III. Борьба Церкви с гностицизмом.
Во II веке Церковь приняла бой не только от языческого правительства, языческого общества и современной философии, – она вступила в борьбу с не менее опасным противником, который грозил христианству разложением изнутри. Этим противником был гностицизм или «лжеименное знание».
Н. И. Сагарда наглядно изображает исторические условия, в которых зародился гностицизм. «В великом религиозном брожении времени отличительною особенностью была склонность в различных мифологических формах
религии отыскивать одинаковые религиозные идеи, синкретически смешивать их и, при этом, уделять преимущественное внимание восточным культам. Вследствие этого фантастический мир идей Востока всё более переносился на запад и вплетался в общее умственное движение того времени. В этом ре-лигиозном брожении христианство с его учением об Искуплении мира должно было занять важное место, привлекая к себе оригинальностью содержания и требованием для себя абсолютного значения; оно смешивалось с различными религиозными воззрениями, преобразовывало их, но само терпело существенные искажения» [4, 469].
Самым значительным антигностиком II столетия является св. Ириней Лионский. Богословская наука много обязана трудам св. Иринея, его даже считают основоположником христианской догматики [6, 103]. Вот что пишет о характере богословия святого Иринея Лионского профессор А. Спасский: «Противник всякой спекуляции, решительно отстраняв-
ший от себя все метафизические проблемы, он (св. Ириней) является позитивистом и традиционалистом в области теологии, опирается на рассказы старцев, св. Писание и предание и во главе своего полемического труда против гностиков ставит символ веры, требуя от своих читателей безусловного пос-лушания словам св. Писания. Непримиримый враг гностицизма, он всё-таки многому научился от него, и его теология в тех особенностях, в каких она отличается от апологетов, определилась его полемикой с гносисом» [7, 14].
Рассмотрим основные пункты богословия св. Иринея Лионского.
Безусловно, в учении о Святой Троице св. Ириней превосходит апологетов. «Часто и настойчиво утверждая единство Божие против гностиков, святой Ириней не менее ясно учит и о троичности Лиц» [4, 505]. Хотя профессор А. Спасский считает: «Как ни важны те поправки, которые внёс святой Ириней в учение апологетов, он во многих отношениях остаётся ещё учеником и продолжателем их дела… Того субординационизма, который сос-тавлял недостаток учения апологетов, Иринею не удалось преодолеть» [7, 28-29].
Характер учения о Боге св. Иринея также обусловлен полемикой с гнос-тиками. «Гностики, исходя из слишком отвлеченного представления о трансцендентности Бога, приписывали миротворение особому низшему божеству
и свойства Божии превращали в посредствующие божественные существа — эоны. В противоположность гностикам, св. Ириней учит: 1) о единстве Бога и Творца, 2) о свойствах Божества как Его проявлениях» [6, 114].
Христология св. Иринея Лионского оказала сильное влияние на последующую богословскую мысль. Выдвинутая им на первый план мысль о полном Божестве, открывшемся людям во Христе, стала исходной точкой в борьбе св. Афанасия Александрийского с учением Ария о тварной природе Сына Божия [7, 27].
О Христе святой Ириней говорит преимущественно в контексте домостроительства нашего спасения. Он исповедует во Христе два естества при единстве Лица, исходя из того, что Искупитель и Посредник между Богом и людьми должен быть и Богом и человеком.
Сотериология св. Иринея Лионского, как было отмечено выше, теснейшим образом переплетается с христологией. «Центральным пунктом в учении Иринея о Христе, как восстановителе первоначального общения и единения Бога и человека, является мысль о Нём, как втором Адаме, заимствованная у ап. Павла, но развитая им в совершенно оригинальном смысле. Христос был второй Адам, воспроизведший в себе все подробности жизни первого Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и ставший как бы итогом всей прошлой истории человечества. Он возглавил в Своей человеческой природе всех людей» [там же, 20].
IV. Возникновение научного богословия.
Работа богословской мысли по внутренним церковным вопросам спо-собствовала возникновению церковной богословской науки, основной целью которой являлась систематизация христианского учения. Постепенно стали обозначаться различные направления в богословии, которые объединяли це-лые группы церковных писателей.