Статистическая концепция туристских расходов
Статистика туризма наряду с натуральными показателями — числом туристских поездок, продолжительностью туристского посещения и прочим — использует стоимостные показатели. Они необходимы для статистического измерения вклада туризма в экономику, что придает им особое значение. Они позволяют вписать туризма в систему национального счетоводства, разработать ВСТ и сопоставить его с таблицами межотраслевого баланса СНС, взаимоувязать туристский спрос на различные товары и услуги с их предложением. Не случайно в IRTS-2008 туристским расходам и методам их статистического учета уделяется большое внимание, а сама концепция получила дальнейшее развитие. В соответствии с международными стандартами по статистике туризма, туристские расходы — это сумма, затрачиваемая на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей для собственного пользования или передачи другим лицам при подготовке к туристской поездке и в ее ходе (В российском законодательстве о туризме туристские расходы не выделяются как самостоятельное понятие и в статистической практике не измеряются).
Принципы статистического учета туристских расходов.
Концепция туристских расходов основана на ряде принципов. Согласно рекомендациям ЮНВТО, учету подлежат только те расходы посетителей, которые являются экономически значимыми. Их величина определяется стоимостью товаров и услуг, приобретаемых посетителем для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от типично туристских услуг по перевозке, размещению и питанию, а также сувениров до потребительских товаров длительного пользования (компьютеров, автомобилей и т.д.) и ценностей (произведений искусства, ювелирных изделий и т.д.) без ограничений по стоимости. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским.
Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего, в том числе возврата налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении посетителей-нерезидентов, вне зависимости от формы их оплаты — наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам или иным способом.
Туристские расходы может нести как сам посетитель, так и любое другое физическое или юридическое лицо от его имени. Например, в утешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки могут финансироваться также юридическими лицами:
предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы;
некоммерческими организациями, организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения;
государством. В ряде случаев оно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.
Помимо прямых денежных расходов посетителей на потребительские товары и услуги в соответствии с международными стандартами по статистике туризма, в туристские расходы включаются в частности:
- прямые денежные расходы наемных работников во время командировок, которые оплачивает работодатель;
- денежные расходы посетителей, возмещаемые третьей стороной (работодателями, прочими домохозяйствами, программами социального страхования и т.п.);
- денежные платежи посетителей за индивидуальные услуги, предоставляемые и субсидируемые государством и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домохозяйства в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.
В туристские расходы входят не все виды платежей, которые осуществляют посетители. Не относятся к туристским расходам выплаты посетителям в натуральной форме, вмененные затраты по размещению в собственном жилье (например, на даче) для отдыха и косвенно оцениваемые услуги финансового посредничества. Они включены в более широкую концепцию туристского потребления в ВСТ.
Из туристских расходов исключаются следующие статьи:
- покупка товаров с целью перепродажи;
- приобретение финансовых и нефинансовых активов, в том числе земельных участков, жилых домов и прочих объектов недвижимости;
- переводы наличных денег в виде добровольных пожертвований;
- уплата налогов и пошлин, не включенных в цену приобретаемых посетителем товаров и услуг;
- выплата процентов по потребительским кредитам.
Одной из важнейших характеристик туристских расходов является время их осуществления. Часть расходов посетители несут до начала поездки. Они часто бронируют и оплачивают транспортную перевозку, размещение и так далее задолго до фактического потребления таких услуг.
Соответствующие платежи могут осуществляться также и после потребления туристской услуги или товара при оплате по кредитной карте или погашения специального займа, взятого для этой цели.
В статистике туризма туристские расходы считаются произведенными
на момент приобретения товара, т.е. перехода права собственности на него или предоставления услуги, а не на момент их оплаты. Потребительские расходы на транспортные услуги учитываются по факту транспортировки, расходы на услуги по размещению — по факту пребывания в средствах размещения, на услуги тургентства — по факту предоставления информации и бронирования туристских услуг и т.д.
Затраты на приобретение товаров и услуг в ходе туристской поездки
составляют лишь часть общей суммы туристских расходов. Наряду с ними туристские расходы включают оплату услуг, которые предоставляются до начала поездки и непосредственно связаны с ней (например, вакцинация, оформление заграничных паспортов, услуги турагентств и т.д.). Кроме того, в туристских расходах учитываются затраты на приобретение товаров (особой одежды, медикаментов и т.д.) до начала поездки и предназначенные для использования в планируемом путешествии, а также расходы на покупку товаров, привезенных в качестве подарков.
Другой важной характеристикой туристских расходов служит место их осуществления. Вопрос о том, где были произведены туристские расходы, требует специального рассмотрения, поскольку границы административно-территориальных образований не совпадают с границами экономики.
Наиболее очевидными различия становятся в случае с государственными границами страны и границами национальной экономики. Так, покупка импортных товаров или приобретение услуг у производителей-нерезидентов сопряжено с утечкой денежной массы из экономики страны.
Для макроэкономического анализа туризма и его воздействия на конкретную территорию важно знать, резидентом экономики какой страны является производитель товара или услуги, приобретенной посетителем.
Задача состоит в том, чтобы определить экономику, в которой произведен туристский товар (услуга), и экономику, куда он поставляется или где потребляется. Они, как правило, идентичны, хотя имеют место отдельные исключения. Например, в случае с международными воздушными перевозками данная услуга создается в экономике страны компании-авиаперевозчика, а оплачиваться и потребляться может в любой другой стране мира.
Экономику, в которой посетитель оставляет деньги, и где они начинают работать, принося выгоду, порой бывает непросто определить. Она не всегда совпадает с местами, посещаемыми в ходе туристской поездки. Например, не все расходы, связанные с международными поездками, осуществляются за пределами экономики страны происхождения посетителя. Часть товаров и услуг может приобретаться у производителей-резидентов этой страны, более того, даже в пределах среды обычного местонахождения посетителя (например, необходимые для поездки одежда, оборудование, автомобильное топливо, услуги турагентств, требуемые прививки и т.д.), хотя сама туристская поездка обязательно предполагает выезд за ее пределы.
Состав туристских расходов. Одной из главных и наиболее сложных проблем статистики туризма остается упорядочение состава туристских расходов. В статистических целях принято выделять три базовые категории туристских расходов. Эта группировка проводится исходя из страны постоянного проживания участвующих в сделках лиц. Она соответствует трем видам туризма. Различают:
- расходы, относящиеся к внутренним поездкам, — это туристские расходы посетителя-резидента в пределах экономики страны постоянного проживания;
- расходы, относящиеся к въездным поездкам, — это туристские расходы посетителя-нерезидента в экономике посещаемой страны;
- расходы, относящиеся к выездным поездкам, — это туристские рас-ходы посетителя-резидента за пределами экономики страны постоянного проживания.
Не все связанные с конкретной поездкой расходы подпадают под одну и ту же категорию. Более того, туристские расходы, которые несет посетитель-резидент во внутренней поездке, могут включать расходы на товары, импортируемые из другой экономики. Проблемным случаем является приобретение товаров или транспортных и рознично-торговых услуг для внутренней поездки через интернет у международного поставщика. В этом случае имеет место экономическая сделка между резидентом и нерезидентом рассматриваемой экономики. В целях концептуальной согласованности такие расходы включаются в расходы, относящиеся к выездным поездкам, несмотря на то что посетитель не пересекает государственную границу.
В туристские расходы, относящиеся к въездным поездкам, включаются не все расходы посетителей-нерезидентов, а только те из них, которые осуществляются в экономике посещаемой страны. При разработке политики в области туризма важно знать структуру общих расходов въезжающих посетителей: соотношение между их туристскими расходами в экономике посещаемой страны и за ее пределами.
В туристские расходы, относящиеся к выездным поездкам, также включаются не все затраты посетителей на приобретение товаров и услуг, а лишь те, которые осуществляются ими за пределами экономики страны постоянного проживания. Расходы выезжающих посетителей на приобретение товаров и услуг в пределах экономики страны постоянного проживания учитываются в составе расходов на внутренние поездки.
Ключевым показателем в статистике туристских расходов является величина расходов, относящихся к туристским поездкам в пределах страны.
Они представляют собой сумму расходов на внутренние и въездные поездки и включают все туристские расходы посетителей как резидентов, так и нерезидентов рассматриваемой экономики в пределах этой экономики.
Другим обобщающим показателем служит величина туристских расходов посетителей, которые являются резидентами экономики страны постоянного проживания, в пределах и за пределами этой экономики. Она рассчитывается как сумма расходов, относящихся к внутренним и выездным туристским поездкам. Для сопоставления потребительского спроса на товары и услуги, связанные с поездками, и их предложением статистическая информация собирается не только об общей величине туристских расходов, но и об отдельных их составных элементах. Постатейная разбивка туристских расходов обычно основывается на сведениях, получаемых непосредственно от посетителей, поэтому группировка расходов должна быть как можно более простой для понимания и предоставления информации. В статистических исследованиях обычно используется группировка туристских расходов по их целям, увязанная с международной Классификацией индивидуального потребления по целям (КИПЦ).
В целях унификации классификационных подходов и обеспечения международной сопоставимости туристских расходов ЮНВТО рекомендует следующую их продуктовую группировку:
- комплексные туры, представляющие собой пакет (набор) услуг и реализуемые по единой цене без разбивки на составные элементы;
- размещение;
- питание и напитки;
- местный транспорт;
- международный транспорт;
- посещение рекреационных, культурных и спортивных мероприятий;
- шопинг;
- прочее, включая страховые платежи, комиссионные сборы и др.
Величина и структура расходов посетителей в поездках на отдых зависят от ряда факторов. Специалисты Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете Ка’Фоскари (Италия) выделили пять главных детерминантов:
1) страна происхождения туриста. Ее социокультурный облик оказывает сильное влияние на покупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения посетителя связан так называемый «эффект обмена валюты». Он часто определяет выбор той или иной дестинации, а если выбор уже сделан, — объем планируемых посетителем расходов. Это относится прежде всего к странам, входящим в зону доллара или евро, а с недавнего времени и к Японии;
2) район и место отдыха. Проведенные в Италии исследования показали, что поездки по городам искусств обходятся посетителям дороже, чем отдых на море, в горах или на озерах. Величина расходов также различается по туристским центрам. Известно, что регион Аланьи на средиземноморском побережье Турции является самым бюджетным вариантом отдыха. Посещение некоторых специализированных туристских центров оказывает влияние на структуру расходов. Очевидно, что в признанных центрах шопинга доля расходов на покупки в магазинах значительно выше, чем в других дестинациях;
3) тип размещения. Объем расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристская деревня и т.д.) и его категории;
4) продолжительность отдыха. Она влияет на выбор вида транспорта для проезда на курорт, типа размещения, а также объем покупок товаров и услуг, совершаемых посетителем на отдыхе, т.е. отражается на главных статьях туристских расходов;
5) время отдыха (сезон, несезон, межсезонье). Величина туристских расходов меняется вслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.
Кроме того, объем и состав туристских расходов не в последнюю очередь зависят от социально-демографических характеристик туристов (возраста, пола, образования, состава семьи / домохозяйства и стадии ее жизненного цикла, профессии / рода занятий и др.). Простое перечисление показывает, от сколь большого числа факторов зависят величина и структура туристских расходов. Примером того, как влияет страна происхождения туристов на структуру их расходов, могут служить данные о движении денежных средств по счетам банковских карт туристов из основных зарубежных стран в России (табл. 2.) Эта информация наглядно демонстрирует, что потребительское поведение туристов из США и Великобритании очень похоже. Несколько разнится с ними поведение туристов из Германии. Казахские же туристы имеют структуру расходов, отличающуюся от предыдущих туристов кардинальным образом.
Таблица 2.