Учение о необходимости принадлежать Церкви для получения спасения
Вопрос: "Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире: то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?
Ответ: Совершенно так, Поелику Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела: то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви (Еф. 5, 23)".
То есть спасению служат истинная вера, благочестивая жизнь, богоучрежденные Таинства. Апостол Петр учит, что "крещение спасает нас по образу Ноева Ковчега" (1 Пет. 3, 20-21). Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись в единственном Ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.
А как быть с теми, кто скончался вне Христовой Церкви, некрещеные? На это дается несколько ответов. Например, что в этом случае тоже возможно спасение. Но св. Киприан Карфагенский это отрицал. Он говорил, что спастись можно только в Церкви. Здесь возможно и такое толкование — люди, которые после своей смерти встретятся со Христом и признают Его своим, спасутся тоже, но опять же в теле Христовом (в Церкви).
Мнение, что язычники, которые ведут праведную жизнь, тоже спасутся, имеет два основания.
Во-первых, в Евангелии говорится: "Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16, 16). Во второй части цитаты есть только отрицание верования, а не крещения. И некоторые богословы склонялись к мысли, что следовательно для некрещеных, но верующих есть возможность спасения. Однако, против этого есть аргументы очень сильные: в Церкви только после крещения дается спасающая и освящающая благодать, а вне Церкви ее нет.
Богословы обращают внимание и на следующую фразу: "разве не знаете, что святые (т.е. верующие христиане) будут судить мир" (1 Кор. 6, 2). Эту фразу понимают следующим образом: суд, хотя он и мгновенный, но будет двухэтапным, т. е. спасение верных, а затем верные вместе с Господом Иисусом Христом решают вопрос о судьбе тех, которые находятся вне Церкви.
Мысли и воспоминания, соединяемые с наименованием Церкви "Восточной"
Из Катихизиса: "В раю, насажденном на востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей: и там же, по грехопадении, положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании о Спасителе. На Востоке, в земле Иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственной Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне Православная Кафолическая Вселенская Вера, Семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Церквах Восточных, и в единомысленных с Восточными", какова есть и благодатию Божиею и Всероссийская Церковь. Здесь комментарии не требуются.
Апостольство Церкви
Апостольство Церкви, это свойство ограничительное: не всякий христианин (т.е. верующий в Господа нашего Иисуса Христа) принадлежит Церкви. Мы не можем признать принадлежащими к Церкви, например протестантов по правилу апостольства. Церкви должны принадлежать лишь те, которые сохраняют в учении, в священнодействии и в управлении преемственность Апостолов. Об этом в Катихизисе говорится так: "Церковь называется Апостольскою потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа, чрез священное рукоположение. В сем разуме Церковь называется также Православною или Правоверующею". Здесь акцент поставлен на апостольское преемство.
Разберем подробнее. Прежде всего, мы знаем, что краеугольным камнем Церкви является Господь наш Иисус Христос, поэтому она по праву называется Апостольскою. "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2, 19-20). Подчеркиваю, что основание — Апостолы и Пророки, а краеугольным камнем является Сам Иисус Христос.
Св. Евангелист Иоанн Богослов описывает Церковь в виде города: "Стена города имеет 12 оснований, и на них имена 12 Апостолов Агнца" (Апок. 21, 14). Это высказывание является основанием для названия "Апостольская Церковь".