Значение,задачи,цели ст-ки ж.д.тр-та
Значение,задачи,цели ст-ки ж.д.тр-та
Ж.д.стат-ка изучает ж.д.тр-т как самостоятельную отрасль матер.произв-ва,т.о. ж.д.стат-ка является отраслью транспортной стат-ки и входит вместе с ней в общую систему эк-кой стат-ки.
Предмет ж.д.ст-ки - кол-ная сторона явлений и процессов,присущих ж.д. тр-ту,как особой отрасли мат.произв-ва.
Исходя из специфики предмета,ж.д.ст-ка разрабатывает систему показателей,кот. включает в себя показ-ли,характ-щие перевозки грузов и пасс-в,техн.оснащенность,наличие и исп-ние ПС,исп-ние раб.силы,рез-ты фин.деят-ти и др.Они позволяют сделать анализ работы дороги,предоставить необх.инф-цию для процесса управления и оценки эфф-ти работы дороги. Ж.д.ст-ка разрабатывает методы обобщения и анализа работы ж.д. тр-та в целом и его подразделений.Также она дает исходную базу для разработки и проведения в жизнь необх.мероприятий по дальнейшему развитию ж.д.,их технич.оснащению и реконструкции в целях повышения эффект-ти перевозок грузов и пасс.
Ж.д.ст-ка имеет как ведомственное(транспортное),так и общеэкономическое значение.
Гл.задача-выявление резервов повышения эфф-ти тр-тного произв-ва,повышения произв-ти труда и снижения затрат на перевозку грузов и пасс.
Организация стат-ки на ж.д. тр-те
Ж.д.стат-ка изучает ж.д.тр-т как самостоятельную отрасль матер.произв-ва
Статистика ЖДТ выделилась в силу специфики тр-тной продукции продукции, разнообразия ОС, для хар-ки и работы ЖДТ требуется огр.кол-во пок-лей и непрерывность работы тр-та,наличие оперативной инф-ции.Сборкой инф-ции занимается департамент по учету ст-ки и анализу.Он имеет разветвленную сеть служб,кот.есть на каждой дороге,на каждом отделении.Стат.отчетность имеет подписи ответственных лиц,искажение карается законом.
Выдел-ют 3 стадии стат.исслед-ния:
-массовое стат.наблюдение-регистрация фактов по науч.разраб.прогр.
-сводка,групп-ка,классификация,сист-ция стат.данных
-анализ пок-лей,получ.в рез-те сводки,обработки стат.мат-лов.
Для каждой части ЖДС хар-ны свои пок-ли,но они тесно увязаны в сист.пок-лей,позвол.сделать анализ работы дороги,предоставить необх.инф-цию для процесса управления и оценки эфф-ти работы.
Основной вид учета-сплошной текущийучет,дополненный специально организ-м стат. Исследованием(перепись,инвентаризация).Первичный учет-ведется по устан.формам в соответствии с альбомом унифицированных форм учета и отчетности.На основании первич.учета в соответствии с табелем стат.отчетности составляется стат.отчетность.
Информация поступает в распоряжение руководящих органов ЖДТ гл.образом в виде отчетности,формируемой в двух уровнях: оперативно-статистической и статист.
Для срочного контроля за выполнением плана перевозок и оперативного управления произв-вом предназначен поток оперативно-статистической отчетности.Поэтому главным требованием,предъявляемым к этому потоку,является срочность-обобщение информации по сети в течение считанных часов,а по ряду пок-лей – в режиме времени,близкому к реальному.
Функции органов ст-ки на ЖДТ
- ст-ка отражает в цифрах фактич.состояние подразделений и ж.д.
- дает исходную инф-цию для устранения выявленных недостатков и разработки мероприятий по развитию дорог, их технич.перевооружению и реконструкции
- дает инф-цию для контроля за ходом выполнения планов
- общеэкономическая ф-ция: изучение важных для страны эк-ких хар-тик; хар-ка межрайонных эк-ких связей;объема производимой промышленной и с/х продукции по регионам прилегающей ж.д.,что позволяет иметь доп.инф-цию для контроля достоверности представляемой предприятием региона инф-ции в стат.органы.
Группировки в ст-ке перевозок грузов
Для выявления структуры перевозок и хар-ки их размещения на сети дорог перевозки групп-ся по след. признакам:
-категория перевозки (груз,пасс,хоз-ное движение)
-вид сообщения (местное,прямое(как перевозка,так и ввоз/вывоз))
-род перевозимого груза (с пом-щью алфавитно-цифровой номенклатуры;лежит в основе определения провозной платы)
-территор.принадлежность(грузообмен м-ду р-нами)
-пояс дальности
-категория отправки (маршрут.,повагонные,мелкие,контейнерные,пакетные)
-режим скорости (большая,грузовая и пасс)
Виды стоимостной оценки ОПФ
1.Первонач.2.восстан.ст-ть.3.остаточная
Инфляционный процесс и моральный износ приводит к несопоставимости стоим-ной оценки объектов ОС,приобретенных в разное время.
Для обеспечения сопоставимости осущ-ся переоценка ОС путем индексации или прямого пересчета в рыночные цены.Полученная новая ст-ть после переоценки наз-ся восстановит.стоим-тью.Переоценка проводится регулярно,но не чаще 1 р.в год. На ЖДТ переоценка ОС осущ-ся в момент инвентаризации(в нояб./дек.каждого года).
Остаточная ст-ть-ст-ть объектов ОС за вычетом износа за весь период эксплуатации и опред-ся путем вычетания из первонач.( фактическая стоимость объекта в текущих ценах года приобретения или ввода в эксплуатацию. Она включает в себя стоимость приобретенного или сооруженного объекта и его монтажа установки, транспортировки и др. затраты, связанные с вводом в действие),в дальнейшем из восстан.ст-ти всей суммы начисл.амортизации.
Приведенные СП-бы оценки ОС позволяют анализировать движение,состояние ос не только за отчетный период,но и обеспечивают относит.сопоставимость в динамике за ряд лет.
Статистика зп.
Зп-выраженная в денежной форме доля труда работника,вложенного им при создании продекции предприятия. Статист.сведения о зп и е единамике нужны для: хар-ки размера оплаты труда, изучения соотношения темпов роста произв.труда и ср.зп, для анализа себест.продукции.
Осн.показатели: ФЗП(фонд зп),СЗП(средняя зп), ФОТ(фонд оплаты труда). Зп всех работников предприятия Ч за период t,включая доплаты,премии,компенсации независимо от источников и срока выплаты в сумме дает показатель ФЗП. ФЗП=СЗП*Ч*t
В составе ФЗП выделяют 4 группы выплат: отплата за отработанное время-зп,натуральная оплата в денежном выражении компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки и доплаты, оплата труда сотрудников; оплата за неотраб. вр-ежегодные и доп.отпуска, оплата за учебные отпуска, льготные часы подростков, вынужденные простои и прогулы; единовременные поощрительные и др.выплаты-премии, вознаграждения по итогам года, оплата питания, жилья, топлива. .
СЗП харатеризует сдений уровень оплаты труда за отч.период. СЗП=ФЗП/Ч рассчитывают в целом по дороге,по отд.подразделениям,категориям персонала,отдельным профессиям.
ФОТ=ФЗП+ЕСН+страхование от несчастных случаев. ЕСН-отч. На соц.нужды.
Статитика расходов жд.
Расходы представляют собой стоимостное выражение затрат живого и овеществленного труда, перенесенного на продукцию в процессе произв.деятельности. расходы группируются для аналитических целей по эл-там затрат с выделением следующих эл-тов: материал.затраты, затраты на оплату труда,отчисления на соц.нужды(ЕСН), амортизационные отчисления, прочие затраты. Расходы ОАО РЖД в соответствии с номенклатурой расходоы основных видов деятельности ждт разделены на расходы по обычным видам деятельности: операционные расходы и внереализационные, а также чрезвычайные. Первоисточники учета расходов на перевозки-бух. и финансовые д-ьы. В статистич.отч.находят отражение лишь некоторые эл-ты расходов, такие как зп и топливо. Себестоимость перевозок характеризует велечину затрат на единицу перевозок. Себест. Перевезенной продукции: С10прив.ткм.=Еэ/∑Plприв * 10 (ед.измерения коп/10 прив.ткм.) Еэ-эксплуатационные расходы по груз.и пасс.перевозкам. Себест.пассажирских перевохок:С10пасс-км=Епасс/∑al*10 (коп/10пасс-км.). Себст. 10ткм грузовых перевозок: С10ткм=Егр/ ∑Plэ*10 (коп/10ткм). Прибыль –обобщающий показатель финансовых р-тов деятельности предприятия ждт, характеризующий абсолютную эффективность хозяйствования.жд получают прибыль от перевозочной, подсобно-вспомогательной деятельности
, внереализационный деятельности. П=Д-Е
Рентабельность продукции – отношение прибыли от перевозок к расходом от перевозок. R=прибыль/ресурсы или затраты *100%. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом.существует 2 подхота к оценке эконом.эффективности: ресурсный или затратный.
Рентабельность капитала: R=П/К*100, К-капитал предпр.
Рентабельность произ-ва: Rп=П/Е*100, Е-затраты на пр-во и реализауию продукции.
Значение,задачи,цели ст-ки ж.д.тр-та
Ж.д.стат-ка изучает ж.д.тр-т как самостоятельную отрасль матер.произв-ва,т.о. ж.д.стат-ка является отраслью транспортной стат-ки и входит вместе с ней в общую систему эк-кой стат-ки.
Предмет ж.д.ст-ки - кол-ная сторона явлений и процессов,присущих ж.д. тр-ту,как особой отрасли мат.произв-ва.
Исходя из специфики предмета,ж.д.ст-ка разрабатывает систему показателей,кот. включает в себя показ-ли,характ-щие перевозки грузов и пасс-в,техн.оснащенность,наличие и исп-ние ПС,исп-ние раб.силы,рез-ты фин.деят-ти и др.Они позволяют сделать анализ работы дороги,предоставить необх.инф-цию для процесса управления и оценки эфф-ти работы дороги. Ж.д.ст-ка разрабатывает методы обобщения и анализа работы ж.д. тр-та в целом и его подразделений.Также она дает исходную базу для разработки и проведения в жизнь необх.мероприятий по дальнейшему развитию ж.д.,их технич.оснащению и реконструкции в целях повышения эффект-ти перевозок грузов и пасс.
Ж.д.ст-ка имеет как ведомственное(транспортное),так и общеэкономическое значение.
Гл.задача-выявление резервов повышения эфф-ти тр-тного произв-ва,повышения произв-ти труда и снижения затрат на перевозку грузов и пасс.