Наезд на неподвижное препятствие
Наезд автомобиля на неподвижное абсолютно жесткое препятствие может сопровождаться центральным или внецентренным ударом. При центральном ударе нормаль NN к. поверхностям препятствия и автомобиля в точке их первоначального контакта проходит через центр тяжести С автомобиля (рис. 7.2).
Если масса и жесткость неподвижного препятствия достаточно велики, а разрушение его вследствие наезда незначительно (стена дома, опора моста, мачта линии высоковольтной электропередачи), то можно считать U2=U'2=0. Тогда из формулы (7.1) U1=—U'1/Kуд. Знак «минус» указывает на изменение направления скорости при отскоке тела от препятствия.
До наезда на препятствие автомобиль может двигаться равномерно или замедленно. Если появление препятствия в поле зрения водителя было неожиданным
то скорости автомобиля остается примерно неизменной до момента наезда. Возможны также случаи, когда водитель успевает отреагировать на появление препятствия
Если скорость автомобиля до удара была сравнительно невелика то после наезда автомобиль откатывается от препятствия свободно. Если скорость была сравнительно большой, то при ударе возможно смещение двигателя и коробки передачи назад.
После фронтального удара перемещение автомобиля обычно невелико. В случае внецентренного удара оно, напротив, может быть значительным. При внецентренном ударе автомобиль поворачивается в горизонтальной плоскости на некоторый угол
Виды столкновения автомобилей.
Положение автомобилей в момент удара часто определяют путем следственного эксперимента по деформациям, возникшим в результате столкновения. Для этого поврежденные автомобили располагают как можно ближе друг к другу, стараясь совместить участки, контактировавшие при ударе
Если это не удается сделать, то автомобили располагают так, чтобы границы деформированных участков были расположены на одинаковых расстояниях друг от друга
Все многообразие столкновений транспортных средств в зависимости от угла ст между векторами их скоростей можно разделить на несколько видов. При ст 180° столкновение называют встречным (рис. 7.11, / и //), а при ст 0, когда автомобили движутся параллельными или близкими к ним курсами,— попутным (рис. 7.11, /// и IV). При ст 90° столкновение именуют перекрестным (рис. 7.11, V), а при 0< ст<90° (рис. 7.11, VI) и при 90°< cт<180° (рис. 7.11, VII) —косым.Если нагрузка действует на торцовые поверхности автомобилей (см. рис. 7.11, / и ///), то удар называют прямым; если же она приходится на боковые стороны,— скользящим (см. рис. 7.11, // и IV).