Регистрация и лицензирование страховых компаний

Регистрация страховых компаний производится Департаментом страхового надзора РФ на сновании:

• заявления страховой компании с приложением копии свидетельства о государственной регистрации страховщика в соответст­вующей организационно-правовой форме;

• заверенной копии устава и учредительных документов;

• справки банка о размере оплаченного уставного капитала и на­личии страховых резервов (фондов).

В процессе регистрации осуществляется:

• присвоение регистрационного номера;

• внесение страховой компании в Реестр страховщиков;

• выдача свидетельства о регистрации.

Департамент страхового надзора может отказать в регистрации в случае недостаточности или неполноты представленной информа­ции, а также в связи с несоответствием целей создания и деятельнос­ти страховой компании законодательству РФ. Отказ в. регистрации можно обжаловать в суд.

Одновременно с регистрацией страховщики получают лицензию, которая представляет собой разрешение на проведение страховой деятельности на территории РФ с соблюдением условий и требова­ний, оговоренных при выдаче лицензии. Деятельность, связанная с определением размеров ущербов и размеров выплат, а также с кон­сультированием по вопросам страхования, не нуждается в лицензи­ровании.

Лицензирование проводится на основании Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Усло­вий лицензирования страховой деятельности на территории РФ», ут­вержденных Департаментом страхового надзора. Помимо документов,

необходимых для регистрации, при получении лицензии страховщики представляют в Департамент страхового надзора:

1) экономическое обоснование страховой деятельности, элемен­тами которого являются:-

• бизнес-план на первый год деятельности (для страховщиков, впервые получающих лицензию);

• расчет соотношения активов и обязательств для страховщиков, работающих не менее года;

• положение о порядке создания и использования страховых ре­зервов;

• план по перестрахованию на случай, если ответственность по отдельно взятому риску превышает установленный законодательст­вом норматив;

• план размещения страховых резервов;

• баланс с приложениями на последнюю отчетную дату;

2) правила по видам страхования с приложением образцов форм договоров страхования и страховых полисов;

3) расчет страховых тарифов с приложением использованной ме­тодики расчета и указанием источника исходных данных;

4) сведения о руководителе и его заместителях.

Департамент страхового надзора как при решении вопроса о вы­даче лицензии, так и в процессе дальнейшей деятельности страховой компании осуществляет контроль выполнения следующих условий и нормативов:

• страховщиком может быть только юридическое лицо;

• страховая компания может быть создана только в организаци­онно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом;

• страховая компания может создаваться только для осуществле­ния страховой деятельности (в соответствии с нормами российского законодательства страховщики могут быть учредителями других пред­ приятий, осуществляющих банковскую, производственную или торгово-посредническую деятельность);

• страховая компания может осуществлять страхование только после регистрации и получения лицензии на проведение страховой деятельности;

• в Российской Федерации установлены ограничения на созда­ние страховых компаний иностранными юридическими лицами и гражданами. Так, страховые компании с иностранными инвестиция­ми не могут осуществлять в России страхование жизни, обязательное
страхование, обязательное государственное страхование, а также имущественное страхование, затрагивающее государственные интересы.

Регистрация и лицензирование страховых компаний - student2.ru Регистрация и лицензирование страховых компаний - student2.ru На начало 2000 г. в Государственном реестре страховщиков было зарегистрировано 60 компаний с участием иностранного капитала, ' но реально работало и отчитывалось о своей деятельности около 50. Причем у большинства из них вложения иностранных инвесторов не превышали 10% уставного капитала. Совокупная сумма иностранных инвестиций в российское страхование на начало 2000 г. оценивалась в 10 млн долл., что составляло 4% совокупного уставного капитала всех отечественных страховых компаний (в Венгрии доля иностран­ных инвесторов в страховании составляла на тот момент 94%, в Лат­вии — 50, в Чехии — 35, в Польше — 17%);

• минимальный размер оплаченного уставного капитала на день подачи документов на получение лицензии должен быть:

а) не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхова­ние жизни;

б) не менее 35 тыс. МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов, относящихся к страхованию жизни;

в) не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключительно перестрахования.

На день подачи документов в Департамент страхового надзора для получения лицензии уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%, к концу первого года работы страховой компании необходимо удвоить указанную величину уставного капитала. Вместе с тем в настоящее время российский страховой рынок испытывает острый недостаток капиталоемкости, что обусловлено малыми разме­рами уставных капиталов страховщиков. Такое положение приводит к финансовой неустойчивости и недостаточной платежеспособности страховщиков, невозможности для них принимать на страхование значительные по объему риски.

На 1 января 2002 г. совокупный размер уставного капитала стра­ховщиков составлял 27,3 млрд руб. При этом прослеживается тенден­ция к росту совокупного размера уставного капитала: на начало 1999 г. он составлял 7,4 млрд руб., 2000 г. — 10,8 млрд руб., 2001 г. — 16 млрд руб. Однако уставные капиталы 55% страховых организаций составляют менее 10 млн руб. и только 5% имеют более 100 млн руб.;

• максимальный объем ответственности по отдельно взятому риску не может превышать 10% величины собственных средств. Риски, превышающие установленный норматив, подлежат обязательному перестрахованию;

• гарантией платежеспособности страховой компании является превышение величины ее свободных активов над установленным нормативом. Размер свободных активов определяется как разность

между общей суммой активов и суммой обязательств. По видам стра­хования иным, чем страхование жизни, норматив составляет 20% от суммы собранных за год страховых премий, скорректированной на коэффициент страховых выплат (рассчитывается как отношение про­изведенных выплат к собранной страховой премии за соответствую­щий отчетный период). По страхованию жизни норматив равен 5% от суммы страховых резервов на отчетную дату;

• обязательным условием создания и нормальной работы страхо­вой компании является выполнение правил формирования страхо­вых резервов и правил их последующего размещения. Состав резе­рвов зависит от видов страхования, проводимых страховщиком. Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности стра­ховых компаний законодательство определяет размеры и направле­ния вложений страховых резервов. Размещение средств осуществля­ется на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и прибыльности. При выявлении каких-либо отклонений или наруше­нии перечисленных требований страховой компании может быть от­казано в выдаче лицензии, ее действие может быть приостановлено, а при грубых нарушениях лицензия может быть отозвана.

Выводы

1. Страховая деятельность осуществляется коммерческими страховыми компаниями, которые создаются в разрешенных национальным законода­тельством организационно-правовых формах, и обществами взаимного стра­хования. В Российской Федерации преобладающими формами страховых
компаний являются общества с ограниченной ответственностью и открытые акционерные общества.

2. Необходимость государственного регулирования деятельности страхо­вых организаций определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, концентрацией значительных денежных средств, необходи­мостью защиты прав страхователей.

3. Органом государственного надзора и контроля за деятельностью стра­ховщиков в Российской Федерации является Департамент страхового надзо­ра Министерства финансов РФ.

4. Департамент страхового надзора выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, регистрирует страховые организации и страховых брокеров, разрабатывает правила формирования и возмещения страховых резервов, учета и отчетности страховщиков, контролирует обосно­ванность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего создаются и в каких формах могут существовать страховые

фонды?

2. В каких организационно-правовых формах могут создаваться страхо­вые организации на территории РФ?

3. В чем состоит специфика обществ взаимного страхования?

4. Каковы полномочия Департамента страхового надзора?

5. Какие документы предоставляются при подаче заявления на получе­ние лицензии для осуществления страховой деятельности?

6. Какие нормативы установлены Департаментом страхового надзора для страховых компаний?

Наши рекомендации