Самостоятельные работы: Решение задач
Содержание.
Пояснительная записка.
Тематический план учебной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины.
Перечень практических заданий.
Контрольные вопросы.
Литература.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины “Статистика” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 080501. Учебная дисциплина “Статистика” является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Цель изучения дисциплины “Статистика” – раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи её организации в условиях перехода на рыночную экономику, международным стандартам бухгалтерского учёта; помочь студентам овладеть основными приёмами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчётности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление:
Ø об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений.
Ø о природе статистических совокупностей.
Знать:
Ø основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации.
Ø статистические показатели и технику их расчёта.
Ø нормативные акты статистической информации.
Уметь:
Ø осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов.
Ø выполнять необходимые расчёты и формулировать выводы.
Ø использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Рабочая программа рассчитана на 45 часов, т.ч. 18 часов – практические по специальности 080501, рассматривается цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на её прикладной характер. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
На практических занятиях студент должен закрепить и углубить теоретические знания. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. По каждой теме планируется самостоятельная работа.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
По окончании каждого раздела проводится рубежный контроль.
По окончании изучения дисциплины “Статистика” по специальностям 080501 проводится экзамен.
Тематический план для специальности 080501
№ п/п | Наименование темы | Макси- мальная нагрузка на студента | Количество часов по специальности 080501. | Самост. работа студентов | ||
Всего | В том числе | |||||
Практ. | Контроль | |||||
Раздел 1 | Введение в статистику | |||||
Тема 1.1 | Предмет, метод и задачи статистики | |||||
Тема 1.2 | Задачи и прин- ципы органи-зации госуд. статистики. | |||||
Раздел 2 | Статистическое наблюдение | |||||
Тема 2.1 | Этапы проведения и программно-методоло-гические вопросы. | |||||
Тема 2.2 | Формы, виды и способы организации стат. наблюдения. | |||||
Раздел 3 | Сводка и груп-пировка стат. данных. | |||||
Тема 3.1 | Задачи и виды стат. сводки | |||||
Тема 3.2 | Метод груп-пировок в статистике | |||||
Тема 3.3 | Ряды распреде-ления в статистике | |||||
Раздел 4 | Способы наг- лядного пред- ставления стат. данных | |||||
Раздел 5 | Стат. показатели | |||||
Тема 5.1 | Абсолютные и относительные величины | |||||
Тема 5.2 | Средние величины | |||||
Тема 5.3 | Показатели вариации | |||||
Раздел 6 | Ряды динамики | 9,5 | 1,5 | |||
Тема 6.1 | Виды и методы анализа рядов динамики | 2,5 | 0,5 | |||
Тема 6.2 | Методы анали - за основной тенденции (треда) в рядах динамики | |||||
Тема 6.3 | Модели сезонных колебаний | |||||
Раздел 7 | Индексы в статистике | |||||
Раздел 8 | Выборочное наблюдение | 4,5 | 0,5 | |||
Тема 8.1 | Способы фор-мирования выборской информации. | 2,5 | 0,5 | |||
Тема 8.2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения . | |||||
Раздел 9 | Статистическое изучение связи между явлениями | |||||
Тема 9.1 | Методы изу-чения связи между явлениями | |||||
Тема 9.2 | Корреляционно-регрессионный анализ | |||||
Всего: |
Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Введение в статистику.
Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики.
Студент должен:
Иметь представление:
Ø о предмете и методе статистики.
Ø о значении дисциплины.
Ø о взаимосвязи статистики с другими науками.
Предмет и задачи статистики. История статистики, особенности статистической методологии: статистическая совокупность, признак, единица статистической совокупности, статистический показатель. Закон больших чисел.
Самостоятельная работа.
Ø подготовить сообщение по истории развития статистики.
Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.
Студент должен:
Иметь представление:
Ø о принципах и схеме организации государственной статистики в РФ.
Ø о направлениях реформирования российской статистики.
Ø о задачах и функциях органов государственной статистики в современных условиях.
Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учёта. Статистические стандарты РФ. Структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации стат. учёта.
Самостоятельная работа.
Ø ознакомиться с работой городского управления статистики.
Раздел 2. Статистическое наблюдение.
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
Студент должен:
Знать:
Ø этапы проведения статистического наблюдения.
Ø требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения.
Ø методы оценки точности статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи, программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистические формуляр, статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль.
Самостоятельная работа.
Ø подготовить сообщение по истории развития переписи, итоги переписи.
Тема 2.2. Формы, виды, способы организации статистического наблюдения.
Студент должен:
Знать:
Ø виды и способы организации статистического наблюдения
Ø организационные формы статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации факторов: непрерывное, периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, несплошное. Способы наблюдения: непосредственный, документальный, опрос. Формы статистического наблюдения: отчётность, специально-организованное наблюдение, регистры.
Самостоятельная работа.
Ø Составить анкету
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки.
Студент должен:
Знать:
Ø задачи и порядок организации статистической сводки
Ø виды статистической сводки.
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала. Техника выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Тема 3.2. Метод группировок в статистике.
Студент должен:
Знать:
Ø значение метода группировок в статистике
Ø виды статистических группировок
Уметь:
Ø осуществлять группировку данных
Ø провести перегруппировку статистических данных для обеспечения их сопоставимости.
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Формула Стерджеса. Простые и сложные группировки. Типологические, структурные и аналитические группировки. Первичные и вторичные группировки.
Самостоятельная работа.
Ø составить схему “Виды группировок”
Практическое занятие.
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике.
Студент должен:
Знать:
Ø принципы построения и виды рядов распределения статистике.
Ø способы графического изображения рядов распределении.
Уметь:
Ø построить ряд распределения, представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов.
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята, огива.
Самостоятельная работа.
Ø Построить огиву и кумуляту.
Практическое занятие.
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.
Студент должен:
Знать:
Ø элементы, виды и правила построения таблиц и графиков.
Уметь:
Ø разрабатывать макет статистических таблиц.
Ø графически изображать статистические данные.
Ø анализировать данные таблиц и графиков.
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц. Правила построения таблиц, их анализ. Статистические графики: понятие, элементы графика, виды графиков.
Самостоятельная работа.
Ø По материалам периодической печати подготовить наглядное пособие: “Примеры видов графиков, статистических таблиц”.
Раздел 5. Статистические показатели.
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины.
Студент должен:
Знать:
Ø значение и виды абсолютных величин
Ø виды и методы исчисления относительных величин
Уметь:
Ø рассчитывать и анализировать относительные величины
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели, единицы измерения. Относительные величины: понятие, виды, формы выражения.
Самостоятельная работа.
Ø привести примеры расчёта относительных величин
Практическое занятие.
Тема 5.2. средние величины.
Студент должен:
Знать:
Ø значение средних величин
Ø методы расчёта средних показателей
Ø структурные средние величины
Уметь:
Ø определить средний уровень изучаемого явления
Степенные средние величины: средняя арифметическая, гармоническая, квадратическая, геометрическая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчёт средних показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные средние степенные величины. Структурные средние величины в статистике.
Практическое занятие.
Тема 5.3. Показатели вариации.
Студент должен:
Знать:
Ø понятие вариации, её значение
Ø абсолютные и относительные показатели вариации
Уметь:
Ø оценивать степень вариации изучаемого признака.
Вариация. Абсолютные показатели вариации – размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчёта дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.
Самостоятельная работа.
Ø Изучить показатели вариации, составить таблицу.
Практическое занятие.
Раздел 6 Ряды динамики в статистике.
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.
Студент должен:
Знать:
Ø Понятие и элементы динамического ряда
Ø Виды рядов динамики
Ø Методы анализа рядов динамики
Уметь:
Ø Анализировать динамику изучаемых явлений.
Ряды динамики. Виды рядов динамики, показатели изменения уровней рядов динамики. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Самостоятельная работа.
Ø рассчитать показатели ряда динамики, оформить выводы.
Практическое занятие.
Тема 6.2 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики.
Студент должен:
Знать:
Ø компоненты ряда динамики
Ø метод укрупнения интервалов
Ø метод скользящей средней
Ø методы аналитического выравнивания динамических рядов
Уметь:
Ø выявить и прогнозировать основную тенденцию в рядах динамики.
Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Самостоятельная работа.
Ø Подготовка к контрольной работе.
Практическое занятие.
Тема 6.3 Методы сезонных колебаний.
Студент должен:
Иметь представление:
Ø о природе сезонных колебаний
Ø о методах изучения сезонных колебаний
Знать:
Ø способы расчёта индексов сезонности.
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
Контрольная работа по разделу 6.
Раздел 7. Индексы в статистике.
Студент должен:
Знать:
Ø понятие и классификацию индексов
Ø значение индексного метода
Ø способы исчисления индексов
Ø взаимосвязи между индексами
Уметь:
Ø рассчитывать индивидуальные и общие индексы
Ø произвести факторный анализ на основе индексного метода.
Индексы. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Взаимосвязь индексов. Факторный анализ.
Практические занятия.
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.
Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности.
Студент должен:
Знать:
Ø значение выборочного наблюдения
Ø способы формирования выборочной совокупности
Ø методы определения необходимого объёма выборки.
Выборочное наблюдение. Способы отбора единиц в выборку. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.
Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюденя.
Студент должен:
Знать:
Ø основные характеристики генеральной и выборочной совокупности
Ø методы оценки результатов выборочного наблюдения
Ø применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях
Генеральная и выборочная совокупность. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
Раздел 9 Статистическое изучение связи между явлениями.
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.
Студент должен:
Иметь представление:
Ø о факторных и результативных признаках в статистике
Ø о функциональной связи и стохастической зависимости
Ø о количественных критериях оценки связи
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.
Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ.
Студент должен:
Иметь представление:
Ø о задачах корреляционно-регрессивного анализа
Ø о парной регрессии на основе метода наименьших квадратов и метода группировок
Ø о методах оценки существенной связи
Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Линейная и нелинейная регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии.
Самостоятельные работы: Решение задач.