Изучение связи между признаками

Виды связей между признаками

Основными видами связи между признаками являются:балансовая, функциональная и корреляционная.

Балансовая связь - зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием, выражаемая равенством

Изучение связи между признаками - student2.ru ,

где Изучение связи между признаками - student2.ru — остаток ресурсов на начало отчетного периода;

Изучение связи между признаками - student2.ru - поступление ресурсов за отчетный период;

Изучение связи между признаками - student2.ru - использование ресурсов в отчетном периоде;

Изучение связи между признаками - student2.ru - остаток ресурсов на конец отчетного периода.

Левая часть равенства показывает наличие ресурсов Изучение связи между признаками - student2.ru , а правая часть - использование ресурсов Изучение связи между признаками - student2.ru .

Функциональная и корреляционная связи возникают в случае, когда признак y зависит от признаков Изучение связи между признаками - student2.ru , т. е. когда при изменении значений признаков Изучение связи между признаками - student2.ru изменяются значения признака y. В этом случае признак y называется результативным признаком, а признаки Изучение связи между признаками - student2.ru – факторными признаками или факторами.

Если каждому набору Изучение связи между признаками - student2.ru значений факторов Изучение связи между признаками - student2.ru соответствует только одно значение Изучение связи между признаками - student2.ru признака y, то зависимость признака y от факторов Изучение связи между признаками - student2.ru (связь между ним) называется функциональной. Такое название объясняется тем, что в этом случае зависимость выражается некоторой математической функцией Изучение связи между признаками - student2.ru . При функциональной связи на признак y влияют только факторы Изучение связи между признаками - student2.ru . Частным случаем функциональной связи является компонентная связь: Изучение связи между признаками - student2.ru .

Если каждому набору Изучение связи между признаками - student2.ru значений факторов Изучение связи между признаками - student2.ru могут соответствовать несколько значений признака y, то зависимость признака y от факторов Изучение связи между признаками - student2.ru (связь между ними) называется корреляционной. В случае корреляционной связи на признак y влияют не только факторы Изучение связи между признаками - student2.ru , но и другие (неучтенные) факторы. Например, если признак y функционально зависит от двух факторов Изучение связи между признаками - student2.ru и Изучение связи между признаками - student2.ru , из которых учитывается только первый, то при одном и то же значении первого фактора и различных значениях второго фактора признак y будет принимать различные значения, т.е. зависимость признака y от фактора Изучение связи между признаками - student2.ru будет корреляционной.

Сила связи, т. е. степень влияния факторов на результативный признак, оценивается некоторым коэффициентом k, который в зависимости от вида связи вычисляется по различным формулам, имеет различные обозначения, но удовлетворяет условиям:

1) Изучение связи между признаками - student2.ru ;

2) если связь отсутствует, то Изучение связи между признаками - student2.ru ;

3) если связь функциональная, то Изучение связи между признаками - student2.ru .

Коэффициент k оценивает силу связи в соответствии со шкалой, приведенной в табл. 1.11.1.

Таблица 1.11.1

Шкала оценки силы корреляционной связи

Изучение связи между признаками - student2.ru 0,1-0,3 0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-0,99
Характеристика Практически отсутствует Слабая Умеренная Сильная

Применяются и другие шкалы оценки силы корреляционной связи, например, шкала Чеддока (табл. 1.11.2).

Таблица 1.11.2

Шкала Чеддока

Изучение связи между признаками - student2.ru 0,1-0,3 0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 0,9-0,99
Характеристика Слабая Умеренная Заметная Сильная Очень сильная

При статистическом изучении корреляционной связи необходимо:

1) проверить положения экономической теории о возможности связи между изучаемыми признаками и построить математическую модель этой связи;

2) количественно оценить силу связи.

Парная корреляция

Корреляционная зависимость между двумя количественными признаками х и y называется парной корреляций. В дальнейшем, рассматривая парную корреляцию, называем ее просто корреляцией.

Корреляция называется прямой (либо обратной), если при увеличении значений фактора значения результативного признака увеличиваются (либо уменьшаются). Для выявления прямой или обратной корреляции применяется метод параллельных рядов, метод группового среднего, графический метод и метод аналитического выравнивания.

Метод параллельных рядов применяется в случае, когда для каждого из значений фактора дано одно значение результативного признака. В первой строке таблицы записываются значения фактора в порядке возрастания, а во второй строке – соответствующие значения результативного признака. Полученные ряды чисел анализируются.

Метод группового среднего применяется в случае, когда для каждого или для некоторых значений фактора дано несколько значений результативного признака. В первой строке таблицы записываются значения фактора в порядке возрастания, а во второй строке – средние значения, соответствующих значений результативного признака. Полученные ряды чисел анализируются.

Графический метод позволяет наглядно выявлять корреляцию на графике, называемом полем корреляции. Поле корреляции состоит из точек с координатами Изучение связи между признаками - student2.ru , где Изучение связи между признаками - student2.ru – соответствующие значения признаков х и y. На рис. 1.11.1 а) и б) изображены соответственно поле прямой корреляции и поле обратной корреляции.

Корреляция называется линейной, если при увеличении значений фактора значения результативного признака увеличиваются или уменьшаются равномерно. В случае линейной корреляции точки поля корреляции располагаются вдоль некоторой прямой линии (рис. 1.11.1а), а в случае нелинейной корреляции они располагаются вдоль некоторой кривой линии (рис. 1.11.1б).

Изучение связи между признаками - student2.ru Изучение связи между признаками - student2.ru

а) б)

Рис. 1.11.1. Поля корреляции

Метод аналитического выравнивания состоит в построении регрессионных моделей (см. 1.11.4).

Наши рекомендации