Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса
Понятие спроса и предложения.
Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.
Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.
Понятие спроса.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.
Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.
Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса.
Пример: Функция спроса на товар задана формулой Qd = 30-Р, где Qd – величина спроса (кг), Р – цена (р.).
На основании этого можно сформулировать закон спроса:
“ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”.
Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:
1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
1. Качество и ассортимент данного товара.
2. Уровень дохода населения.
3. Цены на дополняющие товары.
4. Цены на товары – заменители.
5. Мода, вкусы и предпочтения.
6. Климатические и сезонные условия.
7. Ожидание изменений доходов и цен.
Эластичность спроса по цене – мера чувствительности спроса к динамике цены товара, измеряемая как отношение изменения величины спроса к величине изменения цены.
Эластичность спроса по цене ,
где Δ Q =Q1 – Q0 / Qс
Qс = Q1 + Q0 / 2
Δ Р =Р1 – Р0 / Рс
Р с = Р1 + Р0 / 2
Q0 - величина спроса до изменения цены
Q1 – величина спроса после изменения цены
Р0 – начальная цена товара
Р1 - измененная цена товара
Коэффициент эластичности – его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию величины покупательского спроса на изменение цены товара.
K>1 (эластичный спрос)
При снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается.
K=1 (единичная эластичность)
Снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остается неизменной.
K<1 (неэластичный спрос)
Снижение цены незначительно меняет объем продаж, общая выручка снижается.
Абсолютно неэластичный спрос – потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен.
Абсолютно эластичный спрос – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля.
К товарам с эластичным спросом относят:
1. предметы роскоши;
2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;
3. легкозаменяемые товары.
К товарам с неэластичным спросом относят:
1. предметы первой необходимости;
2. труднозаменяемые товары;
3. престижные, уникальные и очень дорогие товары;
4. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета
Задание:
1. Выучить теоретическую часть.
2. Решить задачу на эластичность до конца, проанализировать коэффициент эластичности.