Дифференциации денежных доходов населения

  Денежные доход1)– всего в том числе по 20-процентным группам населения, в %: Децильный коэффициент фондов, в разах Коэффициент Джини
первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами)
6,1 10,8 15,2 21,6 46,3 13,5 0,387
6,1 10,7 15,2 21,6 46,4 13,3 0,387
5,9 10,5 15,3 22,2 46,1 13,6 0,390
6,0 10,6 15,0 21,5 46,9 13,8 0,394
6,0 10,5 14,8 21,1 47,6 14,1 0,400
5,9 10,4 15,1 21,9 46,7 13,9 0,395
5,7 10,4 15,4 22,8 45,7 13,9 0,397
5,7 10,4 15,4 22,7 45,8 14,0 0,397
5,5 10,3 15,3 22,7 46,2 14,5 0,403
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409
5,3 9,9 15,0 22,6 47,2 15,9 0,415
5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,7 0,422
5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,6 0,421
5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421
5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421
5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,2 0,417
5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,4 0,420
5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,3 0,419
5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,0 0,416
5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7 0,413
2016 5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7 0,414

При анализе изменения основных параметров уровня жизни следует учитывать, чтоактивная государственная социальная политика привела к увеличению номинальногоразмера назначенных пенсий в последнии годы более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г. В период 2009–2016 гг. обозначилась тенденция к повышению коэффициента среднего размера назначенной пенсии к среднему размеру начисленной заработной платы и, соответственно, кповышению доли социальных выплат в доходах населения.

Падение реальной заработной платы в кризис 2009 г. было компенсировано в 2010 г. Реализация мер по повышению среднемесячной начисленной заработной платы сопровождалась опережающим ростом заработной палаты в бюджетной сфере по сравнению с показателями в целом по экономике. В 2013 г. средний номинальный уровень заработной платы в учреждениях и организациях бюджетной сферы повысился в 2 раза, а в целом по экономике – в 1,6 раза по сравнению с 2009 г.

Со второй половины 2013 г. в экономике фиксировалось замедление темпов роста доходов населения при более жестком их ограничении в бюджетном секторе, которое сменилось спадом реальной заработной платы в целом по экономике в 2015 г. на 9,5%. На динамику параметров уровня жизни в 2015 г. негативное влияние оказало и падение реального размера назначенных пенсий на 3,8% по сравнению с предыдущим годом. Резкое падение реальных доходов населения привело к сокращению фактического конечного потребления домашних хозяйств в 2015 г. на 7,9% по сравнению с предыдущим годом.

Оплата труда в 2015 г. в денежных доходах выплаты – 18,1% при дальнейшем сокращениивклада доходов от собственности и предпринимательской деятельности. С учетом тогочто оплата труда оказывает определяющее влияние на уровень доходов населения, обозначившаяся к концу 2015 г. тенденция к снижению реальной заработной платы останется основным фактором, обусловливающим социальные параметры уровня жизни населения в 2016 г.

На 2016 г., по данным росстата, уровень неравенства в доходах населения за последни пять лет уменьшился:

• коэффициент Джини понизился до уровня 0,414 при 0,417 годом раньше;

• коэффициент фондов уменьшился до 15,7 раза против 16,2 раз в 2011 г. (Таблица 1).

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2016 г., по предварительной оценке, составила 9828 руб. и на 20,5% превысила показатель 2014 г. Основной рост величины прожиточного минимума пришелся на 1-е полугодие 2015 г. Принекотором ослаблении динамики во второй половине года. Существенный рост величины прожиточного минимума в начале года повлек за собой рост уровня бедности. Заянварь–сентябрь 2015 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 14,1% общей численности населения и была на 1,5 п.п. выше аналогичного показателя предыдущего года. В целом за 2016 г. уровень бедности оцениваетсяв размере 13,0% от общей численности населения и соответствует показателю 2009 г.

2.2 Проблема развития высшего образования.

В настоящее время в общественном сознании прочно утвердились следующие расхожие представления о ситуации в высшем образовании: качество высшего образованиепадает; высшее образование не отвечает потребностям рынка труда; выпускники вузовне работают по полученной специальности; студентов у нас слишком много; надо готовить специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих, которых унас не хватает.

Если в 30-х годах ХХ века в университеты шло меньше 15%, в 1970-е – 1980-е годы – 25–30%, то теперь во многих странах – 70–90%.

В России (РСФСР) в конце 1927 г. было 90 вузов, в которых училось 114,2 тыс. студентов. Но уже в 1940 г. число вузов выросло до 481, а численность студентов в нихсоставила 478,1 тыс. человек, т.е. за 13 лет увеличилась более чем в 4 раза. В 1960-е годы численность студентов в РСФСР достигла 1,5 млн человек, в 1980-е годы уже превысила 3 млн, но к 1990 г. несколько сократилась – до 2,8 млн студентов.

В 1996 г., когда принимался Закон «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании», законодатель, видя, что численность бюджетных студентов снижается,даже установил для нее минимальный порог в 170 человек на 10 000 человек населенияРоссии, что тогда равнялось 2,5 млн человек. Быстрый рост студенческих контингентов начался с 1995 г. И даже кризис 1998 г. эту поднимающуюся волну не остановил: в2000 г. в 965 вузах Российской Федерации (из них государственных – 607) обучалось уже4,7 млн студентов, из которых 2,6 млн – на бюджетной основе, иными словами, меньше,чем в РСФСР в 1990 г. Пик студенческого контингента в 7,5 млн человек пришелся на2008 г., который стал годом «великого перелома». С этого времени численность студентов в силу демографических причин начала стремительно убывать. В 2015 г. в российских вузах уже училось менее 4,8 млн студентов, из них всего 1,9 млн за счет бюджетныхсредств (рис. 2).

дифференциации денежных доходов населения - student2.ru

Рис. 2. Число студентов российских вузов в 2000/2001–2015/2016 учебных годах, тыс. человек

Российская экономика до последнего времени крайне положительно относилась к работникам с высшим образованием: их средняя заработная плата была почти в1,67 раза выше средней заработной платы работников, не имеющих профессионального образования. Что касается средней заработной платы тех, кто получил среднее профессиональное образование, то она лишь на 2–4% была выше средней заработной платы работника, имеющего только школьное образование.

Такое соотношение заработных плат частично объясняет, почему около 35% выпускников техникумов и училищ среднего профобразования поступали в последние годы ввузы сразу после выпуска, даже не выходя на рынок труда, а еще примерно 35% делалиэто в течение 5 лет после окончания учебы. И работодатели, которые говорят о недостатке специалистов со средним профессиональным образованием, почему-то не поднимают заработную плату этим работникам, что экономически свидетельствовало бы об ихдефиците.

Наши рекомендации