Природа социального неравенства и дифференциации доходов населения
История изучения социальной стратификации общества, его неравенства и дифференциации по доходам и уровню благосостояния насчитывает полтора столетия. Начиная разговор о социальном неравенстве, необходимо дать определение данному понятию. Оно существует в нескольких вариациях, отражающих разные стороны феномена. Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей [6]. Неравенство существует в человеческих обществах любых типов, даже при общинном строе, и имеет очень глубокие корни.
В течение многих веков ученые-историки и социологи задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой «угнетенных и угнетателей», над справедливостью или несправедливостью неравенства. Стремление к социальному равенству извечно со времени возникновения классов, богатства и бедности.
Древнегреческий философ Платон в трактате «Государство» размышлял над расслоением людей на богатых и бедных; спроектировав высокостратифицированное общество, в нем характерными чертами правящего класса определяет равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии.
Аристотель в своей работе «Политика», затрагивая тему социального неравенства, разделял общество на три класса: один класс – богатая плутократия, другой – лишенные собственности бедняки; третий – средний класс. Именно общество, формирующееся на основе последнего, Аристотель считал наилучшим, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Автор выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии.
Позднее, в XVI-XVII вв., на проблемах равенства и неравенства положений, власти и привилегий в обществе останавливались в своих трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Т.Мор, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, Дж. Уинстенли. В период оформления капиталистических отношений на первый план вышел вопрос достижения социального равенства и преодоления сословного антагонизма. Об этом писал Т. Гоббс, признавая неизбежной борьбу за равенство людей и недопустимость существования привилегированных групп. Гоббс полагал, что различие физических задатков ничего не предопределяет в человеческой жизни, а поэтому никак не может служить аргументом в пользу тезиса о неравенстве людей от рождения.
Ко второй половине XX века в обществоведении оформилось два фундаментальных направления (структурный функционализм и детерминизм), в рамках которых можно классифицировать различные социологические теории. С позиции структурного функционализма «социальное неравенство – необходимое условие сохранения, функционирования и поступательного развития общества» [1].
Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Эмилем Дюркгеймом. В своем труде «О разделении общественного труда» он заключил, что все виды деятельности составляют своеобразную иерархию согласно тому, какие из них считаются более важными в том или ином обществе, а люди в разной степени талантливы. Дюркгейм полагал, что чем более одарен человек, тем более важную функцию он должен выполнять. Э. Дюркгейм выделил два аспекта социального неравенства: неравенство способностей (т.е. естественное) и социально закрепленное неравенство. Параллельно подобные идеи высказывали австрийский социолог Л. Гумплович и немецкий мыслитель Г. Шмоллер. По мнению Л. Гумпловича, социальное неравенство – это отношения господства и подчинения, установившиеся в процессе межгрупповых конфликтов, которые после возникнвения государства трансформировались на основе хозяйственного разделения труда.
В отличие от структурного функционализма детерминизм, ярче всего выражен в марксизме, рассматривает общетво как отдельные подсистемы: экономическую, социальную, политическую и идеологическую. Такие предтавители детерминизма, как А.Смит, Т.Мальтус, К.Маркс, Ф.Энгельс, М.Вебер и др., исходят из того, что неизбежным следствием социального неравенства выступает наличие антагонистических классов в общетве, один из которых узурпирует собственность и власть. Само по себе это деструктивно и нарушает принцип социальной справедливости и равенства всех людей с момента рождения.
Главную роль среди всех теорий данного подхода играет марксистская теория стратификации и класса. С точки зрения К. Маркса, главной причиной неравенства является экономическая организация общества, оно становится следствием социально-экономической неоднородности труда.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф в основу своей концепции положил понятие «авторитет», как определяющее в вопросе возникновения социального неравенства. В чем-то он согласен с К. Марксом, говоря о том, что все общество разделяется на управляющих и управляемых. Борьба за власть и влияние между различными социальными группами в его понимании является неотъемлемым элементом функционирования общества. Однако Дарендорф, в отличие от Маркса, объясняет конфликт не с позиции экономики, а с позиции власти. Фундаментом для конфликта может служить не только власть собственника над рабочими, но и отношения имеющие места в любой организации, где есть начальник и подчиненные. Ему принадлежит и идея о том, что неравное положение людей в обществе является «непреходящим явлением» и исчезновение всех форм неравенства, даже в самых тонких его проявлениях невозможно [12].
Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер – классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. Он рассматривал три взаимодействующих фактора: собственность, власть и престиж, - как определяющие иерархическую структуру любого общества. Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, сделал вывод о разделении на классы в связи с «экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью».
Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.
Однако ключевым моментом исследования проблем неравенства дохода и богатства стало творчество П.А. Сорокина. По П.А. Сорокину экономическая стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении благ, прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества [2].
Одним из источников социальной напряженности в любой стране является разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Понятие богатства охватывает все виды собственности, которыми владеет индивид: наличность, сбережения и банковские счета, акции, займы, другие виды инвестирования [15]. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Неравенство и бедность – понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Это явление называется масштабом неравенства. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии – 600:1. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Рассмотрев этот способ, можно прийти к следующему выводу: чем беднее индивид, тем больше средств он тратит на питание, и наоборот [2].
Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям, а сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения [2].
Основой экономической стратификации, в каком бы значении ни употреблялось данное понятие, выступает дифференциация доходов. Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов [2].
Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества [7]. Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются следующие различия:
- в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве;
- в величине денежных выплат из общественных фондов потребления;
- в объеме поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации;
- в размерах и составе семей;
- в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Первоочередной мерой для снижения дифференциации доходов и сокращения уровня бедности населения России следует считать масштабное увеличение размера минимальной оплаты труда. Как показывает зарубежный опыт, снижение дифференциации доходов и сокращению уровня бедности населения достигается и за счет перераспределения государством доходов с помощью социальных трансфертов, с одной стороны, и прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц с другой. Кроме того, наемные работники, как и работодатели, вносят взносы в систему социального страхования, являющиеся аналогом российского единого социального налога. В результате налоговое бремя облегчается в большей степени не для низкооплачиваемых, а скорее, для высокооплачиваемых работников. Снижению налоговой нагрузки на высокодоходные слои населения способствует и крайне низкая – по сравнению с большинством развитых стран – ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам (9%). Все это приводит к тому, что российская система налогообложения доходов физических лиц не только не ориентирована на снижение дифференциации располагаемых доходов по сравнению с номинальными, но и приводит, вероятно, к прямо противоположному результату, увеличивая уровень дифференциации доходов и бедности населения [14].
Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям:
1) рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным «производителем» спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике;
2) чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста;
3) высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики [4].
Так дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).