Индивидуальное задание для самостоятельной работы

Индивидуальное задание состоит из проведения и оформления осмотра учебного места происшествия. В рамках выполнения задания самостоятельно изучаются следующие темы и разделы: криминалистическая техника (в т.ч. судебная фотография), криминалистическая тактика (в т.ч. осмотр места происшествия, криминалистические экспертизы).

Обращаю внимание студентов на следующую последовательность и полноту проведения работы.

1. Создание учебного места происшествия. На месте происшествия должны быть А) труп (тело); Б) орудие преступления; В) следы.

Труп (тело) изображается при помощи живого напарника, шарнирного манекена, либо обводятся контуры тела (в протоколе в этом случае делается запись: «Пострадавший эвакуирован с места происшествия каретой СМП»).

Орудием преступления может быть: нож, сковородка, пистолет, мясорубка и пр.

Следы могут быть: следы ног (дорожка следов), следы крови (делаются при помощи кетчупа) и т.д.

2. Оформление осмотра учебного места происшествия.

Необходимо составить протокол учебного места происшествия по соответствующей уголовно-процессуальной форме (возможно без участия специалиста и понятых).

К протоколу осмотра прикладывается:

· фототаблица с пояснительной запиской к ней, выполненная по правилам криминалистической фотосъемки;

· схема места происшествия;

· список экспертиз, которые потребуется провести с постановкой вопросов эксперту.

Варианты и содержание контрольных работ

Вариант 1

1. Понятие, научные основы, объекты и задачи криминалистической идентификации.

2. Задача.

26 февраля в шестом часу утра следователю сообщили, что у строящегося дома сторожем Аристовым обнаружен труп мужчины со следами насильственной смерти в виде обширных кровоизлияний в области головы и лица.

Осмотром места происшествия, произведенного по данному факту, установлено, что труп мужчины по грудь засунут в подвальное окно указанного дома. По мнению судебно-медицинского эксперта, участвовавшего в осмотре, смерть наступила от многочисленных сильных ударов тупым предметом, возможно кулаком, по лицу и голове. Крови на месте обнаружения трупа было немного. В ходе осмотра привлекли к себе внимание следующие обстоятельства: в кармане одежды убитого отсутствовали какие-либо документы и вещи; сапоги обуты неправильно – левый сапог надет на правую ногу, правый – на левую. Когда были сняты сапоги, оказалось, что на носках имеется кровь. Также было отмечено, что если носки и рубашка потерпевшего были достаточно свежими и относительно чистыми, то вся остальная одежда – грязная, старая и местами порванная.

Какие версии по мотивам и обстоятельствам убийства можно построить на основании информации, полученной в результате осмотра места происшествия? Составьте план расследования в разрезе проверки каждой из выдвинутых версий.

Вариант 2

1. Криминалистическое исследование следов ног и обуви. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног и обуви.

2. Задача.

Константинов и Дубов были изобличены и признали себя виновными в том, что они, пригласив в дом переночевать ранее незнакомого им Зиновьева, находившегося в нетрезвом состоянии, ночью из корыстных мотивов совершили умышленное убийство. На одном из допросов Константинов сообщил, что ранее, около года тому назад, он и Дубов при аналогичных обстоятельствах совершили еще одно убийство. Потерпевшим, пояснил он, был также незнакомый им пьяный мужчина, назвавший себя Петром. Труп они зарыли во дворе своего дома. Константинов составил схему двора, отметив на ней место захоронения трупа. Допрошенный затем Дубов подтвердил показания Константинова о совершении ими убийства в названное последним время, но заявил, что потерпевшего звали Мишей. На схеме двора Дубов обозначил иное место захоронения трупа.

Сформулируйте вытекающие из этой информации версии. Определите набор следственных действий, направленных на проверку выдвинутых версий, с учетом их оптимальной последовательности.

Вариант 3

1. Общие положения трасологии. Классификация следов и их криминалистическое значение

2. Задача.

Гапонова, единственный наемный продавец магазина, принадлежащего ЧП "Надежда", сообщила в милицию, что, придя утром на работу, обнаружила, что замок на двери магазина вырван вместе с пробоем. Гапонова медленно сообщила об этом в милицию и владельцу магазина. Прибывший на место происшествия для его охраны работник милиции установил, что на дорожке от ларька на протяжении 15 м широкой полосой рассыпана махорка. В ходе осмотра Гапонова сообщила следователю, что, по ее мнению, недостача в связи с кражей составляет не менее 12200 руб. (инвентаризация и документальная ревизия в дальнейшем установила недостачу в размене 12167 руб.) и что наиболее дорогостоящими товарами в магазине являлись винно-водочные изделия.

В разрезе каких типичных версий следует производить осмотр данного места происшествия? Определите границы осмотра и способы его проведения. Составьте план проведения осмотра места происшествия, отразив в нем наиболее существенные обстоятельства для проверки выдвинутых версий.

Вариант 4

1.Понятие и логическая природа криминалистической версии. Виды версий и основания их построения.

2. Задача.

При расследовании дела об убийстве Мясниковой, труп которой обнаружен не был, подозреваемый Алин пояснил следующее. Во время нахождения Мясниковой в его комнате они поссорились, так как Мясникова его оскорбила. Когда он ее толкнул, она упала, ударилась об угол стола и умерла. Боясь ответственности, он спрятал труп в мусорный ящик во дворе дома, а затем на грузовой машине (подозреваемый работал шофером) вывез ящик на городскую свалку, где спрятал труп под грудой мусора, предназначенного к сжиганию.

В каких местах следует произвести следственный осмотр для проверки показаний Алина? Какова тактика осмотра в квартире Алина (организация, состав участников, осуществление, фиксация результатов, использование научно-технических средств), а также какой способ осмотра следует избрать при обследовании территории городской свалки? Какие обстоятельства негативного характера можно выявить при осмотрах по данному делу?

Вариант 5

1. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов. Классификация следов инструментов и орудий, используемых для взлома

2. Задача.

При расследовании дела об изнасиловании Темировой у следователя Петровой возникла необходимость в освидетельствовании подозреваемого Григоровича, на груди которого, по показаниям потерпевшей, имеется татуировка, изображающая птицу. Потерпевшая также сообщила, что она оказывала насильнику сопротивление и, возможно, на его теле имеются царапины, оставленные ее ногтями.

Каковы процессуальные и тактические особенности проведения данного следственного действия? Составьте протокол освидетельствования Григоровича.

Вариант 6

1. Понятие и задачи, решаемые криминалистическим исследованием огнестрельного оружия.

2. Задача.

По делу о хищении Косыревым питьевого спирта было установлено, что он вывозит спирт в стеклянных емкостях на принадлежащей ему автомашине. Было принято решение о задержании автомашины Косырева после выезда с территории завода и обыске автомашины и владельца, о чем было вынесено соответствующее постановление. В момент задержания автомашины Косырев выскочил из нее с двумя емкостями в руках, наполненными какой-то жидкостью, и немедленно разбил их ударами об асфальт.

Каковы действия следователя в данной ситуации? Составьте протокол соответствующего следственного действия.

Вариант 7

1. Понятие и научные основы почерковедческого исследования. Общие и частные признаки почерка.

2. Задача.

А. У следователя возникла необходимость допросить в качестве свидетеля Петренко, который по имеющимся данным был единственным свидетелем совершения расследуемого убийства.

Какие вопросы должен решить следователь на подготовительном этапе допроса Петренко?

Б. Следователю предстоит допросить шестилетнюю Симонову, подвергшуюся сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины.

Где должен быть произведен ее допрос? Кто должен участвовать и может присутствовать при производстве этого допроса? В чем состоят психологические и тактические особенности допроса малолетнего потерпевшего (свидетеля)?

Вариант 8

1. Понятие и значение судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз.

2. Задача.

Около 24 часов к дежурившим на улице сотрудникам патрульно-постовой службы обратилась 17-летняя Подякина, заявившая, что ее только что на лестничной площадке одного из домов изнасиловал парень по имени Джон, с которым она несколько часов назад познакомилась на дискотеке.

Проведя розыск по горячим следам, сотрудники ППС через 30 минут задержали указанного Подякиной молодого человека – Ивана Кучеренко.

На допросе Подякина сообщила, что Кучеренко совершил с ней несколько насильственных половых актов как в естественной, так и в извращенной форме; до этого половой жизнью она не жила (эти обстоятельства затем были подтверждены судебно-медицинской экспертизой). Кучеренко показал, что Подякина, с которой он в этот вечер познакомился, вела себя крайне развязно и в половую связь с ним вступила не только добровольно, но и была ее инициатором.

Через несколько дней следователь решил произвести очную ставку между потерпевшей и подозреваемым, однако непосредственно перед ее началом получил оперативные данные, что потерпевшая Подякина взяла у родителей Кучеренко крупную сумму денег и предполагает на очной ставке подтвердить показания Кучеренко о добровольном характере происшедшего между ними.

Оцените с позиции тактического риска возникшую в этой связи следственную ситуацию. Следует ли с учетом этих данных производить запланированную очную ставку? Если, на ваш взгляд, следует, то в чем должен состоять подготовительный ее этап? Какова оптимальная последовательность постановки вопросов перед допрашиваемыми Подякиной и Кучеренко?

Вариант 9

1. Понятие и сущность криминалистической габитоскопии.

2. Задача:

Следователь сообщил подозреваемому Николайчуку о том, что на металлической трубе, явившейся орудием убийства, обнаружены отпечатки пальцев. Ознакомившись с протоколом осмотра места происшествия, в котором был отражен данный факт, и с постановлением о назначении дактилоскопической экспертизы, ранее судимый Николайчук признал себя виновным в совершении этого преступления. После этого другие следственные действия по делу не проводились. Через несколько дней следователь получил заключение экспертизы, установившей, что обнаруженные на орудии преступления отпечатки пальцев смазаны и для идентификации непригодны. В тот же день следователь ознакомил подозреваемого с данным экспертным заключением, после чего тот от своих признательных показаний отказался.

Дайте уголовно-процессуальную и тактическую оценку действиям следователя в данной ситуации, обоснуйте свое мнение. В чем состоит ошибка, допущенная следователем по данному делу.

Вариант 10

1. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов. Классификация следов инструментов и орудий, используемых для взлома.

2. Задача.

2 мая в трех километрах от станции Александровка был обнаружен труп мужчины с размозженной головой и изуродованным лицом. Обувь и носки, снятые с трупа, лежали рядом. Денег и документов в карманах одежды не было. По одежде и характерным индивидуальным приметам в убитом был опознан житель г. Александровки Куликов. Неотложными следственными действиями было установлено, что Куликов работал токарем на Александровском ремзаводе, часто выпивал. Вечером 30 апреля он получил заработную плату в размере 8401 руб. и вышел с территории завода около 19 часов. В 21 час в нетрезвом состоянии он зашел к родственнице Романовой, а от нее собирался ехать домой. Жена Куликова вернулась в этот день домой в 23 часа и от детей узнала, что отец с работы не возвращался. На допросе жена высказала предположение, что, возвращаясь домой на автобусе № 5 в нетрезвом состоянии, он мог пропустить свою остановку и выйти на остановке «Конечная». Подобные случаи с ним бывали, но, сориентировавшись, раньше он всегда возвращался домой. По ее словам, в ночь на I мая, то есть тогда же, когда исчез ее муж, неподалеку от деревни Калинское, расположенной в 3 км от конечной остановки автобуса № 5, якобы ограбили жителя этого села Сапогова, о чем ей известно со слов знакомых.

Сформулируйте версии, вытекающие из приведенной информации. Составьте план их проверки.

Наши рекомендации