Авторы метода: О. Холмер, Т. Гордон и др. (США), 50-е годы XX в
Назначение метода
Применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки решения.
Цель метода
Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
Суть метода
Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.
План действий
1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.
4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
5. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.
Особенности метода
Дельфи", "дельфийский метод", "метод дельфийского оракула" происходят от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция).
Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.
Проведение экспертизы по методу Дельфи
Дополнительная информация:
1. Метод Дельфи - это систематический способ обобщения оценок экспертов.
2. Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.
3. Чтобы решить, следует ли использовать метод Дельфи, очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод. И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:
· кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;
· какая должна поддерживаться связь с ними в процессе рассмотрения существующей проблемы;
· какие существуют в наличии альтернативные методики, и какие результаты реально можно ожидать от их применения?
Достоинства метода
· Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы.
· Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.
Недостатки метода
· Чрезмерная субъективность оценок.
· Требует достаточно много времени и организационных усилий.
Ожидаемый результат
Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.
3. Мозговой штурм
«Мозговой штурм» -коллективный метод поиска решений, особенность которого заключается в разделении процесса генерации и критики идей во времени.
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).
Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
· Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
· Групповой процесс выдвижения идей.
· Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
· Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
· Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
· Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
· Строго выполнять правила мозгового штурма.
· После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.