Московский финансово-юридический университет – МФЮА

Московский финансово-юридический университет – МФЮА

Кафедра Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения

ПРОГРАММА

педагогической практики

по специальности 080100.68 «Экономика (магистр)»

профиль «Финансы и кредит»

МОСКВА – 2013

Программа по проведению педагогической практики рассмотрена и утверждена на заседании УМС, протокол № ________ от «___» _________ 201__ г.

Составители: к.э.н. Сергеева И. А.

Программа по проведению педагогической практики разработана в МФЮА в соответствии с образовательным стандартом по специальности 080100.68 «Экономика» (магистр) и рекомендована для студентов магистратуры профиля «Финансы и кредит».

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Содержание педагогической практики
Раздел 3. Форма итогового контроля
Раздел 5. Отчет студента по практике
     
  Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в подготовке магистров экономики в сочетании с получением теоре­тических и практических знаний занимает педагогическая практика студентов.

Педагогическая практика у студентов-магистрантов по специальности 080100.68 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов-магистрантов, полученных при обучении, приобретению и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности. Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 080100.68 «Экономика» (магистр). Программа практики и прилагаемые к ней доку­менты являются основными организационно-методическими рекомендациями по руководству и проведению практики студентов-магистрантов.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета по практике и его защитой.




Раздел 1. Общие положения

Сроки и продолжительность практики

Сроки и продолжительность практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Продолжительность педагогической практики – 4 недели, вид итогового контроля – зачет.

Цель и задачи практики

Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение ими навыков педагогической и методической работы, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателей высшей школы.

Задачи педагогической практики:

- участие студентов-магистрантов в педагогической работе, проводимой кафедрой;

- участие студентов-магистрантов в методической работе, проводимой кафедрой;

- сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы, магистерской диссертации, публикация статей.

Организация и руководство практикой

Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками и умениям профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Практика проводится в соответствии с программой педагогической практики магистрантов, утвержденной на кафедре и индивидуальной программой практики, составленной студентом совместно с научным руководителем.

Организация и учебно-методическое руководство педагогической практикой осуществляется в соответствии с настоящей программой.

Для организации и проведения практики кафедрой из числа пре­подавателей назначается руководитель, который должен обеспечить ее проведение в соответствии с программой.

Содержание практики определяется требованиями ФГОС ВПО с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится. В процессе прохождения практики магистранту необходимо приобрести следующие компетенции:

ОК-2-6

· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

ПК-1-14

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

· способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

· способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

· способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

· способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).

проектно-экономическая деятельность:

· способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

· способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

· способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных финансовых рынках (ПК-7).

аналитическая деятельность:

· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

· способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

· способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

· способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

· способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).

Содержание практики каждого студента с учетом индивидуального задания должно быть раскрыто в рабочей прог­рамме выполнения индивидуального задания. Такая программа разраба­тывается студентом совместно с руководителем практики от кафедры и включает в себя следующее:

1. Определение целей и задач практики.

2. Перечень нормативной и методической до­кументации.

3. Источники информации и методы ее сбора.

4. Формы представления материалов по результатам прохож­дения педагогической практики.

Перед началом практики руководитель проводит со студентами консультации с разъяснением целей, задач и содержания практики.

На консультации студенту-магистранту должен быть изложен порядок оформления всей документации, связанной с прохождением прак­тики, сбором материалов для отчета и исследовательской работы.

По окончании срока прохождения практики студент составляет отчет для ее защиты.

Раздел 2. Содержание педагогической практики

Педагогическая практика осуществляется в форме педагогической или методической работы, соответствующей специализации студента-магистранта. В качестве индивидуального задания студенту поручается один из следующих видов работ:

- участие магистранта в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

- подготовка и проведение семинарских занятий в соответствии с выбранной специализацией;

- подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (подготовка кейсов, материалов для семинарских занятий, задач для лабораторно-практических работ, баз тестовых заданий);

- публикация научных статей;

- другие формы работ.

В период прохождения практики студентам выдаются индивидуальные задания, которые направлены на более углубленное изучение отдельных методико-педагогических вопросов в рамках выбранной темы исследования; сбор материалов для студенческих исследовательских работ и написания теоретической и проектной частей магистерской диссертации; решение конкретных управленческих проблем в интересах базы практики и университета.

Раздел 3. Форма итогового контроля

Систематический контроль за организацией и ходом проведения практики осуществляется со стороны преподавателей – научных руководителей студентов-магистрантов.

Итоговая аттестация по педагогической практике осуществляется в форме зачета. Оценка учитывает качество представленных магистрантами отчетных материалов. Отчет о прохождении практики должен включать описание выполненной студентом работы. Оценка по практике заносится в экзаменационный лист и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.

Раздел 4. Отчет студента по практике

Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения магистром всех требований программы практики. По результатам прохождения педагогической практики студенты-магистранты составляют и представляют научным руководителям отчет, в соответствии со структурой, приведенной ниже.

Отчет по педагогической практике должен содержать:

1. Титульный лист.

2. Задание на педагогическую практику.

3. Результаты выполненной работы, оформленные одним из следующих способов:

- отчет о проведенном семинарском занятии с приложением плана семинара;

- конспект лекционного занятия;

- оформленные кейсы;

- спецификацию к разработанной базе тестовых заданий (сами задания представляются в электронном виде);

- список опубликованных научных трудов (с приложением текста научных статей).

4. Рецензию научного руководителя на отчет по практике.

Отчет по практике оформляется в виде печатного текста на стандартной бумаге формата А-4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5, выравнивание текста – по ширине, настройка полей – стандартная, отступ «красной строки» - 1,25.

Отчет готовится в течение всей практики. Для его оформления в конце практики выделяются два дня. Отчет вместе с результатами выполненных работ представляется на рецензию научному руководителю.

Отчет по результатам практики магистрант защищает комиссии, состав которой назначается заведующим кафедрой. В результате защиты отчета по практике студент получаетзачетс оценкой.

По окончании практики кафедра на основе отчетов руководителей представляет сводный отчет по практике.

Московский финансово-юридический университет – МФЮА

Наши рекомендации