяся в средине ряда распределения. Для ее определения достаточно расположить в порядке возрастания или убывания все варианты. Срединная варианта и будет являться медианой. Расчет медианы для интервального ряда производится по формуле

к выполнению задания 1 - student2.ru ,

где хМе - начало (нижняя граница) медианного интервала (15);

i- величина интервала (2);

к выполнению задания 1 - student2.ru - сумма накопленных частот ряда (100);

sМе-1 - накопленная частота вариант, предшествующих медианному (35);

fМе - частота медианного интервала (30).

Воспользуемся данными табл. 1.1. и рассчитаем медиану. В табл. 1.1. Ме лежит между 50 и 51 частотами, а они находятся в сумме накопленных частот, равной 65, поэтому интервал 15-17 является медианным. Определяем медиану

к выполнению задания 1 - student2.ru

Для характеристики размеров колеблемости признаков в статистике применяется следующие показатели: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и др.

Размах вариации представляет собой разность между наибольшим (хmax) и наименьшим (xmin) значениями вариант, т.е.

R = хmaxmin

Например, размах вариации производительности труда рабочих в бригаде (см.табл.1.1) равен: 21-9 = 12 шт. в смену. Среднее линейное отклонение к выполнению задания 1 - student2.ru определяется из отношения суммы, взятой по абсолютной величине (без учёта знака) отклонения всех вариант от средней арифметической, к объёму всей совокупности. Оно бывает не взвешенное и взвешенное и определяется соответственно по формулам:

к выполнению задания 1 - student2.ru ,

к выполнению задания 1 - student2.ru .

Дисперсия к выполнению задания 1 - student2.ru - это средняя из квадратов отклонений значений признака от его средней арифметической величины. Она определяется по формуле средней арифметической простой:

к выполнению задания 1 - student2.ru

или средней арифметической взвешенной

к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru

Если имеются два взаимоисключающих друг друга варианта, то вариация признака называется альтернативной. Обозначая наличие признака - 1, а отсутствие - 0, и долю вариантов обладающих данным признаком - p, а долю вариантов, не обладающих им - q и замечая, что p+q=1, получаем среднюю:

к выполнению задания 1 - student2.ru

Дисперсию альтернативного признака определяем по формуле:

к выполнению задания 1 - student2.ru

Следовательно, дисперсия альтернативного признака

к выполнению задания 1 - student2.ru

Среднее квадратичное отклонение - это корень квадратный из дисперсии - определяется по формулам средней арифметической простой:

к выполнению задания 1 - student2.ru

или средней арифметической взвешенной

к выполнению задания 1 - student2.ru

Среднее квадратическое отклонение альтернативного признака:

к выполнению задания 1 - student2.ru

Мерой сравнения степеней колеблемости для двух, трех и более вариационных рядов служит показатель, который носит название коэффициента вариации и определятся по формуле:

к выполнению задания 1 - student2.ru

Коэффициент вариации показывает однородность выбранной совокупности: чем он меньше, тем более однородна совокупность. Для однородной совокупности он не превышает 33%.

Для характеристики социально-экономического явления, отражённого рядом распределения, следует рассчитать первый и третий квартиль (второй равен медиане) по следующим формулам, аналогичным медиане:

к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru

к выполнению задания 1 - student2.ru

к выполнению задания 1 - student2.ru

Расчёт квартилей позволяет отметить, что 25% рабочих за смену изготовляют до 14 деталей, а 25% - свыше 17,8 деталей, т.е. в 1,27 раз больше первой группы. Остальные 50% делают от 14 до 17,8 деталей за смену.

Сравнивая среднее значение признака с модой и медианой можно отметить, что их значения довольно близки, но не равны между собой. Следовательно ряд распределения имеет некоторую асимметрию, которая может быть определена по формуле: к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru . Тогда к выполнению задания 1 - student2.ru , т.е. коэффициент асимметрии меньше 0, Мо больше среднего значения признака и это говорит о небольшой левосторонней асимметрии. Если коэффициент асимметрии больше 0 и Мо меньше среднего значения признака, то наблюдается правосторонняя асимметрия.

Результаты расчета средней и показателей вариации студент должен представить в таблице по форме табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Пример определения средней и показателей вариации.

Прцент зольности угля Число проб к выполнению задания 1 - student2.ru Накопленные частоты Центральная варианта хi к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru
9-11 11-13 13-15 15-17 17-19 19-21 -5,8 -3,8 -1,8 +0,2 +2,2 +4,2 5,8 3,8 1,8 0,2 2,2 4,2 29,0 38,0 36,0 6,0 55,0 42,0 33,64 14,44 3,24 0,04 4,84 17,64 168,20 144,40 64,8 1,2 121,0 176,4
–   к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru
к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru к выполнению задания 1 - student2.ru

ЗАДАНИЕ2

Тема. Ряды динамики

1.По данным табл.2.1 вычислите:

1.1. Основные аналитические показатели рядов динамики (по цепной и базисной схемам):

- средний уровень ряда динамики;

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста;

- абсолютное значение 1% прироста;

- средний темп роста и средний темп прироста.

- средний уровень ряда динамики;

- среднегодовой темп роста;

- среднегодовой темп прироста.

Таблица 2.1.

Основные показатели.

Показатели № варианта Годы
Число образовательных учреждений высшего профессионального образования
Численность зрителей в театрах, млн.человек 28,0 28,6 29,3 30,4 30,2 31,0
Добыча угля, млн. т
Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий, млн.т 77,8 78,2 81,5 108,2 97,1 61,0
Перевозки грузов всеми видами транспорта, млн.т 9167,1 9300,7 9450,6 9451,1 7469,5 7750,9
Грузооборот всех видов транспорта, млрд.т-км 4675,5 4799,7 4915,2 4948,3 4446,3 4751,6
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами на душу населения, руб.
Продажа алкогольных напитков и пива, в абсолютном алкоголе, млн. дкл 133,2 135,0 138,7 137,3 129,6 127,6
Общая площадь жилых помещений - всего, млн. кв.м
Величина прожиточного минимума, в среднем на душу населения, рублей в месяц , тыс.руб.

По данным табл.2.2 вычислите индекс сезонности и изобразите графически сезонную волну.

Таблица 2.2.

Наши рекомендации