Необходимость священного предания.

Автор: Виталий Питанов Понимание роли Священного Предания является очень важным для любого, кто честно хочет разобраться, что такое Православная Церковь, так как им пронизана вся жизнь православного христианина. В Православной Церкви есть два вероучительных источника: Священное Писание и Священное Предание. При этом Священное Предание предшествует Священному Писанию. От Адама до Моисея не было Писания, Иисус Христос учил словом и примером, а не книгой. Так же учили апостолы: "…и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2 Тим. 2:2). Что такое Священное Предание? Апостол Павел учил, что предание - это все вероучение Церкви1: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2:15). Фактически Священное Предание - это все, что Бог даровал христианам в своем Откровении. Носительницей и Хранительницей Священного Предания является Церковь. Священное Предание включает: 1) древние Символы Веры первых веков христианства; 2) правила святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов; 3) чинопоследования древних литургий и акты, написанные в судах о страданиях древнейших святых мучеников за Христа; 4) древние церковные истории; 5) творения святых отцов и учителей Церкви; 6) наконец, всю древнюю церковную практику: праздники, посты, устройство храма, священнодействия и т.д. 2 Сразу же необходимо отметить, что Священное Предание ни в чем не может противоречить Священному Писанию, но при этом само Священное Писание без Священного Предания будет непонятно. Об этом прекрасно сказано в самой Библии: "…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (выделено нами. - В.П.)" (2 Пет. 3:15-16). Священное Предание позволяет правильно понимать Библию, без него Библия превращается в "цитатник", с помощью которого сектанты оправдывают любую свою глупость, выдавая ее за "откровение Божие". Без Священного Предания изучение Библии просто опасно: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (Евр. 4:12). К тому же, как учил Иисус Христос, не каждому дано знать тайны Царствия Небесного: "...вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13:11). Дары же Святого Духа в Церкви различны (см. 1 Кор. 12:4), одним Бог дает понимание Библии другим - нет, и первые помогают вторым. Само Священное Писание нигде не говорит о том, что оно является единственным источником вероучения, но часто свидетельствует о необходимости желающим стать христианами обратиться за помощью к тем, кто умеет толковать Священное Писание, опираясь на Священное Предание. Например, в Библии мы читаем: "Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним" (Деян. 8:30-31). Как видим, вельможе Эфиопской царицы требуется помощь, само Священное Писание без толкования ему непонятно. То, что смысл Священного Писания может оставаться недоступен человеку, следует и из следующего стиха Библии: "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их" (2 Кор. 3:14-15). Является ли время критерием истинности предания, на основании которого мы можем считать его Священным? Нет! Библия учит: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5:21). Священное Предание является Откровением Божиим, если же в него хотят включить какое-либо предание, которое противоречит Священному Писанию, то, несмотря на продолжительность своего существования, авторитетным оно не будет: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1:8-9). Любое предание, противоречащее Священному Писанию, становится преданием человеческим, которого надо избегать: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). Критерием истинности Священного Предания, предлагаемым Церковью, помимо соответствия Священному Писанию3, является также выражение Преданием общей веры Церкви, т.е. истинным считается только то Предание, содержание которого везде, всегда и для всех являлось предметом веры. Сам текст Нового Завета основан на Священном Предании. Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла было написано только в 51 году4, последняя книга Нового Завета, Евангелие от Иоанна, была создана около 95 года5. Если отвергнуть Священное Предание, то из этого следует, что христиане от Вознесения Христа до формирования канона Нового Завета, не читали ничего, кроме Ветхого Завета. На основании чего тогда был создан Новый Завет? Священное Предание - обязательный авторитет для всякого человека, признающего свидетельства Священного Писания: "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе" (2 Тим. 1:13). Чем обычно обосновывают утверждение, что одного Священного Писания достаточно для спасения? Часто приводится следующий стих из Библии: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:15-17). Во-первых, этот стих не запрещает Священное Предание. Во-вторых, какое Священное Писание здесь имеет в виду апостол Павел? Во всяком случае, не Новый Завет, потому что, когда Тимофей был ребенком, той книги, которую мы сейчас имеем в виду, говоря о Новом Завете, еще не существовало6. Если понимать смысл этого стиха буквально, то из него логически следует вывод, что читать нужно только Ветхий Завет, потому что даже это послание ап. Павла в момент его получения Тимофеем, не являлось частью канона Нового Завета, а было обыкновенным письмом. Ведь многие части Нового Завета к тому времени еще не были написаны. Любому, кто утверждает, что Священного Писания достаточно и Священное Предание нужно отринуть, задайте ряд вопросов: почему, если это так, они распространяют другие книги, помимо Библии? Разве нужны комментарии к Библии, если она и так понятна любому? Почему вероучения всех, кто отвергает Священное Предание, столь значительно отличаются друг от друга? Если Библия - это все, что нам нужно, почему в ней не излагается многое, требующееся для христианской жизни? Например, почти ничего не говорится о богослужении. Тот, кто отвергнет Священное Предание, сразу же сталкивается с большой проблемой - проблемой толкования Библии. Один из ответов на этот вопрос звучит так: "Библия говорит то, что имеет в виду, и имеет в виду то, что говорит"7. Если это так, задайте следующий вопрос: в Библии сказано: "И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая" (1 Кор. 11:5). Надо ли этот стих понимать буквально, в том смысле, что любая женщина должна находиться в храме с покрытой головой? Если да, то почему большинство сектанток этого не делает? В Библии есть много мест, которые сектанты не толкуют в буквальном смысле. Следующий популярный подход к толкованию Священного Писания гласит: непонятные места объясняй, опираясь на понятные8. Из этого принципа следует, что все возникающие при изучении Библии недоумения можно разрешить, если в Библии найти место, где о том же вопросе сказано более понятно. На практике такой подход ущербен, прежде всего потому, что вызывает вопрос: какие места Библии считать понятными, а какие нет? Последователи различных оккультных течений выдвигают идею так называемого эзотерического толкования Священного Писания. При этом они полагаются в своем толковании на внутреннее "просветление"9, которое якобы открывает им истинный смысл Священного Писания. Как видим, эзотерики не допускают и мысли, что за их "просветлением" может стоять не Бог, а дьявол. В самом Священном Писании мы находим повествование о том, как сатана, искушая Иисуса Христа, цитировал Священное Писание (см. Мф.4:1-11). К тому же, многообразие толкований одних и тех же стихов Библии разными эзотериками показывает всю несостоятельность их подхода. Чрезвычайно распространенная в наше время секта "Свидетели Иеговы" выдвигает следующие аргументы против Священного Предания: "Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: "...зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" (Мф. 15:3); и еще: "...вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15:6-7). Вы, православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев (Мк. 7:5), "уча учениям, заповедям человеческим""10. В этих стихах Библии говорится о преданиях "старцев" и преданиях "человеческих", которые существовали во времена жизни Христа и противоречили Священному Писанию. Иисус Христос об этом говорит прямо: "…вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…" (Мк. 7:8). Фарисеи устранили своим преданием Божии заповеди (см. Мк. 7:13), в то время, как Священное Предание Православной Церкви ни в чем не может противоречить Священному Писанию. В послании апостола Павла читаем: "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас…" (2 Фес. 2:15). © Питанов В.Ю. Литература 1 Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.31. 2 Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. Изд. св. Кирилла и Мефодия. М., 2001. С.16-17. 3 О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.50. 4 Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель. Жизнь с Богом. 1982. С.484. 5 Там же. С.486. 6 Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского. 2000. С.18. 7 Там же. С.40. 8 Там же. С.42. 9 Рон Роудз. Эзотерика и толкование Библии. С-083. Центр Апологетических Исследований. С.4., http://www.ApolResearch.org 10 Священник Олег Стеняев. Диспут со "Свидетелями Иеговы". Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадского. М., 2003. С.23.




Наши рекомендации