Непостижимость Божественного Существа
Существо Божие не может быть постигнуто по разным причинам. Одна из них состоит в том, что Бог действительно Един, и у нас нет возможности сравнения Его ни с кем другим. С одной стороны, у нас нет такого умственного аппарата, с помощью которого мы могли бы постигнуть Существо Божие, с другой — мы творение Бога; творение не постигнет Творца. Мы ограничены, мы конечны, Бог — бесконечен. Катихизис говорит по этому поводу так: Существо Божие "выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов". Бог "во свете живет неприступней, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может" (1 Тим. 6, 16). Однако Бог не есть неопределенная мистическая бездна, в которой ничего нельзя разобрать. Бог личный и живой.
Учение Священного Писания о существе и существенных свойствах Божиих
"Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный" (Кат.). Здесь, прежде всего, говорится о том, что Бог есть Дух. Это буквальные слова Господа Иисуса Христа: "Дух (есть) Бог" (Ин. 4, 24) — (слав.), Бог — подлежащее, Дух — сказуемое. Это было сказано в разговоре с самарянкой. Она задала вопрос: "Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 20). Господь на это отвечает: "...поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; ...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ...Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". (Ин. 4, 20-24).
Проанализируем это место, чтобы понять, что значит Дух. Прежде всего говорится о том, что Бог не может быть ограничен местом. Раз это так, то, следовательно, Он не имеет ничего вещественного. Богу не присуща даже самая тонкая материя. Если можно говорить об Ангелах, что они во мгновение ока могут переноситься с одного места в другое, то можно говорить и о некоторой их материальности. Бог этим свойством не обладает, Он бестелесен полностью.
Во-вторых, о Боге нельзя говорить, что Он хотя бы мысленно делится на части. Когда мы говорим о Его свойствах, что Он неизменяемый и всеведущий, то мы никак не можем сказать, что такая-то часть Бога всеведущая, а такая-то неизменяемая. Здесь даже мысленного разделения нет, поэтому Бог абсолютно простое существо. Сложность возникает в творениях, но не в Боге. И поэтому здесь речь идет о том, что Бог есть Дух.
Еще более можно уточнить это понятие из добавления, данного в Евангелии от Иоанна (Ин. 4, 24): "Поклоняться Ему подобает в духе и истине". Что значит поклоняться в духе? Раз речь идет о поклонении Богу, то, безусловно, это Существо личное и живое; мы не можем, к примеру, поклоняться закону тяготения, хотя знаем, что поклонение Солнцу в разных языческих религиях было. В духе значит оклонение высшими свойствами человеческой природы, под которыми следует понимать ум, волю, чувства. Именно весь человек должен поклоняться Богу высшими своим сторонами — там, где он становится духовным, структурно близким к духу. Этой стороной и следует почитать Бога — в духе.
Что значит поклоняться в истине? Истина — это соответствие между существом и свойствами Божиими, поэтому не ложное должно быть почитание, а истинное, которое соответствует свойствам существа Божия. Как говорит Иоанн Златоуст, почитание не неправильное, как у самарян-язычников, а "истинное, не имеющее никаких теней и заблуждений". Отсюда можно вывести человеческими силами, что раз почитание идет в духе, а дух мы не представляем иначе, как разумным, то тем более Бог должен быть высшим Разумом. Можно сказать также, что Бог есть совершеннейшая мысль, потому что, отвлекаясь от всего вещественного, мы уходим в область совершенного духа. Так как поклонение соответствует предмету, то Поклоняемый истинно есть дух мыслящий, чувствующий, созерцающий, входящий в живое общение с лицами поклоняющимися Ему.
Приведу цитату из речи свт. Филарета: "Дух наш, мыслящий, чувствующий, желающий со всею искренностью, должен служить Богу, потому и Бог есть существо мыслящее, чувствующее, желающее" (ч. 1, стр. 73).
Что Бог есть Дух, мы до конца все равно не постигнем, мы можем в дальнейшем только наполнять содержанием этот тезис.
Перейдем к разбору свойств Божиих.
Вечность Божия
«О вечности Божией говорит Давид: "Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси" (Пс. 89, 3)» (Кат.). То есть прежде, нежели образовались горы и были созданы земля и Вселенная, от века и до века Ты — Бог.
«В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: "Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (который был, есть и грядет)" (Апок. 4, 8)» (Кат.).
«Апостол Павел говорит, что евангелие возвещено "по повелению вечнаго Бога" (Рим. 14, 25)» (Кат.).
По этим цитатам можно судить о том, что вечность означает бесконечность во времени, пребывание Бога во всякий момент времени и даже довременное, когда еще время не было сотворено. С другой стороны, за этим читается и еще одно обстоятельство: раз для Бога нет ни прошедшего, ни грядущего, то, следовательно, для Бога все настоящее. Бог пребывает в любой момент времени. Человек двигается все время по временной оси: сейчас он живет, для него идет время, затем он умирает, но душа его бессмертна — это время будущего. У Бога не так, потому что раз для Бога все настоящее, то Бог пребывает в каждый момент времени. Он не растекается по времени, а Сам пребывает в любой момент времени полностью. Он сейчас есть, завтра — есть, вчера — есть; для Него вся временная ось — она есть, и разделения для Бога нет.
Но в разное время, в разных местах Он пребывает по-разному. Например, в 100 году до Р. X. не было Боговоплощения, а 1996 лет тому назад произошло Боговоплощение, т.е. пребывание во времени Бога разное. Тем не менее,
вечность предполагает нахождение вне времени. Время существует для нас, для Бога его не существует. Бог имеет отношение к времени именно как Творец времени, а Сам пребывает вне времени — это и есть вечность. Но вечность, безусловно, такое свойство Бога, которое имеет отношение к нашему времени. Бог пребывает вне времени, но тем не менее в соотношении с нашим временем, а именно, Бог пребывает в каждый момент времени — Он есть. Поскольку Он удерживает это время, сотворенное Им, Он называется Царь веков.
Почему в храме ощущается особенное присутствие Божие? Бог пребывает везде, везде полностью, но по-разному, потому что взаимодействие с миром разное. В аду Бог пребывает не так, как в храме, а Он пребывает и в аду, и в храме. Это не безличная сила, это не то, что свет от Солнца, который одинаково светит на праведников и грешников. Это избирательное действие. Мысленно мы можем понять некие модели, но только приблизительно, до конца мы этого не можем понять, так же как мы не можем понять до конца действия Божий.
Для нас психологически большая трудность понять, почему, когда Агнец становится Телом Христовым, то Христос пребывает полностью во всем Агнце и пребывает полностью в каждой частице этого Агнца. Мы не знаем, как это может быть. Поэтому, когда мы говорим о благодатной силе, которая есть в храме, намоленности икон, чудотворности мощей — здесь особое пребывание Божие, именно то, которое ожидается нами как действие. В какой-то степени это зависит от нас, но не только от нас, потому что мощи мироточат не потому, что мы того захотели. Но от нас зависит другое — восприять эту силу, уберечь в себе ее или пропустить через себя, как воду сквозь пальцы.
О благости Божией
В Катихизисе приводятся следующие цитаты:
«О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: "Никтоже благ, токмо един Бог" (Мф. 19, 17).
Апостол Иоанн говорит: "Бог любы есть" (1 Ин. 4, 16).
Давид воспевает: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его" (Пс. 144, 8-9)».
Что же такое благость, или любовь Божия? Почему мы употребляем разные термины для одного и того же — благость и любовь, а еще потом скажем "благодать"?
Прежде всего под благостью мы понимаем любовь Божию, причем любовь разного типа. Это прежде всего любовь к истине, к добру, совершенству и для себя, и для других. Это не только отношение к внешнему, но и отношение к себе. Благость Божия совершенна в этом отношении. Вопросы, которые обычно возникают, следующие: как проявляется благость Божия в отношении к творениям — к человеку (праведнику или грешнику), к животным, к растениям?
В отношении к грешникам это милосердие или милость. В отношении к нераскаянным это долготерпение. В отношении к обетованиям — надежда и неизменная верность. В отношении к неразумной природе — щедрость и т. д. Милость, долготерпение, щедрость и есть проявления благости Божией.
Раз Бог так благ, то почему же возникло зло? Зло — это не творение Божие; зло есть результат деятельности свободно разумных тварей в сотворенном Богом мире, тогда, когда эта свобода создает различного рода зло. Мы знаем, как у развратника или чревоугодника возникают болезни, каким образом влияет на нас недоброжелательство, как возникают в коллективе разного рода нестроения, как эти нестроения возникают в семье. То есть мы на самых элементарных уровнях можем видеть, как грех порождает те или другие неприятные следствия. Мы знаем, как грех порождает войны, но мы не знаем одного: каким образом грехопадение связано, скажем, с извержением вулкана или землетрясением. То, что такая связь существует, несомненно, потому что именно в эпоху наиболее обостренного отрицательного порождения зла силы природы начинают действовать отрицательным образом. Это не только в эпоху гибели Содома и Гоморры, но и сейчас, когда в нашей стране зло усилилось даже по сравнению с годами сталинского режима. С усилением этого зла природные катаклизмы тоже усилились. При обучении в школе нашего поколения мы твердо знали, что уже кончилась активная деятельность магмы, что никакой вулканической деятельности никогда больше не будет.
Увы, знания становятся злом. Казалось бы, разум человеческий должен бы быть тем, что роднит человека с Богом, что это один из признаков образа Божия. Тем не менее, когда делаются: новые открытия, в это время удивительнейшим образом наша греховная природа, вместо того чтобы дать радость человеку, дает ему зло. Например, с появлением холодильников отмечено усиление онкологических заболеваний. Развитие математики, как следствие, ничего хорошего не дает, и не потому что она плоха, а потому что греховный человек все свои знания умеет использовать для греха, а не для блага. Огорчительно то, что расширение горизонтов знания в математике или физике не дает в конечном итоге ничего положительного. Но разум дав человеку не для зла и не для умственных упражнений, а это необходимое свойство человека, так же как и свобода и многое другое. Наука должна двигаться и должна давать радость людям, но в греховном мире все это превращается во зло. Почему продукты настоящего времени менее вкусны, чем продукты, которые были в 50-Х годах?
Когда перед Адамом проходили животные и он им давал имена, это был как бы первый научный труд классификации. Можно сказать, что в этом деянии Адама открывается возможность научной деятельности человека, ее оправдание.
Первая заповедь в раю была хранить райский сад и выращивать то, что там находилось. Чтобы его охранять и выращивать, нужны знания. Отсюда опять-таки можно заключить, что человек не должен оставлять научной деятельности, должен развивать ее.
Мы видим, что наука развивается, но развивается, как вирус в клетке человеческой: достижения ее работают на зло. Наука приносит зло не потому, что она сама относится к чему-то чужеродному и враждебному по отношению к человеческому роду, а потому что мы сами по своей греховной природе умеем все извратить и все переделать так, чтобы все стало во вражду к нам самим.
Лекция 6
Каждое свойство Свое Бог дал нам не для нашего праздного любопытства, и не мы сами наделяем Бога этими свойствами. Каждое свойство Божие находит отражение в нашей природе как в образе Божием. Вечность соответствует бесконечности нашей жизни, благость Божия обязывает нас к любви к Богу и ближнему своему и многому другому, что определяет наше бытие. Поэтому эти свойства чрезвычайно важны.
Свойства Божий мы узнаем из прямых слов Господа или Духа Святаго через пророков. Надо знать, о чем эти свойства говорят. Они определяются некоторым единым действием Бога в этом мире, поэтому в Самом Боге эти свойства неразличимы. Это точно также как луч света — он един, но в нем мы можем находить разные оттенки, скажем, сияние луча, давление на поверхность, на которую он падает, электромагнитные свойства. Из этого луча света мы можем много что получить, причем в разных областях. То же самое происходит и со свойствами Божиими. Если они неразличимы в самом существе Божием, как мы не различаем и само существо Божие, то до нас доходит некоторое единое свойство Божие. В действиях Божиих проявляются Его свойства. Все свойства, которые мы перечисляем, все связаны друг с другом. Более того, тот порядок, в котором они изложены в Катихизисе, нельзя изменить: каждое следующее свойство определяется предыдущими свойствами и что-то вносит новое.
Всеведение Божие
Существо, обладающее вечностью и благостью, не может не обладать всеведением. Апостол Иоанн говорит: "Более есть Бог сердца нашаго, и весть Вся" (Ин. 30, 20), т. е. Бог больше сердца нашего и знает все, даже то, о чем не говорит наша совесть. Апостол Павел восклицает: "О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко не испытани судове Его (как непостижимы судьбы Его) и неиследимы путие Его" (Рим, 11, 3).