Соглашение с Апостольством Церкви Соборных вероопределений
У протестантских богословов читаем, что церковные догматы возникли в разные времена: скажем, Троичный догмат — на Никейском Соборе; о Воговоплощении говорилось на IV, V, VI Соборах; об иконопочитании — на VII Вселенском Соборе. Действительно, нас часто это смущает — такое впечатление, что эти определения возникли на Соборах, а до этого вероопределений не было. В таком случае, как же утверждать, что они действительно исходят от Апостолов. Здесь надо помнить одно: истина может быть выражена различными словами. Проверяют обычно не сохранение словесных формул, а то, во что веровали предшествовавшие Отцы, во что веровали Апостолы. Это проверка всегда была на всех Соборах. Наименее очевидное здесь соборное определение VII Вселенского Собора об иконопочитании. Само иконопочитание основывается на Боговоплощении — Боговоплощение это тот момент, с которого начинаются все наши церковные определения. А церковные определения Соборов возникали не в связи с тем, что возникала какая-то новая вера, а по причине того, что веру надо сохранить от еретиков. И тогда находились более точные слова для определения того, во что мы веруем. Если надо, то эти слова еще более уточняются, (в случае продолжения борьбы с еретиками). Это самый важный пункт. Должна быть проверка, действительно ли мы веруем так же, как Апостолы или не также. Православная Церковь бережно сохраняет эту самую верность вероучению. Не допускаются никакие новшества, которые проистекают от ума человеческого: западное Филиокве, догматы о непогрешимости папы, католические догматы о Пресвятой Богородице. Эти новшества безусловно Православной Церковью отвергаются. Отвергаются они потому, что не находят своего свидетельства в апостольском вероучении. Более того, находятся с ним в противоречии.
Всякий догмат имеет две стороны — внутреннюю сторону и внешнюю. Внутренняя сторона — это само содержание данного вероучения. Чаще всего это содержание нам доступно только отчасти, потому что богооткровенное содержание невозможно в нас вместить во всей полноте. Внешняя сторона выражается в догматических формулах, эти формулы могут быть различны. Скажем, на Первом Вселенском Соборе Символ веры кончался восьмым членом: "...и в Духа Святаго...". Но между первым и Вторым Вселенским Собором произошло событие, а именно появились духоборы; пришлось развивать этот тезис. Следовательно, в Символе Веры возникли последующие пункты вероучения.
Внутренняя сторона догмата дается нам, как руководство к нашему спасению, а внешняя сторона еще основывается на свободе человека, на том, чтобы люди сами могли выразить свою свободу, чтобы спасение было осуществлено не только Богом, но при нашем усилии.
Учение о церковной иерархии, как о таком учреждении, в котором сохраняется преемство Апостольского служения
Важно заметить, что когда сошел Святой Дух в день Пятидесятницы, то Он сошел только на Апостолов. А в дальнейшем Апостолы давали Его другим людям. Это история создания иерархии. Уже с самого начала Церкви было предопределено, что это не хаотический набор людей, а именно структура, и в этой структуре каждый член получает свое назначение. Эту структуру мы наблюдаем и сейчас в церковной иерархии. В древности очень часто проверялись все рукоположения. Проверялось, что благодать получена священником действительно по преемству от Апостолов. Эти рукоположения свидетельствовались исторически, например, на Первом Вселенском Соборе необходимо было знать, что все епископы, которые там присутствуют, получили правильное рукоположение, начиная, скажем, со времен св. Иринея Лионского. Св. Ириней Лионский сам пишет, что все рукоположения от Апостолов христиане знают, чего не могут сказать еретики. Всякий раз можно иметь списки с перечислением того, кто от кого получил рукоположение. История свидетельствует о том, , что произошло правильное рукоположение епископов, а от них священников и диаконов. Очень важно, что благодать проходит правильным путем.
"Вопрос: Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения? Ответ — Церковная Иерархия, или священноначалие. Видимое устройство в человеческом обществе, через которое подаются дары небесные" (Кат).