Необходимость и важность для нас Священного Предания

Из Катихизиса: «Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: "...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2 Фее. 2, 15)». Он говорит равно как о Свщ. Предании, так и Свщ. Писании. Необходимо все помнить и из Предания, и из Писания, которые между собой согласны. Апостол Павел хвалит коринфян за то, что они держатся предания, не искажают его и не дополняют своими измышлениями: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам" (1 Кор. 11, 2).
Интересно, что ап. Павел говорит о том, что муж не должен покрывать голову во время молитвы: "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову" (1 Кор. 11, 4). У иудеев, наоборот, во время молитвы покрывается голова. Апостол Павел не зря на это указывает: он указывает, что благоговейное поведение во время молитвы уже известно; что просто так на ходу молиться не следует, что во время молитвы необходимо предстояние перед Богом. Это известный факт, а вот в дополнение к этому он разъясняет, что предыдущий иудейский обычай для христиан не подходит.
Обличает апостол и беспорядки, которые происходят в церкви. Действительно, если бы с самого начала апостолы не научали, каким образом держаться в Церкви, то эти слова были бы излишними. Но поскольку такие беспорядки были, возник этот вопрос. Речь идет о поведении на первых вечерах любви (агапах), которые позже были даже отменены. Апостол говорит: "Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию...?" (1 Кор. 11, 22). Мы тоже чувствуем, что когда в церкви ходят, разговаривают, то это какое-то нарушение, возникает тревога в душе — в святом месте необходимо сохранять глубочайшее благоговение.
Необходимо, чтобы было предание о святости Церкви. Особое внимание уделяется Таинству Тела, и Крови Христовой: "...я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1 Кор. 11, 23). Апостол Павел всегда особо отмечает, что он получил от Самого Господа. На то же, что он пишет от себя, он всегда указывает отдельно, как на свое мнение.
О важности устного предания наравне с письменным говорится в 2 Тим. 2, 1-2: "...укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить". У евангелиста Иоанна: "Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21, 22).
Приведу цитату из свт. Филарета митрополита Московского: "Вот вместе и учение для разумения, и учение для исполнения, и заповедь о преданиях, и введение в познание преданий... Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и Священного Писания, и Священных Преданий. Предания и Богодухновенное писание стоят у него рядом. Он требует от нас не меньшего внимания и ревность к преданиям, как и к Богодухновенному писанию. Нужно ли более сего для удостоверения о важности преданий и для побуждения к верному соблюдению оных? Под именем апостольского предания могут выдавать предания ложные, могущие послужить лишь к осуждению, как у книжников и фарисеев". Здесь святитель делает ссылку на (Мф. 7, 8) в обличение того, что фарисеи заменяют Священное Предание преданием своих старцев.
«Спросят, может быть, как же это предохранять себя от осуждений, как испытать предание и отличить несомнительное? Надежнейшее для сего и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня: "Испытай предание посредством Слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит Слову Божию, если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией, то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты всуе, между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя"». Другое правило опирается на слова из 1 Тим. 3, 15, где говорится о Церкви как о "столпе и утверждении истины".
Святитель пишет: "Если Церковь есть столп и утверждение истины, то ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть верное хранилище. Приемля предание от единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви, стойте в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, держите оное, с упованием благоугодить Богу". Апостол поучает (Евр. 10, 23-25): "Да держим исповедание упования неуклонно... не оставляющие собрания своего..." То есть собрание Вселенской Православной Церкви — это уже есть некий обычай. Дальше Митрополит говорит об использовании этого правила: "Примечайте, братие, что еще в апостольские времена были некие, имевшие обычай оставлять собрание Вселенския Церкви; не дивитесь, если и ныне встречаете неких, имеющих сей несчастный обычай. А если такие люди станут предлагать вам свое предание, то можете знать предварительно, что люди, оставившие Церковь — столп и утверждение истины, конечно, предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или, по крайней мере, краденое и неблагословенное. И, конечно, ложное не спасает; поврежденное не исцелит; краденое не обогатит; неблагословенное не принесет благословения" (эта речь издана у нас: "Слова и речи", ч. 2, с. 399-404).
Приведу цитату из св. Василия Великого: "Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольскаго предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных". Эта цитата из Правила 91, о Св. Духе, гл. 27.
Цитата из св. Иоанна Златоуста (толкование на 2 Послание к Фес.): "Не все предали Апостолы через послание, а многое также без писания, но то и другое равно достойно веры. Посему мы считаем достоверным и Предание; Предание есть — ничего более не ищи".





Наши рекомендации