Тема 2. Простейшие показательные уравнения и неравенства
Основные понятия и термины: показательные уравнения, показательные неравенства
Краткое изложение теоретических вопросов:
Пример 11000x=100
Решение:
Представим левую и правую часть уравнения в виде степени, имеющую одинаковые основания:103x=102
Теперь, когда основания одинаковые, нужно приравнять показатели степеней.
3x=2
x=2/3
Ответ: 2/3 .
Пример 23х2-х-2=81
Решение:
3х2-х-2=34
Приравниваем показатели:
х2-х-2=4
х2-х-6=0
Получили квадратное уравнение:
D=1+24=25, D>0, следовательно, уравнение имеет два действительных корня
х1=(1+5)/2=3
х2=(1-5)/2=-2
Ответ: х=3 и х=-2
При решении показательных уравнений, главные правила-действия со степенями.
Пример 34х+1+4х=320
Решение:
В таких случаях выносится основание с наименьшим показателем. В данном уравнении наименьшим показателем является х. Вынесем 4х за скобки:
4х(4+1)=3204х∙5=320
Представим 320 в виде 5∙43, тогда:4х∙5=5∙43
Поделим левую и правую часть уравнения на 5:4х=43
Приравняем показатели:х=3
Ответ: 3
Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число.
Если a>1, то показательная функция монотонно возрастает и определена при всех х. Для возрастающей функции большему значению функции соответствует большее значение аргумента. Тогда неравенство равносильно неравенству .
Если 0<a<1, то показательная функция монотонно убывает и определена при всех х. Для убывающей функции большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента. Тогда неравенство равносильно неравенству
Пример 4Решим неравенство
Запишем неравенство в виде . Т. к. , то показательная функция возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .
Пример 5 Решим неравенство .
Запишем неравенство в виде .
Показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х< - 3
Ответ: .
Задания:
1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) [-4;0) 2) [0;1) 3) [1;4) 4) [4;6)
2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) [-5;-3) 2) [-3;0] 3) (2;4] 4) (0;2]
3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) (-1;0] 2) (0;1] 3) (1;2] 4) (2;3]
4.Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) (4;0] 2) (0;1] 3) (1;3) 4) [3;6)
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1(1;2) 2) [2;5) 3) [-2;-1] 4) (-1;1]
6. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) [-3;-1) 2) [-1;0) 3) [0;1) 4) [1;5]
7. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) (5;6] 2) [-1;0) 3) [0;2] 4) (-5;-1)
8. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1) [-1;0) 2) [0;1) 3) [1;3) 4) [3;5]
Решить уравнение:
1.2х + 2х + 1 = 6 2.5х + 1 + 5х + 5х – 1 = 31 3.271-х =
4.53х = 25х + 0,55.8х = 4ж – 1 6.2163х + 1 =
7.49х + 1 = 8.23х = 9.13х = 1
10. = 11. 4•3х + 2 + 5•3х +1 - 6•3х = 5
12. 3х + 2 - 5•3х = 36 12.7х + 2 - 14•7х = 5
13. 2х + 4 – 2х = 120 14. 2х + 3 + 2х + 1 - 7•2х = 48
15. = 27х + 316.10•5х -1 + 5х + 1 = 7
17. 7х - = 6 18. 4 5х + 1 =
19. 3х + 2 + 3х = 810 20. 82 + 3х =
21. 811 – 2х = 27 2 – х22. 3х + 2 + 3х + 1 + 3х = 39
23. 25х = 4 2х + 1
Раздел 5
Элементы математической статистики.
Тема 1. Основные понятия комбинаторики.
Основные понятия и термины: комбинаторика, элементы комбинаторики, перестановка, факториал, сочетания, размещения
Краткое изложение теоретических вопросов:
Комбинато́рика— раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов). Комбинаторика связана со многими другими областями математики — алгеброй, геометрией, теорией вероятностей, и имеет широкий спектр применения в различных областях знаний (например в генетике, информатике, статистической физике).
Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход Лейбницем, который в 1666 году опубликовал свой труд «Рассуждения о комбинаторном искусстве».
Перестановкой из n элементов (например чисел 1,2,…,n) называется всякий упорядоченный набор из этих элементов.
Число всех перестановок порядка n равно факториалу: Pn=n!
Факториа́лчисла n (обозначается n!, произносится эн факториа́л) — произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно.
По определению полагают 0! = 1. Факториал определён только для целых неотрицательных чисел.
1! = 1,
2! = 2•1 = 2,
3! = 3 •2 •1 = 6,
4! = 4 •3 •2 •1 = 24,
Задача.Сколькими способами можно выложить в ряд красный, черный, синий и зеленый шарики?
Решение:
На первое место можно положить любой из четырех шариков, на второе – любой из трех оставшихся, на третье – любой из двух оставшихся, а на четвертое – последний оставшийся шарик. Итак, ответ: 4 • 3 • 2 • 1 = 4!.
Задача.На танцплощадке собрались 7 юношей и 7 девушек. Сколькими способами они могут разбиться на пары для участия в очередном танце?
Ответ: 7!
Правило умножения заключается в том, что для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В.
Задача. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 6, 7, 9?
Решение. Перечислим все возможные варианты:
20 22 26
30 32 36
60 62 66
70 72 76
90 92 96
Используя правило умножения, получаем: 5х3=15
Сочетаниями из n элементов по k называются соединения, которые можно образовать из n элементов, собирая в каждое соединение k элементов; при этом соединения отличаются друг от друга только самими элементами (различие порядка их расположения во внимание не принимается).
Например, из 3 элементов (a,b,c) по 2 можно образовать следующие сочетания: ab, ac, bc.
Число сочетаний из n элементов по k обозначают Cnk. Оно равно
Задача. Сколько экзаменационных комиссий, состоящих из 3 членов, можно образовать из 10 преподавателей?
Решение: По формуле находим:
= 120 комиссий
Ответ: 120 комиссий.
Размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.
В отличие от сочетаний размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы < 2,1,3 > и < 3,2,1 > являются различными, хотя состоят из одних и тех же элементов {1,2,3} (то есть, совпадают как сочетания).
Термин “Размещение” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.
Задача.В группе обучается 24 студента. Сколькими способами можно составить график дежурства по техникуму, если группа дежурных состоит из трех студентов?
Решение: число способов равно числу размещений из 24 элементов по 3, т.е. равно . По формуле находим
Ответ: 12144 способа
Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний.