Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти
Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах.
Организация и деятельность судебных и правоохранительных органов регулируются многочисленными нормативными правовыми актами, различными по своей правовой природе.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следует отнести нормы, устанавливающие: недопустимость применения пыток, запрет на выдачу лица другому государству, право на презумпцию невиновности, право на пересмотр осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону и др.
Среди международных договоров РФ, содержащих положения об организации и деятельности судебных и правоохранительных органов, важную роль играют:
· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
· Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы;
· Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
2) Конституция РФ 1993 г. занимает особое место среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осуществления правосудия – равенство всех перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону и т.д. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан – неприкосновенность личности и частной жизни, право на доступ к правосудию и судебную защиту и т.д. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел – недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ и т.д. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти - не прикосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов и др.
3) Федеральные конституционные и федеральные законы. В развитие конституционных положений принят ряд федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов: ФКЗ «О судебной системе РФ»; ФКЗ «О военных судах РФ»; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ФЗ «О мировых судьях в РФ»; ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ»; Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется ФЗ «О прокуратуре РФ».
4) Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений, акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и постановлений Правительства РФ.
Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.
Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.
Свойства судебной власти:
· объективность проявляется не только в независимости и беспристрастности судьи при рассмотрении и разрешении дела. Объективность является свойством самой судебной власти и предполагает наличие у судебной власти определенной социальной основы. Такую основу составляет, прежде всего, право, как объективный критерий правомерности действия судебной власти.
· легитимность показывает степень доверия общества к судебной власти, его согласие на данную власть, готовность к исполнению ее велений.
· принуждение - судебная власть, как никакая другая, сопряжена с принуждением и без принуждения осуществляться не может. Однако принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах. Принуждение судебной власти всегда отличается конкретностью, всегда персонально.
Признаки:
1. осуществляется только судами;
2. имеет полную самостоятельность;
3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
· закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
· соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
· признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
· закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
· финансирования судей из федерального бюджета.
Принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах.