II. Требования к выполнению курсовой работы
Положение о курсовой работе ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ПГПУ
Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ студентами факультета психологии ПГПУ в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г., «Положением о курсовой работе ПГПУ» и Уставом университета.
I. Общие положения
1. Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы. Ее выполнение является обязательным для всех студентов.
Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах. Курсовая работа - логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области психологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.
Курсовая работа направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, учебно-методической и другой литературы по проблематике определенной научной дисциплины, а также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Основной целью выполнения студентом курсовой работы является формирование у него способности и готовности к научно-исследовательской деятельности.
В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:
· формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
· овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки, анализа и использования;
· систематизация научных знаний, овладение умением изучать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике курсовой работы;
· приобретение профессионально-значимых знаний, умений и навыков в области психологической диагностики, математической статистики, применения математических методов в психологических исследованиях;
· формирование способности и готовности к анализу и интерпретации данных эмпирического исследования, формулированию выводов и рекомендаций на основе полученных результатов.
2.Календарные сроки выполнения курсовых работ устанавливаются в учебных планах каждой специальности (направления). Изменения могут быть внесены только по решению Совета Института.
3.Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.
Студенты факультета психологии ПГПУ выполняют 3 курсовые работы:
На 2 курсе – теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике, полученный в результате отбора и анализа публикаций по теме исследования. Они должны продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, навыки анализа, сравнения, сопоставления, обобщения материалов по теме работы, уровень усвоения материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации, умение формулировать исследовательскую проблему.
Формируемые компетенции: способность и готовность к:
· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),
· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),
· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),
· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
На 3 курсе - теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике с пилотажным эмпирическим исследованием, в данном случае курсовая работа направлена не только на закрепление и совершенствование навыков поиска и анализа теоретической информации, но и на формирование навыков планирования и организации эмпирического исследования, освоение методов математической обработки данных, оформления результатов исследования.
Формируемые компетенции: способность и готовность к:
· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),
· применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),
· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),
· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),
· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),
· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).
На 4 курсе – теоретико-эмпирическое исследование, кроме теории и описания методов психологического исследования, курсовая работа должна содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими процессами и явлениями.
Формируемые компетенции: : способность и готовность к:
· овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),
· применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),
· проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),
· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),
· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),
· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11),
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).
4.Тематика курсовых работ должна соответствовать предусмотренным в Государственном образовательном стандарте задачам подготовки специалистов по специальности «Психология» и «Педагогика и психология»; соответствовать современному уровню развития данной отрасли наук.
Тематика курсовых работ должна быть актуальной в научном или прикладном аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания.
Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор. При выборе темы студент консультируется с научным руководителем, и вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, после чего тема курсовой работы утверждается научным руководителем и фиксируется в индивидуальном плане студента.
Требования к курсовым работам и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года.
Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя.
Тема курсовой работы определяется индивидуально для каждого студента, утверждается распоряжением по факультету. Выполнение курсовой работы идет в соответствии с индивидуальным планом (Приложение 1).
5.Общее руководство по организации своевременного выполнения студентами курсовых и дипломных работ осуществляют заместитель декана факультета психологии по учебной работе и научные руководители работ.
6.Для этих целей разрабатывается сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором отражаются данные о студентах (курс, группа), темы курсовых работ, предполагаемые даты сдачи и ее защиты, руководители курсовых работ и т. п.
В ходе работы студент обязан в согласованные с руководителем сроки отчитываться перед ним о ходе исследования и обсуждать промежуточные результаты.
7. На период выполнения курсовой работой разрабатывается индивидуальный план работы студента с указанием этапов и сроков выполнения курсовой работы. План утверждается руководителем курсовой работы.
8.На каждый этап работы, при необходимости, руководителем курсовой работы выдается индивидуальное задание с указанием конкретных сроков предоставления отчета о выполнении.
9.Руководитель курсовой работы назначается и утверждается распоряжением по факультету. Руководитель обеспечивает методическое и научное руководство, разрабатывает задания по выбранной студентом теме, определяет совместно со студентом график индивидуальных консультаций и план-график выполнения курсовой работы.
К функциям руководителя курсовой работы относятся:
- практическая помощь студенту в выборе темы курсовой работы, разработке плана и графика ее выполнения;
- разъяснение цели и задачи исследования;
- рекомендации по подбору литературы и фактического материала;
- систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;
- информирование деканата в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;
- квалифицированные консультации по содержанию работы;
- оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Ответственностью руководителя курсовой работы является:
- грамотность формулировки цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;
- соответствие организации эмпирического исследования требованиям;
- формирование репрезентативных выборок для эмпирической части курсовой работы;
- подбор надежных и валидных психодиагностических методик;
- адекватность интерпретации результатов и сформулированных выводов.
10. При выполнении курсовой работы студент обязан:
- соблюдать сроки выполнения разных этапов курсовой работы, в соответствии с индивидуальным планом и сроками, установленными деканатом;
- выполнять рекомендации и задания руководителя курсовой работы, своевременно являться на консультации, отчитываться руководителю курсовой работы о выполнении плана подготовки в установленные сроки;
- проявлять самостоятельность и активность в подготовке курсовой работы (подбирать и анализировать литературу по теме курсовой работы, составлять батарею психодиагностического инструментария, организовывать и проводить эмпирическую часть исследования, применять методы математической статистики и интерпретировать полученные результаты);
- соблюдать профессиональные этические принципы;
- предоставить курсовую работу к защите в установленные сроки.
11.Законченная и полностью оформленная курсовая работа сдается руководителю в установленные сроки, не позднее, чем за неделю до даты защиты. Руководитель рекомендует (или не рекомендует) ее к защите. Работа, рекомендованная к защите, докладывается студентом на заседании комиссии, определяемой деканатом, с участием руководителя работы. Комиссия создается из числа преподавателей факультета. По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка.
12.К защите студент готовит устное выступление не более чем на 7 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно:
- быть четким и лаконичным;
- демонстрировать знания по освещаемой проблеме;
- содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;
- освещать выводы и результаты проведенного эмпирического исследования (при его наличии);
- содержать наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.
13.Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка проставляется на титульном листе с подписью руководителя. Оценка за курсовую работу учитывается при назначении академической стипендии. Оценка за курсовую работу может быть снижена на 1 балл, если ее оформление не соответствует предъявляемым требованиям.
Оценка выставляется комиссией по результатам защиты, вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не ставится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65, запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки. Названия курсовых работ приводятся без кавычек.
14.Не представленная к защите или оцененная неудовлетворительно курсовая работа считается академической задолженностью.
Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, не допущенная к защите или оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку руководителю.
Итоги защиты курсовых работ анализируются на заседании кафедр и Совета Института.
15.Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ.
II. Требования к выполнению курсовой работы
1.Курсовая работа должна выполняться на достаточном теоретическом уровне и соответствовать следующим требованиям:
· включать анализ теоретического и экспериментального материала;
· основываться на результатах самостоятельного исследования (3 и 4 курс);
· обязательно иметь выводы после каждой главы и в заключении;
· иметь необходимый объем (Приложение 2);
· оформление должно соответствовать стандарту;
· работа должна быть представлена в установленные сроки.
2.При выборе темы необходимо учитывать:
· ее актуальность, новизну;
· профессиональную ориентированность или теоретическое значение;
· возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).
3.В процессе выполнения и написания курсовой работы можно выделить ряд взаимосвязанных этапов и сроков их выполнения.
Этап выполнения курсовой работы | Сроки выполнения | Форма контроля |
1. Закрепление за научным руководителем. | До 30 сентября | Распоряжение по факультету о закреплении руководителей. |
2. Выбор и утверждение темы курсовой работы. | До 15 октября | Распоряжение по факультету об утверждении тем курсовых работ. |
3. Планирование выполнения курсовой работы. | Утверждение плана курсовой работы научным руководителем. | |
4. Поиск литературы по теме, составление библиографии. 5. Составление развернутого плана-оглавления курсовой работы. | Ноябрь | Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы Межсессионная аттестация |
6. Планирование эмпирической части курсовой работы (для студентов 3 и 4 курса). 7. Подбор диагностического инструментария (для студентов 3 и 4 курса). | Декабрь | Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы |
8. Анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме, предоставление чернового варианта теоретического обзора руководителю курсовой работы. 9. Сбор, обработка и первичный математический анализ эмпирических данных (для студентов 3 и 4 курса). | Февраль-март | Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы |
10. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п. 11. Подготовка текста курсовой работы и представление его научному руководителю. | Апрель | Межсессионная аттестация |
12. Доработка текста курсовой работы с учетом замечаний руководителя. 13. Оформление окончательного варианта курсовой работы, предоставление курсовой работы к защите. | Апрель - май | Допуск к защите курсовой работы |
14. Защита курсовой работы. | 2 курс – апрель 3 и 4 курс - май | Защита курсовой работы |
В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.
4.Курсовая работа имеет следующую структуру:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы;
· приложения.
Титульный лист включает в себя (Приложение 3):
· название федерального агентства, вуза, кафедры, где выполнялась работа;
· название темы курсовой работы;
· фамилия, имя, отчество и личная подпись студента;
· название факультета и номер учебной группы;
· фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя;
· отметка руководителя о допуске к защите;
· дата защиты, оценка (цифрой и прописью), подпись руководителя;
· город, год написания работы.
Оглавление включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела. (Приложение 4).
Во введении обосновывается выбор темы, оценивается актуальность исследуемой проблемы, степень ее теоретической разработанности и анализ противоречий практики, указывается необходимость дальнейшего научного изучения заявленной проблемы. Во введении определяется объект и предмет исследования, его гипотеза, формулируются цели и задачи, теоретическое и практическое значение.
Основная частьразбивается, как правило, на три главы – теоретическую, описание организации исследования и практическую, которые могут делиться на параграфы. Каждая глава должна заканчиваться выводами автора.
Теоретическая глава содержит литературные данные, логические выводы, результаты чужих исследований, отражает как исторический обзор исследований по теме, так и современное состояние ее разработки. В теоретической главе предусматривается критический анализ исторического аспекта выбранной проблемы и разработанность на момент изучения.
Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- языковую грамотность, владение стилем научного изложения.
Вторая глава должна содержать описание организации исследования (сроки выполнения, характеристика выборок, организационная схема исследования, использованные методы и т.п.) и описание методик сбора эмпирических данных с указанием источника, диагностируемых показателей, области применения, способа обработки первичных данных.
Эмпирическая часть курсовой работы отражает результаты исследования и их обсуждение, иллюстрации данных в виде таблиц, схем, рисунков, а также может предполагать разработку новых методических средств и технологий исследования или модификацию известных методик с последующей апробацией в реальном эксперименте.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и по результатам эмпирического исследования делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в выпускной квалификационной работе.
Список литературы оформляется в соответствии с утвержденными библиографическими требованиями. (Приложение 5).
5. Критериями оценки курсовой работы являются:
· актуальность проводимого исследования для дальнейших теоретических и практических изысканий в данной области знания психологии человека и степень разработанности темы;
· четкая постановка целей, задач, рабочей гипотезы, описание объекта и предмета исследований;
· научная обоснованность и аргументированность выдвигаемых положений;
· полнота охвата первоисточников, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по изучаемой проблеме;
· уровень овладения методологией исследования;
· обоснованный выбор методологии и конкретных экспериментальных и диагностических средств и методик;
· адекватность статистических процедур обработки экспериментальных данных, адекватных решаемым задачам исследования;
· обобщение полученных результатов, сопоставление их с уже имеющимися в литературе и соотнесение с общими закономерностями проявления психических феноменов;
· выводы, обоснованные результатами исследования;
· самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
· научный стиль изложения;
· практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования и полученных фактов;
· перспективы дальнейшей разработки проблемы;
· соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.