Вопрос. Особенности организации тушения пожаров на различных видах транспорта. Правила охраны труда
1. При пожарах на этих объектах возможны:
скопление большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние вагоны, цистерны, здания и сооружения;
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
вылив легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
наличие угрозы людям, находящимся в горящих и соседних вагонах, производственному персоналу и населению, возникновение паники;
наличие большого количества путей, непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
ограниченность подъездов и подступов к горящему подвижному составу и сложность прокладки рукавных линий;
отсутствие или удаленность водоисточников;
наличие контактных сетей, находящихся под высоким напряжением.
2. При проведении разведки необходимо:
установить у диспетчера местонахождение горящего подвижного состава, вид и количество в нем горючего материала, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по перевозочным документам, принятые меры по расцепке и отводу горящего или соседних вагонов (цистерн, платформ), обесточиванию контактной сети;
установить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов, поездов;
определить, обесточена ли контактная сеть над местом пожара;
определить, высланы ли к месту пожара бригада для снятия остаточного напряжения и локомотив (локомотивы);
установить время отправки к месту пожара пожарных и восстановительных поездов.
3. При ликвидации горения необходимо:
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
до начала тушения в районе прохождения контактной электросети потребовать у энергодиспетчера снятия напряжения и выдачи письменного подтверждения об этом или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения;
при недостатке воды организовывать разведку водоисточников с целью организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или проведения маневровых работ поездов, как правило, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами;
принимать меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;
организовывать при необходимости защиту и отвод негорящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов с людьми, взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
при горении на железнодорожной станции цистерн с СУГ принимать неотложные меры по их эвакуации под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая при этом их охлаждения;
при растекании горючей жидкости из поврежденных цистерн запрещать их эвакуацию, организовывать устройство обваловки или лотков для стока горящей жидкости в безопасное место;
при горении розлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов организовывать охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия;
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.
Характеристика депо и гаражей. Они предназначены для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств (трамваев, троллейбусов, автобусов, автомобилей) . Хранение транспортных средств может быть открытым и закрытым. Открытое хранение предусматривается для электрического транспорта (трамвая, троллейбуса), закрытое — для автобусного и автомобильного. В то же время для автобусного и автомобильного транспорта строят гаражи и с открытым хранением. При открытом хранении транспортных средств предусматривают закрытые помещения для профилактики и ремонта (рис. 121) и внутренние транспортные связи между основными производственными частями предприятия (рис, 122). Здания депо и гаражей бывают одно- и многоэтажными. Чаще транспорт размещают в одноэтажных зданиях высотой 15... 20 м. Длина зданий 200... 300 м, ширина 100 ... 150 м. Покрытия в одноэтажных зданиях несгораемые, но имеется еще много зданий со сгораемыми покрытиями, световыми фонарями, устраиваемыми по деревянным и металлическим фермам, а также покрытия из металлического профилированного настила с полимерным сгораемым утеплителем (пенополистирол, пенополиуретан). Вместимость депо и гаражей 500 и более единиц транспорта.
В гаражах и депо подвижной состав размещают группами: исправные (готовые к выходу на линию), резерв-
ные и находящиеся в ремонте. Последние могут быть без колес, на домкратах, в подвешенном состоянии.
Наибольшее число единиц подвижного состава хранят в ночное время, в выходные и праздничные дни.
В трамвайных и троллейбусных депо на территории и внутри зданий имеется много силовых электроприводов, находящихся под высоким напряжением. В трамваях и троллейбусах много электрооборудования, которое часто является причиной пожара. Для отделки вагонов, автобусов, троллейбусов и автомобилей применяют дерево, синтетические материалы, пластические массы и другие сгораемые материалы. Бензиновые баки автомобилей всегда заполнены горючей жидкостью.
Развитие пожаров. Различают три основных вида пожаров в гаражах и депо: подвижного состава, строительных конструкций здания и совместное горение подвижного состава и конструкций здания. При пожарах первого вида горят бензин, масло, деревянные кузова, покрышки. Горение резко усиливается при взрывах баков с горючим и вытекании бензина из разрушившихся бензобаков. Разлившийся и горящий бензин может попасть в люки канализации и образовать новые очаги горения в гараже. Помещение гаража быстро заполняется дымом, поднимается высокая температура. Незначительные разрывы между вагонами, троллейбусами и автомобилями и наличие сгораемых частей (кузовов, покрышек) способствуют быстрому распространению пожара по поверхностям, а также в соседние помещения {при наличии проемов). Большая высота депо и гаража и неограниченный доступ воздуха к очагам горения способствует возникновению сильных конвективных потоков нагретых продуктов горения и воздуха и развитию пожара на сгораемое покрытие и в другие места. При несвоевременном принятии мер по тушению пожар становится еще более сложным (переходит во второй вид). От высокой температуры металлические фермы покрытия деформируются в течение 15...20 мин с момента возникновения пожара. При обрушении конструкций покрытия усложняется работа по эвакуации подвижного состава, а в ряде случаев она становится невозможной, пока пламя не будет сбито с обрушившихся конструкций.
Пожары второго вида могут происходить при отсутствии в зданиях подвижного состава. Они развиваются так же, как в обычных зданиях.
Пример. Здание гаража одноэтажное кирпичное; покрытие совмещенное сгораемое (снизу — тесовый настил, уложенный на поперечные деревянные балки, покоящиеся на продольных гвоздевых фермах, утеплитель, цементная стяжка и рубероидная кровля на клебемассе). Размер здания 71X20 м. В здании гаража имелись помещения: для стоянки машин, столярная мастерская, ремонтная база, склад запасных частей, вулканизационная и бытовые помещения. Все помещения сообщались незащищенными дверными проемами. В помещении ремонтной базы и смежных помещениях находились 28 автомобилей.
Пожар возник в помещении ремонтной базы в 13 ч 15 мин. Сообщение о пожаре поступило в пожарную часть в 13 ч 20 мин. К прибытию дежурного караула (через 3 мин после сообщения) горели кузова и кабины автомашин вблизи инструментальной кладовой и покрытие. Общая площадь горения достигла 200 м2. Помещения гаража были заполнены густым черным дымом. Средняя линейная скорость распространения огня была 1,1 м/мин. В 13 ч 30 мин произошло обрушение перекрытия над центральной частью помещения ремонтной базы. Быстрому обрушению способствовал взрыв бочки с бензином, которая находилась в кузове одной машины. Около 14 ч произошло второе обрушение покрытия над тем же помещением. Образовался сплошной очаг огня из обрушившихся конструкций и создалась угроза перехода огня на остальную часть покрытия. Энергичными действиями подразделений дальнейшее распространение огня было приостановлено.
Тушение пожаров. При тушении пожаров в гаражах и депо основной задачей пожарных подразделений является обеспечение сохранности подвижного состава и материальных ценностей. Поэтому разведкой наряду с другими сведениями устанавливают: число единиц подвижного состава, которым угрожает огонь, их состояние (на ходу, в ремонте и т.д.), возможность эва-куации или защиты, наличие обслуживающего персонала и возможность его использования для эвакуации, характер покрытия и угрозу его обрушения, необходимость вызова дополнительных сил и средств и т. д.
Горящие автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы целесообразно тушить воздушно-механической пеной или распыленными водяными струями. При одновременном горении автомобилей и разлитого вокруг них горючего в первую очередь тушат горючее. Одновременно подают водяные стволы А на защиту покрытия, если ему угрожает опасность. Сгораемое покрытие тушат водяными стволами А или лафетными. Одновременно разбирают покрытия на путях распространения огня и тушат их стволами Б. Металлические фермы охлаждают водой, чтобы предупредить их деформацию и обрушение.
При одновременном горении машин (автобусов, автомобилей, трамваев, троллейбусов) и сгораемого покрытия внутрь гаража подают стволы А и лафетные для тушения основного очага пожара, на покрытие вводят стволы Б с одновременной его разборкой на путях распространения огня. При необходимости внутрь помещения подают воздушно-пенные стволы.
При распространении горения в канализации снимают крышки люков и в колодцы подают воздушно-механическую пену. Чтобы предотвратить попадание топлива в канализацию, создают обваловку на путях его растекания или около люков колодцев.
Во всех случаях немедленно эвакуируют автомобили. Исправные машины вывозят дежурные водители, ремонтные рабочие, шоферы пожарных автомобилей, не занятых подачей воды и пенных средств тушения. Неисправные подвижные средства прикрепляют на буксире к исправным автомобилям и тягачам тросами или выкидными рукавами. При отсутствии водителей подвижной состав выкатывают личный состав прибывших подразделений и рабочие. Для безопасности работ на защиту путей эвакуации выводят стволы.
Рукавные линии прокладывают так, чтобы не мешать эвакуации подвижного состава и материальных ценностей. Эвакуированные автомобили размещают таким образом, чтобы они не мешали работе подразделений по тушению пожара.
Работы по эвакуации должны возглавляться РТП или же выделенным им командиром в помощь местной администрации.
Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках.
При пожаре возможны:
наличие в гаражах автомобилей, заправленных бензином (сжиженным газом), взрывы топливных баков и баллонов с газом;
наличие в троллейбусных и трамвайных парках электросетей под высоким напряжением;
беспорядочная и плотная парковка транспортных средств на территории гаража, парка и на подъездных путях, особенно в ночное время суток;
наличие большого количества ГСМ;
быстрое задымление и распространение горения в многоэтажных зданиях гаражей;
потеря несущей способности и обрушение строительных конструкций из-за воздействия на них опасных факторов пожара;
выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;
горение покрытий большой площади с горючими элементами.
При ведении боевых действий необходимо:
установить количество, местонахождение и степень угрозы людям, пути эвакуации и способы спасания;
выяснить число единиц подвижного состава, находящихся под угрозой, их состояние, исправность, возможность защиты или эвакуации;
установить места складирования ГСМ, баллонов с газом;
организовать через энергослужбу объекта отключение электроэнергии;
использовать средства громкоговорящей и диспетчерской связи для согласованности действий подразделений ГПС с персоналом гаража;
организовать перекрытие движения на проезжей части в местах эвакуации техники;
подать стволы одновременно с тушением здания на защиту расположенных рядом транспортных средств, конструкций здания, бензобаков, баллонов со сжиженными газами, производить эвакуацию и подачу средств тушения пеной;
прокладывать магистральные и рабочие рукавные линии в трамвайных депо вдоль путей или под рельсами, так чтобы не повредить их при эвакуации подвижного состава;
начинать подачу огнетушащих средств в трамвайном или троллейбусном парке только после снятия напряжения с электролиний;
организовать эвакуацию транспортных средств из помещений при помощи водителей, обслуживающего персонала, используя тягачи, тракторы, или своим ходом;
устраивать обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ;
исключить попадание топлива в канализацию, в противном случае подавать воздушно-механическую пену через открытые люки колодцев.
В подземных гаражах:
выяснить возможность и место нахождения людей у дежурного, а также планировку и количество уровней гаража;
задействовать стационарные установки пожаротушения, дымоудаления и вентиляции, а при их отсутствии автомобили дымоудаления;
проводить интенсивное охлаждение водяными стволами с большим расходом несущих конструкций, особенно перекрытий и колонн;
начинать тушение с верхнего горящего этажа и по мере ликвидации горения продвигаться в нижерасположенные этажи.
Повышенная пожарная опасность транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с массовостью пассажирских и грузовых перевозок.
Транспортные средства всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре.
Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.
По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности.
Дальнейший рост грузооборота железных дорог, использование подвижного состава повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров.
Согласно рекомендаций на станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке.
На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.
Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом.
Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ПК, сжиженными газами.
Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.
Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.
Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется: наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.
Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающие в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады, вокзалы, посты электрической централизации и др. В их состав входят также приемно-отправочные и сортировочные парки с большим количеством железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 га, а общая протяженность 16 км, количество путей до 80. Крупные станции могут иметь 6-8 рабочих парков. На станции может одновременно находиться до 3 тыс. выгонов с различными грузами. Организация и порядок работы станции устанавливаются технологическим процессом и техническо-распорядительным актом (ТРА). К ТРА прилагается схематический план станции и необходимые инструкции, выписки из которых должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам. В них определена ответственность работников за безопасность движения поездов и производства маневровых работ.
Наиболее опасными в противопожарном отношении являются сортировочные парки, где происходит накопление вагонов. Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.
В настоящее время для наружного противопожарного водоснабжения на железнодорожных станциях используют пожарные гидранты, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних железнодорожных путей устанавливают пожарные гидранты. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов. В резервуарах водонапорных башен на железнодорожных станциях постоянно содержится неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. В рабочих парках оборудуют площадки для тушения пожаров подвижного состава с постами, на которых хранится оборудование.
Большинство железнодорожных станций имеет прямую телефонную связь с ЦУС гарнизонов пожарной охраны.
Охраняют объекты железнодорожного транспорта пожарные поезда (команды). Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях железной дороги с расчетом, чтобы время его прибытия на пожар не превышало 1,5 ч. К поезду локомотив подается в течение 10 мин после получения сообщения о пожаре.
Для целей пожаротушения в весенне-осенний период года к пожарным поездам дополнительно прицепляются по 1-2 железнодорожной цистерны с водой. Такие цистерны устанавливают также в тупиках рабочих парков (в местах, согласованных с пожарной охраной).
наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными углеводородными газами (далее – СУГ);
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий по тушению пожаров подразделений;
трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава, вид и количество горючих материалов, ядовитых и взрывчатых веществ, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по перевозочным документам;
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземления;
установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, АХОВ в городскую канализацию или в водоемы;
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
выяснить место и размер пожара, пути его распространения;
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава подразделений пожарной охраны СИЗОД, защитной одеждой;
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
не допускать проведения через зону пожара вагонов (цистерн) со взрывоопасными грузами, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение их с двух сторон;
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками поверхностно-активных веществ (далее – ПАВ), подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;
организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
назначить из должностных лиц станции ответственных за обеспечение охраны труда;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
На перегоне (в пути следования):
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.
В тоннеле необходимо:
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
выбирать решающее направление действий по тушению пожара в средней части тоннеля со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;
организовать, по возможности, вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
При ликвидации горения участники тушения обязаны следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования и, в случае возникновения опасности, немедленно предупредить всех работающих на боевом участке, РТП и других оперативных должностных лиц.
При работе на высоте следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих и соблюдать следующие меры безопасности:
- работа на ручной пожарной лестнице со стволом (ножницами и др.) допускается только после закрепления работающего пожарным поясным карабином за ступеньку лестницы;
- при работе на кровле пожарные для страховки должны быть закреплены спасательной веревкой за конструкцию здания, при этом крепление спасательной веревки за ограждающие конструкции крыши запрещается;
- работу со стволом на высотах и покрытиях должны осуществлять не менее двух человек;
- рукавную линию закрепляют рукавными задержками.
Запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды, а также нахождение личного состава подразделений ГПС на обвисших покрытиях и на участках перекрытий с признаками горения.