Анализ себестоимости товарной продукции
Данный раздел включает: анализ затрат на производство и реализацию продукции в целом по предприятию; анализ себестоимости производства отдельных видов продукции; анализ затрат на один рубль товарной продукции.
Себестоимость является одним из важнейших элементов управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Снижение себестоимости обеспечивает повышение эффективности производства и является важнейшим источником роста прибыли. От уровня затрат зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятия. Показатели себестоимости отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства предприятия в целом.
В анализе себестоимости изучают ее уровень и структуру, выполнение плана по затратам, соблюдение действующих на предприятии норм расходов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Основными источниками информации для выполнения анализа затрат производственного предприятия являются форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и форма №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации».
Анализ начинается с изучения затрат, сгруппированных по экономическим элементам. В анализе изучается динамика затрат в целом по предприятию, а также по отдельным элементам; проводится анализ структуры затрат путем сравнения удельных весов фактических затрат по экономическим элементам отчетного года с аналогичными показателями предыдущего года, а также плановыми данными. Для анализа динамики и структуры затрат составляется аналитическая таблица 14.
Таблица 14. Динамика и структура затрат на производство и реализацию продукции предприятия
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. | Темп роста, % | Удельный вес, % | ||
Пред. год | Отчетн. год | Пред. год | Отчетн. год | ||
Затраты на производство и реализацию продукции – всего в т.ч. по элементам затрат: материальные затраты из них: сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, и т.д. |
В выводах следует охарактеризовать изменение затрат и их структуры; указать основные причины роста затрат, особое внимание уделив экономическим элементам, имеющим наибольший удельный вес в затратах предприятия.
Следующим этапом является анализ себестоимости основных видов выпускаемой продукции. Анализ проводится исходя из группировки затрат по статьям расходов, учитывающим направление расходов, характер и особенности производства. В анализе изучается динамика затрат на весь объем выпущенной продукции определенного вида, анализ затрат на единицу продукции, структура затрат, а также факторный анализ основных видов материальных затрат и затрат на оплату труда. Для анализа динамики себестоимости продукции составляется таблица 15.
Таблица 15. Динамика себестоимости / конкретного вида продукции /
Статьи затрат | Себестоимость продукции, тыс. руб. | Себестоимость ед. продукции, руб. | Изменение | |||
Пред. г. | Отчетн. г. | Пред. г. | Отчетн. г. | Руб. | % | |
Производственная себестоимость – всего, в т. ч. прямые затраты Указываются калькуляционные статьи затрат косвенные затраты |
В анализе необходимо установить, по каким статьям имела место абсолютная и относительная экономия, а по каким – перерасход, выяснить причины изменений, проанализировать структуру себестоимости продукции и влияние ее изменения на себестоимость. В анализе необходимо сравнить темпы роста объема продукции с темпами роста расходов на обслуживание производства и управление. Если темп роста объема продукции опережает темп роста указанных расходов, то происходит относительное сокращение расходов в расчете на один рубль продукции.
Для анализа структуры себестоимости определенного вида продукции следует составить таблицу, аналогичную таблице 15.
После общего анализа себестоимости продукции проводится факторный анализ прямых затрат, имеющих наибольший удельный вес.
На уровень прямых материальных затрат влияют три основных фактора – это объем продукции (V), удельный расход определенного вида ресурса (УР) и цена за единицу ресурса (Ц). Для количественной оценки влияния указанных факторов на изменение материальных затрат (Зм) применяется следующая факторная модель:
Зм = V * УР * Ц(24)
Удельный расход материальных ресурсов сравнивается плановой или технически обоснованной нормой расхода ресурса.
Из основных факторов, влияющих на уровень прямых затрат на оплату труда, выделяют: объем производства (V), трудоемкость изготовления единицы продукции (Те) и среднечасовую заработную плату (Зч). Взаимосвязь между представленными факторами можно выразить следующим образом:
Зт = V * Те * Зч(25)
Количественную оценку влияния факторов необходимо провести по всем основным статьям затрат любым способом факторного анализа.
Важным обобщающим показателем является показатель затрат на один рубль товарной продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью и рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Анализ проводится на основе таблицы 16.
Таблица 16. Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции
Затраты на 1 рубль продукции | Предыдущий год | План | Отчетный год | Изменение к | |
плану | предущ. году | ||||
В целом по предприятию в т. ч. по отдельным видам продукции или отдельным цехам |
В выводах необходимо изучить уровень затрат на рубль товарной продукции, изменение данного показателя, указать причины роста затрат.
Далее проводят оценку влияния факторов на изменение затрат на один рубль продукции. Данный анализ можно провести по общей методике, учитывающей влияние на величину затрат на 1 рубль товарной продукции материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости и емкости по прочим затратам или по методике, учитывающей влияние объема и структуры товарной продукции, себестоимости единицы продукции и цен на товарную продукцию. Для факторного анализа предварительно составляется таблица исходных данных. В таблице 17 приведен пример формирования исходных данных для оценки влияния факторов по следующей зависимости:
З1р = ∑Vi*С′i/∑Vi*Цi (26)
где Vi – объем товарной продукции i-го вида в натуральном выражении;
С′i – себестоимость единицы продукции i-го вида;
Цi – цена за единицу i-го вида продукции.
Таблица 17. Исходные данные для факторного анализа
затрат на 1 рубль товарной продукции
Наименование продукции | Количество продукции, шт. | Себестоимость ед. продукции, руб. | Себестоимость всей продукции, руб. | Цена ед. продукции, руб. | Стоимость всей продукции, руб. | |||||||
(виды продукции)…… ………… ИТОГО Всего по предприятию |
где 1 – предыдущий год или план;
2 – отчетный год или факт;
3 – фактически выпущенная товарная продукция по плановой себестоимости или себестоимость товарной продукции отчетного года по удельной себестоимости предыдущего года;
4 – фактически выпущенная продукция по плановым ценам или товарная продукция отчетного года по ценам предыдущего года.
Традиционно в анализе изучают влияние следующих факторов:
- объем товарной продукции и ее структура;
- себестоимость отдельных видов товарной продукции;
- среднереализационные цены на товарную продукцию.
Влияние изменения объема и структуры товарной продукции (∆Зстр):
∆Зстр = Зф,Сп,Цп – Зп ,(27)
где Зф,Сп,Цп – затраты на 1 рубль товарной продукции при фактическом объеме в ценах и себестоимсти предыдущего года или по плану;
Зп – затраты на 1 рубль продукции за предыдущий год или по плану;
Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции (∆Зсеб):
∆Зсеб = Зф,Сф,Цп – Зф,Сп,Цп ,(28)
где Зф,Сф,Цп – затраты на 1 рубль товарной продукции при фактическом объеме, фактической себестоимости и цене предыдущего года или плановой.
Влияние изменения среднереализационных цен на продукцию (∆Зц ):
∆Зц = Зф – Зф,Сф,Цп ,(29)
где Зф – фактические затраты на 1 рубль товарной продукции отчетного года.
В характеристике влияния факторов важно разделить все факторы на внешние и внутренние. Снижение затрат на 1 рубль продукции за счет структуры свидетельствует об увеличении в выпуске продукции удельного веса продукции с большей рентабельностью.