Тема № 1. Предмет, методы и отрасли статистики. Судебная статистика
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж
Авторы:
Филатов Владимир Иванович – доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественно-научных дисциплинЦФ ФГБОУВПО «РАП», кандидат технических наук;
Кузьмина Татьяна Павловна–старшийпреподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация бакалавр).
Одобрен на заседании кафедры правовой информатики, информационного права и естественно-научных дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» от 28 августа 2012 г., протокол № 1.
Утверждён учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» от 05 октября 2012 г., протокол № 3.
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.
© Филатов В.И., Кузьмина Т.П., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Объем дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тематические планы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Программа курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Планы практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя . . . | |
Варианты контрольных заданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Введение
Судебная статистика – дисциплина вариативной части учебного плана, устанавливаемой вузом по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация "бакалавр"). Изучение отраслевой статистики играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов. Бакалавр юриспруденции должен овладеть основными вопросами теории статистики, освоение которых позволяет не только расширить кругозор, но и помогает лучше ориентироваться в сложных правовых и других юридически значимых явлениях, а так же способствует лучшему освоению студентами юридических дисциплин.
Судебная статистика - это дисциплина, изучающая количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
Предмет «Судебная статистика» предусматривает изучение элементов общей теории статистики, вопросов ведения статистического учета и отчетности в судах общей юрисдикции, обучение навыкам сбора, обработки и анализа данных судебной статистики, ознакомление с современными средствами автоматизированной обработки статистических данных в судах общей юрисдикции.
Основная цель учебной дисциплины - сформировать у студентов знания, умения и навыки на уровне, обеспечивающем возможность самостоятельного применения статистических методов исследования правовых и других юридически значимых явлений и процессов, а также заполнения документов статистического учета и отчетности в своей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- обучение студентов основам статистического исследования;
- изучение основных статистических методов, применяемых для наблюдения массовых правовых и других юридически значимых явлений;
- ознакомление со структурой современной системы органов государственной статистики;
- раскрытие порядка проведения и способов организации статистического наблюдения;
- освоение методики вычисления статистических показателей;
- изучение действующей в судах общей юрисдикции системы показателей судебной статистики;
- ознакомление с перспективами автоматизации статистического документооборота в судебной системе.
В результате изучения дисциплины «Судебная статистика» студент должен
знать:
- принципы и методы организации сбора статистических данных о работе судов, судимости, мерах наказания, административной юрисдикции, разрешении гражданских споров;
- принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения (его материалов);
- сущность обобщающих показателей – абсолютных, относительных и средних величин; показателей вариации признака, показателей анализа динамики;
уметь:
- организовывать и проводить статистическое наблюдение правовых явлений;
- представлять статистические данные в виде таблиц и графиков;
- вычислять различные статистические показатели (абсолютные, относительные, средние величины; показатели вариации признака, показатели анализа динамики);
- применять на практике статистические методы анализа результатов деятельности судов и анализа судимости, формулировать выводы и предложения, вытекающие из анализа данных;
иметь представление:
- о научных принципах организации статистических служб системы Федеральной службы государственной статистики России, их современной организации;
- об основных статистических методах, их возможностях и границах применения в юридической науке и практике.
Структурно дисциплина состоит из девяти взаимосвязанных тем.
В первой теме раскрывается сущность статистики как науки, основные понятия и категории статистики, предмет и отрасли судебной статистики, особенности статистической методологии, краткие сведения из истории развития статистики.
Во второй и третьей темах рассматриваются основные этапы статистического наблюдения: программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения, метод статистической сводки и группировки, методы представления статистических данных.
В четвертой теме изучаются обобщающие статистические показатели и особенности вычисления абсолютных, относительных и средних величин.
Пятая тема посвящена изучению вариационных рядов, особенностей дискретного и интервального рядов, расчету показателей вариации признака.
В шестой теме рассматриваются вопросы теории выборочного метода статистического наблюдения, основные характеристики выборочной совокупности, а так же способы отбора единиц совокупности, обеспечивающие репрезентативность выборки.
В седьмой теме рассматриваются динамические ряды, показатели анализа динамики и способы преобразования динамических рядов.
Восьмая тема посвящена изучению статистической взаимосвязи, вопросам установления взаимосвязей между признаками и способам ее измерения.
В девятой теме освещаются теоретические основы статистического анализа данных, а так же автоматизированные технологии сбора и обработки данных судебной статистики.
Основной учебный материал рассматривается на практических занятиях и закрепляется в ходе самостоятельной работы и выполнения студентами контрольного задания.
Индивидуализация обучения на занятиях обеспечивается учётом уровня подготовки студентов, использованием персональных ЭВМ, контролем качества выполнения практических и контрольного заданий каждым студентом. В этой связи все занятия проводятся в компьютерном классе в составе учебной подгруппы.
Изучение курса завершается сдачей зачета. Студенты, не выполнившие контрольное задание, к сдаче зачета не допускаются.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения | |
на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального юридического образования | |
Зачетные единицы - общая трудоёмкость | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. |
Всего аудиторных занятий. Из них: | 36 | 32 |
Лекции | – | – |
Семинарские (практические) занятия | 36 | 32 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 36 | 40 |
Форма итогового контроля | зачет |
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |||
№№ п/п | Лекции | Практические занятия | С/р | |
1. | Тема № 1. Предмет, методы и отрасли статистики. Судебная статистика | |||
2. | Тема № 2. Статистическое наблюдение | (в интерактивной форме) | ||
3. | Тема № 3. Статистическая сводка и группировка | (в интерактивной форме) | ||
4. | Тема № 4. Обобщающие статистические показатели | (в интерактивной форме) | ||
5. | Тема № 5. Вариационные ряды. Показатели вариации признака | (в интерактивной форме) | ||
6. | Тема № 6. Выборочный метод статистического наблюдения | (в интерактивной форме) | ||
7. | Тема № 7. Ряды динамики | (в интерактивной форме) | ||
8. | Тема № 8. Статистические методы измерения взаимосвязей | (в интерактивной форме) | ||
9. | Тема № 9. Автоматизированный сбор и обработка данных судебной статистики | (в интерактивной форме) |
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего профессионального юридического образования
Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |||
№№ п/п | Лекции | Практические занятия | С/р | |
1. | Тема № 1. Предмет, методы и отрасли статистики. Судебная статистика | |||
2. | Тема № 2. Статистическое наблюдение | (в интерактивной форме) | ||
3. | Тема № 3. Статистическая сводка и группировка | (в интерактивной форме) | ||
4. | Тема № 4. Обобщающие статистические показатели | (в интерактивной форме) | ||
5. | Тема № 5. Вариационные ряды. Показатели вариации признака | (в интерактивной форме) | ||
6. | Тема № 6. Выборочный метод статистического наблюдения | (в интерактивной форме) | ||
7. | Тема № 7. Ряды динамики | (в интерактивной форме) | ||
8. | Тема № 8. Статистические методы измерения взаимосвязей | (в интерактивной форме) | ||
9. | Тема № 9. Автоматизированный сбор и обработка данных судебной статистики | (в интерактивной форме) |
Программа курса
Тема № 7. Ряды динамики
Понятие о рядах динамики. Длина ряда. Уровень ряда. Моментные ряды. Интервальные ряды. Показатели анализа динамики: абсолютный прирост (снижение), темп роста (снижения), темп прироста. Среднее хронологическое для моментных рядов. Способы преобразования динамических рядов. Смыкание динамических рядов. Сглаживание рядов динамики: укрупнение интервалов; способ скользящей средней; выравнивание уровней ряда по прямой.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 6
Практическое занятие № 7
Практическое занятие № 8
Практическое занятие № 9
Практическое занятие № 10
Практическое занятие № 11
Практическое занятие № 12
Тема 7: Ряды динамики
(в интерактивной форме)
1. Понятие и виды динамических рядов.
2. Показатели анализа динамики.
Начальный этап: проверка наличия студентов и внесение в журнал соответствующих записей, объявление темы занятия. В качестве целей занятия определяются:
- изучение понятия, видов и показателей динамических рядов;
- приобретение практических навыков расчета показателей анализа динамики различными способами.
Основной этап:
Студентам предлагается:
- на основании материала, изложенного преподавателем, изучить понятие, виды и показатели анализа динамики;
- при помощи табличного процессора выполнить практические задания по расчету показателей анализа динамики цепным и базисным способами.
Заключительный этап: подведение итогов занятия, анализ ошибок, выставление оценок в журнал.
Литература:
основная:
1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.
дополнительная:
1. Агабекова Н.В. Статистика отраслей [Текст]: практикум / Н.В. Агабекова, Н.С. Бусыгина. – М.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
4. Корнев С.А. Юридическая статистика [Текст]: конспект лекций / С.А. Корнев. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 63 с.
5. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
6. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др. ; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.
7. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики [Текст]: учебное пособие / Р.А. Шмойлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
8. Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel [Текст]: учебное пособие / В.Б. Яковлев. – М.: Колосс, 2005. – 352 с.
Практическое занятие № 13
Тема 7: Ряды динамики
(в интерактивной форме)
1. Преобразование динамических рядов.
Начальный этап: проверка наличия студентов и внесение в журнал соответствующих записей, объявление темы занятия. В качестве целей занятия определяются:
- изучение способов преобразования динамических рядов;
- приобретение практических навыков преобразования рядов динамики.
Основной этап:
Студентам предлагается:
- на основании материала, изложенного преподавателем, изучить способы преобразования динамических рядов;
- при помощи табличного процессора выполнить практические задания по преобразованию динамических рядов.
Заключительный этап: подведение итогов занятия, анализ ошибок, выставление оценок в журнал.
Литература:
основная:
1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.
дополнительная:
1. Агабекова Н.В. Статистика отраслей [Текст]: практикум / Н.В. Агабекова, Н.С. Бусыгина. – М.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
4. Корнев С.А. Юридическая статистика [Текст]: конспект лекций / С.А. Корнев. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 63 с.
5. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
6. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др. ; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.
7. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики [Текст]: учебное пособие / Р.А. Шмойлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
8. Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel [Текст]: учебное пособие / В.Б. Яковлев. – М.: Колосс, 2005. – 352 с.
Практическое занятие № 14
Практическое занятие № 15
Практическое занятие № 16
Данных судебной статистики
(в интерактивной форме)
1. Государственная автоматизированная система «Правосудие».
2. Программные компоненты ГАС «Правосудие», используемые в судах общей юрисдикции.
Начальный этап: проверка наличия студентов и внесение в журнал соответствующих записей, объявление темы занятия. В качестве целей занятия определяются:
- изучение назначения, состава средств и возможностей государственной автоматизированной системы «Правосудие»;
- изучение возможностей программных средств ГАС «Правосудие», используемых в районных судах.
Основной этап:
Студентам предлагается:
- на основании материала, изложенного преподавателем, изучить назначение, состав средств и возможности государственной автоматизированной системы «Правосудие»;
- при помощи персонального компьютера ознакомиться с интерфейсом и возможностями программного компонента «Судебное делопроизводство и статистика».
Заключительный этап: подведение итогов занятия, анализ ошибок, выставление оценок в журнал.
Литература:
основная:
1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.
дополнительная:
1. Агабекова Н.В. Статистика отраслей [Текст]: практикум / Н.В. Агабекова, Н.С. Бусыгина. – М.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
4. Корнев С.А. Юридическая статистика [Текст]: конспект лекций / С.А. Корнев. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 63 с.
5. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
6. Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel. Профессиональная работа [Текст]: пособие для студентов, аспирантов, преподавателей / А.А. Минько. – М.: Вильямс, 2004. – 448 с.
7. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др. ; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.
8. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики [Текст]: учебное пособие / Р.А. Шмойлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
9. Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel [Текст]: учебное пособие / В.Б. Яковлев. – М.: Колосс, 2005. – 352 с.
Практическое занятие № 17
Данных судебной статистики
(в интерактивной форме)
1. Понятие о статистическом анализе и его основные задачи.
2. Статистические возможности анализа судимости и деятельности судов.
Начальный этап: проверка наличия студентов и внесение в журнал соответствующих записей, объявление темы занятия. В качестве целей занятия определяются:
- изучение понятия, предмета и основных задач статистического анализа;
- приобретение навыков сравнительного анализа статистических данных о судимости и деятельности судов общей юрисдикции.
Основной этап:
Студентам предлагается:
- на основании материала, изложенного преподавателем, изучить понятие и основные задачи статистического анализа;
- при помощи персонального компьютера приобрести навыки сравнительного анализа данных о судимости и деятельности судов.
Заключительный этап: подведение итогов занятия, анализ ошибок, выставление оценок в журнал.
Литература:
основная:
1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.
дополнительная:
1. Агабекова Н.В. Статистика отраслей [Текст]: практикум / Н.В. Агабекова, Н.С. Бусыгина. – М.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
4. Корнев С.А. Юридическая статистика [Текст]: конспект лекций / С.А. Корнев. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 63 с.
5. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
6. Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel. Профессиональная работа [Текст]: пособие для студентов, аспирантов, преподавателей / А.А. Минько. – М.: Вильямс, 2004. – 448 с.
7. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др. ; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.
8. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики [Текст]: учебное пособие / Р.А. Шмойлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
9. Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel [Текст]: учебное пособие / В.Б. Яковлев. – М.: Колосс, 2005. – 352 с.
Методические рекомендации
по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
студентов под руководством преподавателя
Указанная дисциплина изучается в течение одного семестра, изучение курса завершается сдачей зачёта. Основными видами учебных занятий являются практические занятия и индивидуальные консультации. В ходе практических занятийрассматриваются основные понятия, содержание и методы ведения различных этапов статистического исследования, а так же связанные с ними практические вопросы; приобретаются навыки ведения статистического учета и отчетности, навыки расчета статистических показателей, умения обработки и анализа полученных статистических данных, а так же даются рекомендации для самостоятельной работы.
При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- изучить нормативно-правовые акты;
- самостоятельно ознакомиться с вопросами не рассмотренными на занятиях по пройденным темам.
В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Научно-исследовательская работа студентов(НИРС) по проблемам, связанным со статистическим учетом, отчетностью, расчетом статистических показателей и анализом статистических данных, согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.
Вопросы, не рассмотренные на практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе практических занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Выделить непонятные термины, найти их толкование в указанной литературе. Вопросы, вызвавшие затруднения в ходе самостоятельной подготовки, следует выписать в тетрадь и впоследствии прояснить их в ходе практических занятий или индивидуальных консультаций с ведущим преподавателем.
Контрольное задание выполняется каждым студентом. Выполнение студентом контрольного задания – составная часть учебного процесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента.
Задачами выполнения контрольного задания являются:
- закрепление и углубление знаний по соответствующей теме учебной дисциплины;
- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов, изучению и анализу официальной статистической информации;
- контроль степени усвоения изученного материала.
Выполнение контрольного задания осуществляется поэтапно:
- ознакомление с заданием;
- подбор и изучение литературы, рекомендованной кафедрой по теме теоретического вопроса соответствующего варианта контрольного задания;
- использование статистических методов при выполнении расчетных практических заданий;
- оформление работы.
Структура оформления контрольного задания, выполняемого по вариантам, включает:
- титульный лист;
- содержание;
- теоретический вопрос;
- практические расчетные задания, которые выносятся в оглавление отдельно;
- список литературы, использованной в процессе написания работы.
Задание начинается с титульного листа[1].
После титульного листа следует содержание[2], в котором дается точное наименование каждого раздела с указанием страниц.
В содержании указывается наименование теоретического вопроса и практических заданий с указанием номеров страниц.
Ответ на теоретический вопрос должен демонстрировать продуманную структуру и логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Ответ должен основываться на анализе действующих нормативных правовых актов, сводов унифицированных обычаев и правил, а также специальной литературы по теме. Студенту необходимо показать собственное понимание существа вопроса, проявить способность самостоятельной работы с источниками, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 10-12 страниц печатного текста). Ответ на практический вопрос предполагает умение и способность к аналитической работе, навыки использования справочно-правовых систем.
При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании и механической компиляции источников, простом пересказе учебников и учебных пособий.
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и является обязательной составной частью контрольного задания. При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), а затем – список специальной юридической литературы в алфавитном порядке.
Выполняется практическое задание в электронной форме и на электронном носителе предоставляется преподавателю на проверку. При компьютерной верстке устанавливается полуторный интервал, размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman, сноски печатаются 10 шрифтом.
Объем задания составляет 8-15 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:
верхнее поле – 25 мм;
нижнее поле – 25 мм;
левое поле – 35 мм;
правое поле – 15 мм.
Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). Первая страница (титульный лист) не нумеруется.
Не допускаются вставки на полях и между строк.
Критериями при проверке данного задания являются: объем ответа (8 - 15 страниц), соответствие содержания поставленному вопросу и количество использованной литературы.
Номер варианта практического задания выбирается по последней цифре зачётной книжки студента. Если последняя цифра - 0, выбирается 10 вариант.
Варианты контрольных заданий
Вариант 1
1.Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическое наблюдение». Поясните, какие первичные документы статистического учета ведутся в районных судах.
2. Сведения о количестве дел искового производства мировых судей представлены в таблице
Категории дел искового производства | Кол-во дел, тыс. |
Всего: | |
в том числе: | |
семейные споры, | |
трудовые споры, | |
жилищные споры, | |
о защите прав потребителей | |
о защите наследственных прав |
Рассчитайте относительные величины характеризующие структуру совокупности.
3. Известны данные о количестве гражданских дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении осужденных по возрасту.
Возраст | |||||||
Число осужденных |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста осужденных.
5. Динамика уличных преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 2
1.Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическая сводка и группировка». Поясните разницу между статистическими понятиями сводка и группировка.
2. В населенном пункте N проживают 306 тыс. человек, из них 218 тыс. человек старше 14 лет. За прошедший год в городе N совершено 3507 преступлений, за которые осуждены 1214 человек. Определите коэффициент преступности и коэффициент судимости для населенного пункта.
3. Известны данные о количестве уголовных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 |
Число раненых |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика тяжких преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 3
1.Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Табличный метод представления статистической информации». Поясните отличительные особенности статистических таблиц.
2. Известны данные о количестве убийств в 1996 - 2000 гг.
Год | |||||
Кол-во убийств |
Рассчитайте относительные величины характеризующие динамику убийств базисным способом.
3. Известны данные о количестве административных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 10-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 |
Число погибших |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел представлена в таблице.
Годы | ||||||
Количество раз |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 4
1.Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Графический метод представления статистической информации». Поясните особенности выполнения статистических диаграмм.
2. Известны данные о количестве административных штрафов в 1996 - 2000 гг.
Год | |||||
Воронежская область | |||||
Курская область |
Рассчитайте относительные величины степени и сравнения. Сделайте вывод.
3. Известны данные о количестве гражданско-правовых споров, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении уголовных дел по срокам рассмотрения в судебном заседании.
Сроки рассмотрения, дни | ||||||
Число дел |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации срока рассмотрения уголовного дела.
5. Динамика осужденных за взятки в период с 1998 по 2003 годы представлена в таблице.
Годы | ||||||
Кол-во осужденных |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 5
1.Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическая отчетность». Поясните периодичность представления документов статистической отчетности районными судами.
2. Известны данные о совершенных прест