Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания.

Антихрист, с одной стороны – противник Христа, с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, антихрист – всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа. В строгом смысле слова, антихрист – определенное лицо.

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского, будет являться потомком Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! (Быт.49:17-18).

Мнение, что антихрист будет воплощением сатаны – ложное. «Не сам диавол сделается человеком, подобно вочеловечению Господа, – да не будет, – но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в него». (преп.Иоанн Дамаскин).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666».

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь (2Сол.2:7). «Удерживающий» – можно понимать и как некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа.

Брань антихриста с царством Христовым.

«Антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» – преп. Иоанн Дамаскин. Антихрист будет бороться против всех религий и предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет – богохульство. Антихрист усвоит себе божественное достоинство и потребует божеского поклонения и служения.

Сатана даст антихристу силу свою и престол свой и великую власть (Откр.13:2). Скорее всего, власть антихриста будет единоличная, возможно царская, потому что и власть сатаны по своему существу имеет монархический характер. Царствование антихриста будет всемирным.

Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения (2Сол.2:10).

Согласно пророчествам Даниила, Апокалипсиса – продолжительность царствования антихриста – три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь. По Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся. Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: антихрист будет воевать со святыми и победит. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием.

Второе пришествие Христово, его действительность и образ

Второе пришествие – греч. παρουσία (парусия), латин. adventus.

Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его первого пришествия на Землю, будет со славою и величием. Выражение «во славе» – означает «окруженный особым сиянием». В день Второго пришествия явится знамение Сына Человеческого на небе (крест). Явление Спасителя будет видимым, в человеческой плоти. Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с созыванием войска звуком трубы или возвещением юбилейного года. Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным.

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно: верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних – кто не суть Христовы, – пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому в этот момент восплачутся все племена земные...

Воскресение мертвых

5.1. Действительность воскресения мертвых.Истина воскресения из мертвых была известна еще в Церкви ветхозаветной (Исаия, Даниил, Иезекииль). В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5:25). У ап. Павла говорится: ...ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... (1Кор.15:16-17), для ап. Павла Воскресение Христово – это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых.Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер. Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. При этом воскресение всех умерших совершится одновременно.

5.3. Изменение живых при воскресении мертвых.Что касается тех людей, «которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные».

5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих.После воскресения тела «будут существенно те же, какие были соединены с известными душами в продолжение настоящей жизни».

5.5. Свойства воскресших тел.Воскресшие тела будут: а) нетленными, б) славными (светоносными), в) сильными, г) духовными.

Всеобщий суд

6.1. Действительность всеобщего суда.Обусловлена тем, что частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является окончательным – для некоторых грешников сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви. Т.о. в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный.

6.2. Образ и содержание всеобщего суда.Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос. В осуществлении суда будут участвовать также: а) ангелы, б) апостолы, в) вообще святые. Последний суд будет носить всеобщий характер. В качестве подсудимых на этом суде будут выступать: а) все люди, б) падшие ангелы. Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: 1) над христианами, святыми, 2) над нехристианами и падшими ангелами. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, б) слова, в) намерения сердечные. Суд совершится по всей правде Божией, т.е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого и с учетом внешних условий его жизни, ибо нет лицеприятия у Бога. Приговор будет приведен в исполнение ангелами. Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер.

Наши рекомендации