Тема 1. Судебная статистика: история становления как науки, предмет, метод, отрасли и значение.
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс второй
Семестр третий
Форма обучения очная
Срок освоения ООП по форме обучения четыре года
Квалификация выпускника «бакалавр»
Нижний Новгород, 2016
Составитель: Васильев А. А. –старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Рецензенты:
Крыгин С. В. -доцент, к.ю.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплинПФ ФГБОУВПО «РАП»
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.
Программа обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» « » 2016 г. Протокол № .
Утвержден учебно-методическим советом ПФ ФГБОУВПО «РАП» « » 2016 г. Протокол № .
© Российский государственный университет правосудия, 2016
© Васильев А. А., 2016
Оглавление
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Цели освоения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
4. | Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. | Содержание дисциплины | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
9. | Протокол изменений РПД |
1. Цели освоения дисциплины
Целью соответствующего учебного курса является формирование и развитие у будущих юристов теоретических знаний основ общей теории статистики и практических навыков анализа статистики судебной системы.
Основные дидактические задачи курса «Судебная статистика»:
- обучение бакалавров владению методами анализа данных судебной статистики, и умению использовать их при анализе преступлений и правонарушений как объекта исследования;
- обучение использованию офисных приложений при статистическом анализе структуры и динамики преступности, ее количественных и качественных характеристик.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Учебная дисциплина ИПЦ В.02 – «Судебная статистика» – дисциплина по выбору студента в цикле учебных дисциплин Б.2 – «Информационно-правовой цикл».
Предлагаемый учебный курс «Судебная статистика» (с учётом требований ГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция») включает обязательное изучение одной дидактической единицы (36 час.), содержащей следующие учебные темы:
- основные понятия и методы статистики;
- обобщающие показатели статистики;
- ряды динамики;
В результате изучения дисциплины студент должен:
1. Знать:
- общие положения об официальном статистическом учете в Российской Федерации;
- организацию ведения судебной статистики в судебной системе Российской Федерации;
- положения общей теории статистики об этапах и методологии статистической работы;
- сущность обобщающих показателей;
- понятие рядов динамики.
2. Уметь:
- проводить наблюдение правовых явлений, составлять программы статистического наблюдения;
- строить разнообразные статистические таблицы и графики;
- исчислять различные обобщающие статистические показатели, в том числе с использованием средств офисных компьютерных приложений;
- анализировать статистические данные о деятельности судов по осуществлению правосудия, и формулировать выводы и предложения, вытекающие из анализа данных.
3. Владеть:
- навыками работы с конкретным статистическим материалом судебных органов и анализа данных судебной статистики;
- навыками работы с пакетом программ MS Office.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№ п/п | Код | Компетенции | Формы и методы обучения |
1. | ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
2. | ОК-8 | Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
3. | ОК-11 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
4. | ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 сем. | 2 сем | |||
Общая трудоемкость дисциплины по уч. плану | - | |||
Аудиторные занятия | 1,1 | - | ||
Лекции | - | |||
Семинары или практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа(СРС) | 0,9 | - | ||
Форма промежуточной аттестации | Зачет | - |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 9. Средние величины.
Понятие о средней величине, её природа и значение в анализе судебной статистики. Метод средних как один из важнейших приёмов научного обобщения. Виды средних величин и методы их расчёта. Средняя арифметическая. Средняя гармоническая. Другие формы средних. Выбор вида и формы средних.
Структурные средние величины в судебной (правовой) статистике, их смысл и значение.
Понятие о вариации. Причины, порождающие вариацию признаков общественных явлений. Необходимость и задачи статистического изучения вариации. Показатели вариации: размах, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Семинар №1. Судебная статистика: история становления как науки, предмет, метод, отрасли и значение | 1. Понятие статистики. 2. Предмет судебной статистики. 3. Методологическая база и задачи судебной статистики. 4. Значение судебной статистики, её функции и место в системе юридических наук. | |
Семинар №2. Общество как источник статистических данных | 1. Понятие и виды социальных общностей. 2. Социальные группы. 3. Сущность понятия «социальная стратификация». 4. Исторические типы стратификаций. 5. Классовая система. 6. Социальная мобильность. | |
Семинар №3. Статистика отклоняющегося поведения | 1. Порядок как социальное явление. Социальные нормы. 2. Аномия: понятие, условия возникновения. 3. Девиация, её виды и структура. 4. Делинквентное поведение. 5. Криминальное поведение. | |
Семинар №4. Статистическое наблюдение | 1. Понятие статистического наблюдения. 2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения в судебной статистике. 3. Организационные формы, виды и способы статистического наблюдения. | |
Семинар №5. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах, судах и органах юстиции России | 1. Система единого учета преступлений. 2. Документы первичного учета в судах и органах юстиции. 3. Учет административных правонарушений. 4. Система статистической отчетности правоохранительных органов и органов юстиции. | |
Семинар №6. Сводка и группировка материалов | 1. Понятие сводки и группировки. 2. Виды статистических группировок. | |
Семинар №7. Методы таблиц и графических изображений как способы представления статистических показателей | 1. Табличный способ представления данных судебной статистики. 2. Графические способы представления данных. 3. Использование графического метода для прогнозирования правовых явлений. 4. Метод экстраполяции. | |
Семинар №8. Обобщающие статистические показатели | 1. Абсолютные статистические величины. 2. Относительные величины. | |
Семинар №9. Средние величины | 1. Понятие и назначение средних величин. 2. Понятие и назначение показателей варьирования и разброса. | |
Семинар №10. Применение выборочного метода в статистических | 1. Определение выборочного наблюдения. 2. Виды и схемы отбора. 3. Генеральная и выборочная совокупность. 4. Ошибки выборочного наблюдения. 5. Необходимый объем выборки. | |
Семинар №11. Методы статистического анализа | 1. Понятие статистического анализа. 2. Статистические возможности анализа некоторых правовых явлений. | |
Семинар №12. Статистическое исследование | 1. Виды и этапы исследования 2. Программа исследования | |
Семинар №13. Актуальные проблемы судебной статистики. | 1.Подготовка доклада по теме семинарского занятия |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоём-кость в часах |
Семинар №1. Судебная статистика: история становления как науки, предмет, метод, отрасли и значение | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №2. Общество как источник статистических данных | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №3. Статистика отклоняющегося поведения | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №4. Статистическое наблюдение | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №5. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах, судах и органах юстиции России | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №6. Сводка и группировка материалов | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу.
| |
Семинар №7. Методы таблиц и графических изображений как способы представления статистических показателей | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №8. Обобщающие статистические показатели | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №9. Средние величины | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №10. Применение выборочного метода в статистических | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №11. Методы статистического анализа | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №12. Статистическое исследование | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | |
Семинар №13. Актуальные проблемы судебной статистики. | Подготовка к семинару. - Подготовка конспекта по теме. - Подготовка к фронтальному экспресс-опросу. - Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Общие положения
Современные требования к студентам, обучающимся по направлению «юриспруденция», подчеркивают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками всесторонне развитой личности. От выпускников требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого необходимо уметь самостоятельно находить, анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию.
Материал курса «Судебная статистика» усвоится лучше, если начать его изучение по принципу «от общего – к частному. В процессе изучения тем курса студенту будут встречаться различные термины и понятия, без знания которых будет достаточно сложно усвоить материал. И здесь в качестве рекомендации можно предложить завести студенту словарь, где он будет расшифровывать сложные и непонятные для него понятия и термины.
Для получения глубоких и прочных знаний по курсу студент должен систематически самостоятельно работать над изучением программного материала. Главное в период обучения своей специальности – это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебной деятельности и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Основными формами самостоятельной работы выступают:
– изучение нормативно-правовых актов;
− самостоятельное изучение студентами учебной и научной литературы;
– использование информационно-методических материалов;
– работа с информационно-справочной и поисковой системой;
– конспектирование;
− выполнение контрольных заданий.
При этом студенты имеют возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебнотематическим планом.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, в том числе и дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и консультация преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.
Особенность семинарского занятия — возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
При подготовке к семинарскому (практическому) занятию студенту необходимо:
1. Тщательно изучить теоретические вопросы выносимые на семинарское занятие.
2. Воспользоваться рекомендуемыми источниками и литературой для подготовки выносимых на занятие вопросов.
3. На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебнотематическим планом.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, в том числе и дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и консультация преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.
Особенность семинарского занятия — возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
При подготовке к семинарскому (практическому) занятию студенту необходимо:
1. Тщательно изучить теоретические вопросы выносимые на семинарское занятие.
2. Воспользоваться рекомендуемыми источниками и литературой для подготовки выносимых на занятие вопросов.
3. На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Нормативные документы
1. Инструкция по ведению судебной статистики (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 169)
2. Постановление Госкомстата РФ от 15.07.2002 N 154 «Об утверждении положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений» // Российская газета, № 166, 04.09.2002.
3. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2005
№ 7339) // «Российская газета», № 13, 25.01.2006.
Основная литература
4. Адамова Е.М., Андрюшечкина И.Н., Максимов В.В. Организация ведения судебной статистики. Пособие для судей. Изд-во РАП. – М. 2006.
5. Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.
6. Демидов В.Н. Правовая статистика [Электронный ресурс]: учебник / – Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8114.— ЭБС «IPRbooks».
7. Андрияхина Н.Б. Правовая статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Андрияхина Н.Б. – Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012. – 72 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8217. – ЭБС «IPRbooks».
8. Дедкова И.А. Правовая статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дедкова И.А. – Электрон. текстовые данные. – Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. – 116 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13896. – ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература
8. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. чл.–корр. РАН. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2000г.
9. Теория статистики: Учебник /Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 560 с.
10. Практикум по теории статистики: Учебное пособие /Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 280 с.
12. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 416 с.
13. Российские статистические ежегодники – можно скачать бесплатно с
http://kruchenet.ru/ (за 2006 г.)или срегистрацией с
http://all-ebooks.com/2009/06/07/49025-rossijjskijj-statisticheskijj.html
Официальные интернет–сайты:
14. Государственная Дума России: http://www.duma.gov.ru/
15. Правительство России: http://www.government.ru/
16. Верховный суд России: http://www.supcourt.ru
17. Судебный департамент при Верховном суде: http://www.cdep.ru/
18. Высший арбитражный суд России http://www.arbitr.ru/
19. Конституционный суд России: http://www.ksrf.ru/
20. Министерство юстиции РФ: http://www.minjust.ru/
21. Министерство внутренних дел России: http://www.mvd.ru/
22. Интернет-портал государственной автоматизированной системы Российской Федерации: http://www.sudrf.ru/
23. Портал правоохранительных органов http://www.112.ru/
24. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Дата | Раздел | Изменения | Комментарии |
Рабочая программа разработана на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ Российского государственного университета правосудия ст.преподавателем Васильевым Алексеем Александровичем
(должность, ФИО)
__________________________________
(подпись)
[1] Книга в электронном виде имеется в компьютерной сети ПФ РАП.
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс второй
Семестр третий
Форма обучения очная
Срок освоения ООП по форме обучения четыре года
Квалификация выпускника «бакалавр»
Нижний Новгород, 2016
Составитель: Васильев А. А. –старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Рецензенты:
Крыгин С. В. -доцент, к.ю.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплинПФ ФГБОУВПО «РАП»
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.
Программа обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» « » 2016 г. Протокол № .
Утвержден учебно-методическим советом ПФ ФГБОУВПО «РАП» « » 2016 г. Протокол № .
© Российский государственный университет правосудия, 2016
© Васильев А. А., 2016
Оглавление
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Цели освоения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
4. | Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. | Содержание дисциплины | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
9. | Протокол изменений РПД |
1. Цели освоения дисциплины
Целью соответствующего учебного курса является формирование и развитие у будущих юристов теоретических знаний основ общей теории статистики и практических навыков анализа статистики судебной системы.
Основные дидактические задачи курса «Судебная статистика»:
- обучение бакалавров владению методами анализа данных судебной статистики, и умению использовать их при анализе преступлений и правонарушений как объекта исследования;
- обучение использованию офисных приложений при статистическом анализе структуры и динамики преступности, ее количественных и качественных характеристик.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Учебная дисциплина ИПЦ В.02 – «Судебная статистика» – дисциплина по выбору студента в цикле учебных дисциплин Б.2 – «Информационно-правовой цикл».
Предлагаемый учебный курс «Судебная статистика» (с учётом требований ГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция») включает обязательное изучение одной дидактической единицы (36 час.), содержащей следующие учебные темы:
- основные понятия и методы статистики;
- обобщающие показатели статистики;
- ряды динамики;
В результате изучения дисциплины студент должен:
1. Знать:
- общие положения об официальном статистическом учете в Российской Федерации;
- организацию ведения судебной статистики в судебной системе Российской Федерации;
- положения общей теории статистики об этапах и методологии статистической работы;
- сущность обобщающих показателей;
- понятие рядов динамики.
2. Уметь:
- проводить наблюдение правовых явлений, составлять программы статистического наблюдения;
- строить разнообразные статистические таблицы и графики;
- исчислять различные обобщающие статистические показатели, в том числе с использованием средств офисных компьютерных приложений;
- анализировать статистические данные о деятельности судов по осуществлению правосудия, и формулировать выводы и предложения, вытекающие из анализа данных.
3. Владеть:
- навыками работы с конкретным статистическим материалом судебных органов и анализа данных судебной статистики;
- навыками работы с пакетом программ MS Office.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№ п/п | Код | Компетенции | Формы и методы обучения |
1. | ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
2. | ОК-8 | Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
3. | ОК-11 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
4. | ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Методические семинары |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 сем. | 2 сем | |||
Общая трудоемкость дисциплины по уч. плану | - | |||
Аудиторные занятия | 1,1 | - | ||
Лекции | - | |||
Семинары или практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа(СРС) | 0,9 | - | ||
Форма промежуточной аттестации | Зачет | - |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1. Судебная статистика: история становления как науки, предмет, метод, отрасли и значение.
Зарождение и формирование статистической науки. Предмет статистической науки. Метод статистики. Основные статистические понятия: статистическая совокупность, единицы совокупности, признак, вариация, варьирующий признак. Классификация варьирующих признаков. Типы явлений. Статистическая закономерность. Закон больших чисел и особенности его проявления в массовых социально–экономических явлениях и процессах. Характер законов статистики.
Статистический показатель. Понятие о системах статистических показателей. Этапы статистического исследования. Структура органов государственной статистики. Ведомственная статистика.