Регистрация и лицензирование страховых компаний
Регистрация страховых компаний производится Департаментом страхового надзора РФ на сновании:
• заявления страховой компании с приложением копии свидетельства о государственной регистрации страховщика в соответствующей организационно-правовой форме;
• заверенной копии устава и учредительных документов;
• справки банка о размере оплаченного уставного капитала и наличии страховых резервов (фондов).
В процессе регистрации осуществляется:
• присвоение регистрационного номера;
• внесение страховой компании в Реестр страховщиков;
• выдача свидетельства о регистрации.
Департамент страхового надзора может отказать в регистрации в случае недостаточности или неполноты представленной информации, а также в связи с несоответствием целей создания и деятельности страховой компании законодательству РФ. Отказ в. регистрации можно обжаловать в суд.
Одновременно с регистрацией страховщики получают лицензию, которая представляет собой разрешение на проведение страховой деятельности на территории РФ с соблюдением условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Деятельность, связанная с определением размеров ущербов и размеров выплат, а также с консультированием по вопросам страхования, не нуждается в лицензировании.
Лицензирование проводится на основании Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ», утвержденных Департаментом страхового надзора. Помимо документов,
необходимых для регистрации, при получении лицензии страховщики представляют в Департамент страхового надзора:
1) экономическое обоснование страховой деятельности, элементами которого являются:-
• бизнес-план на первый год деятельности (для страховщиков, впервые получающих лицензию);
• расчет соотношения активов и обязательств для страховщиков, работающих не менее года;
• положение о порядке создания и использования страховых резервов;
• план по перестрахованию на случай, если ответственность по отдельно взятому риску превышает установленный законодательством норматив;
• план размещения страховых резервов;
• баланс с приложениями на последнюю отчетную дату;
2) правила по видам страхования с приложением образцов форм договоров страхования и страховых полисов;
3) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных;
4) сведения о руководителе и его заместителях.
Департамент страхового надзора как при решении вопроса о выдаче лицензии, так и в процессе дальнейшей деятельности страховой компании осуществляет контроль выполнения следующих условий и нормативов:
• страховщиком может быть только юридическое лицо;
• страховая компания может быть создана только в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом;
• страховая компания может создаваться только для осуществления страховой деятельности (в соответствии с нормами российского законодательства страховщики могут быть учредителями других пред приятий, осуществляющих банковскую, производственную или торгово-посредническую деятельность);
• страховая компания может осуществлять страхование только после регистрации и получения лицензии на проведение страховой деятельности;
• в Российской Федерации установлены ограничения на создание страховых компаний иностранными юридическими лицами и гражданами. Так, страховые компании с иностранными инвестициями не могут осуществлять в России страхование жизни, обязательное
страхование, обязательное государственное страхование, а также имущественное страхование, затрагивающее государственные интересы.
На начало 2000 г. в Государственном реестре страховщиков было зарегистрировано 60 компаний с участием иностранного капитала, ' но реально работало и отчитывалось о своей деятельности около 50. Причем у большинства из них вложения иностранных инвесторов не превышали 10% уставного капитала. Совокупная сумма иностранных инвестиций в российское страхование на начало 2000 г. оценивалась в 10 млн долл., что составляло 4% совокупного уставного капитала всех отечественных страховых компаний (в Венгрии доля иностранных инвесторов в страховании составляла на тот момент 94%, в Латвии — 50, в Чехии — 35, в Польше — 17%);
• минимальный размер оплаченного уставного капитала на день подачи документов на получение лицензии должен быть:
а) не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
б) не менее 35 тыс. МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов, относящихся к страхованию жизни;
в) не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключительно перестрахования.
На день подачи документов в Департамент страхового надзора для получения лицензии уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%, к концу первого года работы страховой компании необходимо удвоить указанную величину уставного капитала. Вместе с тем в настоящее время российский страховой рынок испытывает острый недостаток капиталоемкости, что обусловлено малыми размерами уставных капиталов страховщиков. Такое положение приводит к финансовой неустойчивости и недостаточной платежеспособности страховщиков, невозможности для них принимать на страхование значительные по объему риски.
На 1 января 2002 г. совокупный размер уставного капитала страховщиков составлял 27,3 млрд руб. При этом прослеживается тенденция к росту совокупного размера уставного капитала: на начало 1999 г. он составлял 7,4 млрд руб., 2000 г. — 10,8 млрд руб., 2001 г. — 16 млрд руб. Однако уставные капиталы 55% страховых организаций составляют менее 10 млн руб. и только 5% имеют более 100 млн руб.;
• максимальный объем ответственности по отдельно взятому риску не может превышать 10% величины собственных средств. Риски, превышающие установленный норматив, подлежат обязательному перестрахованию;
• гарантией платежеспособности страховой компании является превышение величины ее свободных активов над установленным нормативом. Размер свободных активов определяется как разность
между общей суммой активов и суммой обязательств. По видам страхования иным, чем страхование жизни, норматив составляет 20% от суммы собранных за год страховых премий, скорректированной на коэффициент страховых выплат (рассчитывается как отношение произведенных выплат к собранной страховой премии за соответствующий отчетный период). По страхованию жизни норматив равен 5% от суммы страховых резервов на отчетную дату;
• обязательным условием создания и нормальной работы страховой компании является выполнение правил формирования страховых резервов и правил их последующего размещения. Состав резервов зависит от видов страхования, проводимых страховщиком. Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний законодательство определяет размеры и направления вложений страховых резервов. Размещение средств осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и прибыльности. При выявлении каких-либо отклонений или нарушении перечисленных требований страховой компании может быть отказано в выдаче лицензии, ее действие может быть приостановлено, а при грубых нарушениях лицензия может быть отозвана.
Выводы
1. Страховая деятельность осуществляется коммерческими страховыми компаниями, которые создаются в разрешенных национальным законодательством организационно-правовых формах, и обществами взаимного страхования. В Российской Федерации преобладающими формами страховых
компаний являются общества с ограниченной ответственностью и открытые акционерные общества.
2. Необходимость государственного регулирования деятельности страховых организаций определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, концентрацией значительных денежных средств, необходимостью защиты прав страхователей.
3. Органом государственного надзора и контроля за деятельностью страховщиков в Российской Федерации является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
4. Департамент страхового надзора выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, регистрирует страховые организации и страховых брокеров, разрабатывает правила формирования и возмещения страховых резервов, учета и отчетности страховщиков, контролирует обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Вопросы для самопроверки
1. Для чего создаются и в каких формах могут существовать страховые
фонды?
2. В каких организационно-правовых формах могут создаваться страховые организации на территории РФ?
3. В чем состоит специфика обществ взаимного страхования?
4. Каковы полномочия Департамента страхового надзора?
5. Какие документы предоставляются при подаче заявления на получение лицензии для осуществления страховой деятельности?
6. Какие нормативы установлены Департаментом страхового надзора для страховых компаний?