Роль социальной информации и статистики в сфере социальной политики

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «соци­альная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаи­модействия в социальных (общественных) системах от информационных процес­сов, протекающих в физических и технических системах.

Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той ча­стью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содер­жание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо про­блемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Опера­тивность — это включение информации в коммуникативную систему общества не­посредственно после возникновения данной информации.

Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непо­средственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.

Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, ор­ганизационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по пе­редачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражатель­ную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция не­разрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наи­большую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управ­ленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть науч­ной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру­гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.

Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе приня­тия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

- на относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно реле­вантная и нерелевантная);

- на принятую во внимание и не принятую

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

- входная и выходная;

- командная (с помощью которой субъект управляет системой);

- шумы (ненужная информация, влияющая на управления системой)

Социальную информацию классифицируют по функциям управления дующие типы:

- исходную;

- организационную;

- регулирующую;

- учетную;

- контрольную.

На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно — структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.

2. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

Социальная информация — основа социального управления — включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития.

Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

- сбором статистических данных;

- проведением различных социологических опросов.

Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов — это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

3. Социальная информация и ее свойства.

Социальная статистика — одна из важнейших сфер приложения статистиче­ского метода — дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределе­нии благ между ними.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

4. Функции социальной статистики.

Основные задачи социальной статистики:

- систематический анализ ситуации в социальной сфере;

- анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социаль­ной сферы;

- изучение состава и характеристик статистических и реальных социальныхгрупп;

- изучение уровня и условий жизни населения;

- оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;

- прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;

- исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

- оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значе­ниям;

- выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

- исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней исполь­зуются различные инструментальные измерительные системы и показатели, кото­рые специализированы для соответствующих социальных структур.

В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следую­щие:

- статистика политической системы;

- моральная статистика (девиантного поведения);

- статистика населения и трудовых ресурсов;

- статистика уровня жизни населения;

- статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

- статистика жилищно-коммунального хозяйства;

- пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;

- статистика образования; культуры, спорта, досуга;

- статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В других источниках к подобным направлениям относят:

- статистику потребления населением материальных благ и услуг;

- статистику уровня жизни;

- статистику труда и заработной платы;

- статистику населения;

- статистику здравоохранения и социального страхования:

- статистику социального обеспечения;

- статистику физической культуры и спорта;

- статистику образования;

- статистику науки;

- статистику культуры;

- статистику средств массовой информации;

- статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на­селения;

- политическую статистику:

- статистику партийных и общественных организаций;

- судебную статистику;

Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шка­ле), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подоб­ные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:

- экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре­делительных отношений;

- политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие:

- правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населе­ния;

- культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их ре­гиональных особенностей на социальные отношения;

- природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

- социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми­грацию, занятость, профессионально—квалификационную структуру:

- национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обы­чаев;

- социально-психологические, представляющие особенности проявления в со­циальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Показатели социального положения и социального развития являются сово­купностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффектив­ность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нрав­ственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно­го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

1. Социально-демографический (динамика численности населения, включая по­ловозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжи­тельности жизни по различным половозрастным, профессиональным и регио­нальным группам, численности семей, их состава, брачностно разводимое миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

2. Социально-трудовой {характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занято­сти" и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по­роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала). Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне­душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом диффе­ренциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе­ния уровня и качества жизни населения).

3. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по ти­пу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения усло­вий проживания, пороговые значения жилищных условий).

4. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее харак­теристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

5. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количе­ства обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, ха­рактеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

6. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение эколо­гической безопасности, преступности, пороговые значения экологических по­казателей и показателей криминогенности).

7. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовле­творенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

8. Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позво­ляющим обеспечить потребности региональных органов управления в информа­ции, характеризующей различные стороны социальных условий.

Наши рекомендации