II. Требования к выполнению курсовой работы

Положение о курсовой работе ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ПГПУ

Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ студентами факультета психологии ПГПУ в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г., «Положением о курсовой работе ПГПУ» и Уставом университета.

I. Общие положения

1. Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы. Ее выполнение является обязательным для всех студентов.

Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах. Курсовая работа - логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области психологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Курсовая работа направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, учебно-методической и другой литературы по проблематике определенной научной дисциплины, а также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Основной целью выполнения студентом курсовой работы является формирование у него способности и готовности к научно-исследовательской деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:

· формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;

· овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки, анализа и использования;

· систематизация научных знаний, овладение умением изучать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике курсовой работы;

· приобретение профессионально-значимых знаний, умений и навыков в области психологической диагностики, математической статистики, применения математических методов в психологических исследованиях;

· формирование способности и готовности к анализу и интерпретации данных эмпирического исследования, формулированию выводов и рекомендаций на основе полученных результатов.

2.Календарные сроки выполнения курсовых работ устанавливаются в учебных планах каждой специальности (направления). Изменения могут быть внесены только по решению Совета Института.

3.Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Студенты факультета психологии ПГПУ выполняют 3 курсовые работы:

На 2 курсе – теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике, полученный в результате отбора и анализа публикаций по теме исследования. Они должны продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, навыки анализа, сравнения, сопоставления, обобщения материалов по теме работы, уровень усвоения материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации, умение формулировать исследовательскую проблему.

Формируемые компетенции: способность и готовность к:

· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

На 3 курсе - теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике с пилотажным эмпирическим исследованием, в данном случае курсовая работа направлена не только на закрепление и совершенствование навыков поиска и анализа теоретической информации, но и на формирование навыков планирования и организации эмпирического исследования, освоение методов математической обработки данных, оформления результатов исследования.

Формируемые компетенции: способность и готовность к:

· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

· применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),

· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),

· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

На 4 курсе – теоретико-эмпирическое исследование, кроме теории и описания методов психологического исследования, курсовая работа должна содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими процессами и явлениями.

Формируемые компетенции: : способность и готовность к:

· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

· применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),

· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),

· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11),

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

4.Тематика курсовых работ должна соответствовать предусмотренным в Государственном образовательном стандарте задачам подготовки специалистов по специальности «Психология» и «Педагогика и психология»; соответствовать современному уровню развития данной отрасли наук.

Тематика курсовых работ должна быть актуальной в научном или прикладном аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор. При выборе темы студент консультируется с научным руководителем, и вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, после чего тема курсовой работы утверждается научным руководителем и фиксируется в индивидуальном плане студента.

Требования к курсовым работам и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года.

Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя.

Тема курсовой работы определяется индивидуально для каждого студента, утверждается распоряжением по факультету. Выполнение курсовой работы идет в соответствии с индивидуальным планом (Приложение 1).

5.Общее руководство по организации своевременного выполнения студентами курсовых и дипломных работ осуществляют заместитель декана факультета психологии по учебной работе и научные руководители работ.

6.Для этих целей разрабатывается сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором отражаются данные о студентах (курс, группа), темы курсовых работ, предполагаемые даты сдачи и ее защиты, руководители курсовых работ и т. п.

В ходе работы студент обязан в согласованные с руководителем сроки отчитываться перед ним о ходе исследования и обсуждать промежуточные результаты.

7. На период выполнения курсовой работой разрабатывается индивидуальный план работы студента с указанием этапов и сроков выполнения курсовой работы. План утверждается руководителем курсовой работы.

8.На каждый этап работы, при необходимости, руководителем курсовой работы выдается индивидуальное задание с указанием конкретных сроков предоставления отчета о выполнении.

9.Руководитель курсовой работы назначается и утверждается распоряжением по факультету. Руководитель обеспечивает методическое и научное руководство, разрабатывает задания по выбранной студентом теме, определяет совместно со студентом график индивидуальных консультаций и план-график выполнения курсовой работы.

К функциям руководителя курсовой работы относятся:
- практическая помощь студенту в выборе темы курсовой работы, разработке плана и графика ее выполнения;

- разъяснение цели и задачи исследования;

- рекомендации по подбору литературы и фактического материала;

- систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;

- информирование деканата в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;

- квалифицированные консультации по содержанию работы;

- оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Ответственностью руководителя курсовой работы является:

- грамотность формулировки цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;

- соответствие организации эмпирического исследования требованиям;

- формирование репрезентативных выборок для эмпирической части курсовой работы;

- подбор надежных и валидных психодиагностических методик;

- адекватность интерпретации результатов и сформулированных выводов.

10. При выполнении курсовой работы студент обязан:

- соблюдать сроки выполнения разных этапов курсовой работы, в соответствии с индивидуальным планом и сроками, установленными деканатом;

- выполнять рекомендации и задания руководителя курсовой работы, своевременно являться на консультации, отчитываться руководителю курсовой работы о выполнении плана подготовки в установленные сроки;

- проявлять самостоятельность и активность в подготовке курсовой работы (подбирать и анализировать литературу по теме курсовой работы, составлять батарею психодиагностического инструментария, организовывать и проводить эмпирическую часть исследования, применять методы математической статистики и интерпретировать полученные результаты);

- соблюдать профессиональные этические принципы;

- предоставить курсовую работу к защите в установленные сроки.

11.Законченная и полностью оформленная курсовая работа сдается руководителю в установленные сроки, не позднее, чем за неделю до даты защиты. Руководитель рекомендует (или не рекомендует) ее к защите. Работа, рекомендованная к защите, докладывается студентом на заседании комиссии, определяемой деканатом, с участием руководителя работы. Комиссия создается из числа преподавателей факультета. По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка.

12.К защите студент готовит устное выступление не более чем на 7 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно:
- быть четким и лаконичным;

- демонстрировать знания по освещаемой проблеме;

- содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

- освещать выводы и результаты проведенного эмпирического исследования (при его наличии);

- содержать наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

13.Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка проставляется на титульном листе с подписью руководителя. Оценка за курсовую работу учитывается при назначении академической стипендии. Оценка за курсовую работу может быть снижена на 1 балл, если ее оформление не соответствует предъявляемым требованиям.

Оценка выставляется комиссией по результатам защиты, вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не ставится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65, запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки. Названия курсовых работ приводятся без кавычек.

14.Не представленная к защите или оцененная неудовлетворительно курсовая работа считается академической задолженностью.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, не допущенная к защите или оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку руководителю.

Итоги защиты курсовых работ анализируются на заседании кафедр и Совета Института.

15.Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ.

II. Требования к выполнению курсовой работы

1.Курсовая работа должна выполняться на достаточном теоретическом уровне и соответствовать следующим требованиям:

· включать анализ теоретического и экспериментального материала;

· основываться на результатах самостоятельного исследования (3 и 4 курс);

· обязательно иметь выводы после каждой главы и в заключении;

· иметь необходимый объем (Приложение 2);

· оформление должно соответствовать стандарту;

· работа должна быть представлена в установленные сроки.

2.При выборе темы необходимо учитывать:

· ее актуальность, новизну;

· профессиональную ориентированность или теоретическое значение;

· возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).

3.В процессе выполнения и написания курсовой работы можно выделить ряд взаимосвязанных этапов и сроков их выполнения.

Этап выполнения курсовой работы Сроки выполнения Форма контроля
1. Закрепление за научным руководителем. До 30 сентября Распоряжение по факультету о закреплении руководителей.
2. Выбор и утверждение темы курсовой работы.     До 15 октября Распоряжение по факультету об утверждении тем курсовых работ.
3. Планирование выполнения курсовой работы. Утверждение плана курсовой работы научным руководителем.
4. Поиск литературы по теме, составление библиографии. 5. Составление развернутого плана-оглавления курсовой работы. Ноябрь Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы   Межсессионная аттестация
6. Планирование эмпирической части курсовой работы (для студентов 3 и 4 курса). 7. Подбор диагностического инструментария (для студентов 3 и 4 курса).   Декабрь   Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы  
8. Анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме, предоставление чернового варианта теоретического обзора руководителю курсовой работы. 9. Сбор, обработка и первичный математический анализ эмпирических данных (для студентов 3 и 4 курса).     Февраль-март   Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы  
10. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п. 11. Подготовка текста курсовой работы и представление его научному руководителю. Апрель Межсессионная аттестация
12. Доработка текста курсовой работы с учетом замечаний руководителя. 13. Оформление окончательного варианта курсовой работы, предоставление курсовой работы к защите.       Апрель - май   Допуск к защите курсовой работы
14. Защита курсовой работы. 2 курс – апрель 3 и 4 курс - май Защита курсовой работы

В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.

4.Курсовая работа имеет следующую структуру:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист включает в себя (Приложение 3):

· название федерального агентства, вуза, кафедры, где выполнялась работа;

· название темы курсовой работы;

· фамилия, имя, отчество и личная подпись студента;

· название факультета и номер учебной группы;

· фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя;

· отметка руководителя о допуске к защите;

· дата защиты, оценка (цифрой и прописью), подпись руководителя;

· город, год написания работы.

Оглавление включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела. (Приложение 4).

Во введении обосновывается выбор темы, оценивается актуальность исследуемой проблемы, степень ее теоретической разработанности и анализ противоречий практики, указывается необходимость дальнейшего научного изучения заявленной проблемы. Во введении определяется объект и предмет исследования, его гипотеза, формулируются цели и задачи, теоретическое и практическое значение.

Основная частьразбивается, как правило, на три главы – теоретическую, описание организации исследования и практическую, которые могут делиться на параграфы. Каждая глава должна заканчиваться выводами автора.

Теоретическая глава содержит литературные данные, логические выводы, результаты чужих исследований, отражает как исторический обзор исследований по теме, так и современное состояние ее разработки. В теоретической главе предусматривается критический анализ исторического аспекта выбранной проблемы и разработанность на момент изучения.

Текст работы должен демонстрировать:

- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- языковую грамотность, владение стилем научного изложения.

Вторая глава должна содержать описание организации исследования (сроки выполнения, характеристика выборок, организационная схема исследования, использованные методы и т.п.) и описание методик сбора эмпирических данных с указанием источника, диагностируемых показателей, области применения, способа обработки первичных данных.

Эмпирическая часть курсовой работы отражает результаты исследования и их обсуждение, иллюстрации данных в виде таблиц, схем, рисунков, а также может предполагать разработку новых методических средств и технологий исследования или модификацию известных методик с последующей апробацией в реальном эксперименте.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и по результатам эмпирического исследования делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в выпускной квалификационной работе.

Список литературы оформляется в соответствии с утвержденными библиографическими требованиями. (Приложение 5).

5. Критериями оценки курсовой работы являются:

· актуальность проводимого исследования для дальнейших теоретических и практических изысканий в данной области знания психологии человека и степень разработанности темы;

· четкая постановка целей, задач, рабочей гипотезы, описание объекта и предмета исследований;

· научная обоснованность и аргументированность выдвигаемых положений;

· полнота охвата первоисточников, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по изучаемой проблеме;

· уровень овладения методологией исследования;

· обоснованный выбор методологии и конкретных экспериментальных и диагностических средств и методик;

· адекватность статистических процедур обработки экспериментальных данных, адекватных решаемым задачам исследования;

· обобщение полученных результатов, сопоставление их с уже имеющимися в литературе и соотнесение с общими закономерностями проявления психических феноменов;

· выводы, обоснованные результатами исследования;

· самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

· научный стиль изложения;

· практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования и полученных фактов;

· перспективы дальнейшей разработки проблемы;

· соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

Наши рекомендации