О запрещении нововведений и (изобретения) новшеств
Аллах Всевышний сказал: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?»[1266]
А также: «Мы ничего не упустили в Писании»[1267].
А также: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику»[1268].
А также: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[1269].
А также: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"»[1270].
И известно много других аятов, относящихся к этой главе.
Что же касается хадисов, то их существует великое множество и они хорошо известны, а мы ограничимся некоторыми из них.
Нововведение (бид’а) — любое убеждение, слово или дело, которым человек пытается поклоняться Аллаху, хотя оно не пришло в шариате. Кто поклоняется Аллаху так, как не узаконил Аллах, тот является нововведенцем.
Следует знать, что человек, совершающий нововведения, впадает во многие нехорошие вещи:
Во-первых, нововведение, придуманное человеком, является заблуждением, ибо на это указали и Коран, и Сунна. Ведь, истиной является только то, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?»[1271]Это – доказательство из Корана! А доводом из сунны являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждое нововведение является заблуждением»[1272].
Во-вторых, человек, совершающий нововведение, выходит из следования сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"»[1273].
Тот, кто внес новшество и поклоняется посредством него Аллаху, выходит из следования сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не узаконил такое поклонение.
В-третьих, человек, совершающий нововведение, не выполняет в полной мере то, чем его обязывает свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха. Ведь, человек, который истинно выполняет то, чем его обязывает свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, никогда не будет выходить за рамки того поклонения, которое узаконено посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Такой человек во всем следует шариату Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не впадая в излишество или упущение.
В-четвертых, нововведение – это оскорбление Ислама! Ведь, человек, внесший нововведение, как будто бы указывает на то, что шариат неполноценен, и он, внося нововведение, как будто бы пытается улучшить этот неполноценный шариат. А, ведь, Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[1274].
Поэтому, человек, который совершает нововведение нужно сказать: ″Неужели ты пытаешься принести новый шариат, хотя наш шариат уже совершенен?″ Это – оскорбление Ислама таким поведением. Почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не внес в религию такое поклонение?! Почему сподвижники не внесли в религию то поклонение, которое внес ты?! Неужели ты более знающ, чем они?!
В-пятых, нововведение содержит в себе оскорбление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, человек, совершающий нововведение, думает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо не знал об этом поклонении, иначе говоря, был невеждой, либо он знал об этом поклонении, но скрыл его, иначе говоря, скрыл часть религии. А, ведь, такое убеждение крайне опасно!
В-шестых, нововведение разделяет исламскую общину. Если разрешить людям выдумывать различные поклонения, то один выдумает одно поклонение, второй – другое, третий – еще какое-нибудь, что и происходит в наши дни. И исламская община стала такой, как сказал Аллах Всевышний: «Каждая секта радуется тому, что имеет»[1275]. Каждая секта говорит: ″Истина с нами, а все остальные заблудились″. А, ведь, Аллах Всевышний сказал Своему посланнику: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали. Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо»[1276].
Каждый человек будет вносить своё нововведение и община разделится. Каждый человек будет говорить, что истина с ним, а все остальные заблудились.
В пример можно привести тех, кто придумал такой праздник, как день рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они начали отмечать этот праздник 12-го числа месяца Раби’ аль-Аууаль. А знаете ли вы, что они говорят тем, кто не совершает этого нововведения?! Они говорят: ″Вы ненавидите пророка и испытываете к нему неприязнь, поэтому вы не радуетесь его дню рождения и не отмечаете его″. То есть, вот так нововведенцы начинают обвинять последователей истины в заблуждении.
Хотя на самом деле ненавидит посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, именно тот, кто вносит в религию новшества, даже если он и заявляет о своей любви к нему. Этот нововведенец вносит в религию то, чего не узаконил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для своей общины, а значит, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, либо не знал об этом поклонении, либо намеренно скрыл его.
В-седьмых, когда распространяется нововведение, исчезает сунна. Именно поэтому, некоторые саляфы говорили: «Какое бы нововведение не внесли люди, обязательно из-за этого нововведения исчезает такое же количество сунны». Некоторые люди придумывают нововведения с благими намерениями. Их намерение является благим, но само дело остается скверным. То есть, даже если намерение прекрасное, дело от этого не становится благим.
В-восьмых, нововведенец не судит в соответствии с Кораном и Сунной, а возвращается за судом к своим страстям. А, ведь, Аллах Всевышний сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день»[1277].
«…то обратитесь с этим к Аллаху…»— то есть: обратитесь с этим к Книге Аллаха Всевышнего.
«…и посланнику…»— то есть: обратитесь с этим к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни, а после его смерти — к его сунне.
169 ― Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то введет в наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто»[1278].
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»
Что касается этого хадиса от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, то это – половина знания. Ведь, деяния делятся на два вида: внутренние и внешние. Что касается внутренних деяний, то мерилом в них является хадис со слов ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)»[1279]. Мерилом же внешних деяний является этот хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сказано: «Если кто-то введет в наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто»[1280].
«…в наше дело…» ― то есть: в нашу религию и наш шариат.
В этом хадисе ясное указание на то, что поклонение, которое неизвестно в религии Аллаха, будет отвергнуто. Исходя из этого, мы осознаем необходимость приобретения знаний.
Если деяние будет отвергнутым, значит, человеку запрещено поклоняться Аллаху посредством такого деяния. Если человек будет поклоняться Аллаху таким поклонением, которым Аллах недоволен, таким поклонением, которое Аллах не узаконил для Своих рабов, то он станет подобным тому, кто издевается над Аллахом. Пусть Аллах убережет нас от подобного!
Некоторые ученые даже сказали: ″Если человек намеренно совершает намаз без омовения, он выходит из Ислама, так как таким поступком он издевается над религией″. Конечно, это не касается того, кто совершает намаз без омовения по забывчивости, так как этот человек не совершает греха, и должен просто совершить намаз заново уже в состоянии омовения.
170 ― Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился громким и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает других о приближении (вражеской) армии словами: “Враг придёт к вам утром!”, - или: “Враг придёт к вам вечером!” И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Я был направлен (к людям) в то время, когда Час этот стал близок (к ним) как (близки) два этих!”, - соединяя между собой указательный и средний пальцы. И он говорил: “А затем, поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство - это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшими из дел являются дела новоизобретённые, и всякое нововведение есть заблуждение!” И он говорил также: “Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье, тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)!”»[1281].
«Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с проповедями…» ― речь идет о проповедях в пятничный день.
«…глаза его краснели, голос становился громким и он гневался…» ― он поступал так, ибо это сильнее влияет на тех, кто слушает. Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спокойным и мягким человеком, но именно во время проповедей нужно было обращаться к людям иначе. Проповедь должна привести сердца в движение, должна повлиять на людские души, поэтому нужно правильно выбрать тему и правильно её донести.
«А затем, поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство - это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшими из дел являются дела новоизобретённые, и всякое нововведение есть заблуждение!»― об этих словах мы уже говорили до этого.
«Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа…»― как сказал Всевышний Господь: «Пророк ближе к верующим, чем они сами»[1282].Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был по отношению к верующим сострадательным и милосердным.
«…и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье…»― то есть, имущество умершего человека делится между членами его семьи сообразно тому, как это установлено в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
«…тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)»― то есть: я стану их попечителем и отдам их долги. И это было уже после того, как Аллах Всевышний даровал ему такую возможность.
Однако до этого возможности отдавать долги не было, поэтому, когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приносили мертвого, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил над ним заупокойную молитву, он спрашивал: “Остались ли у него долги?” Если люди отвечали: ″Да!″, и долг было нечем уплатить, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал заупокойную молитву.
Однажды, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одного человека из числа ансаров, чтобы совершить над ним заупокойную молитву. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Да, три динара”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Помолитесь вы сами за своего товарища”. Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил за него заупокойную молитву[1283].
В этом указание на опасность долгов и на то, что не следует влезать в долги, если только нет крайней необходимости в деньгах. Не надо брать в долг, чтобы жениться, построить дом или сделать в квартире ремонт. Это – глупость! Аллах Всевышний сказал: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости»[1284].И если это касается даже женитьбы, то что же тогда сказать о менее значимых вещах?!
Многие невежды сегодня берут в долг, чтобы купить себе дорогую мебель, или, например, поставить ворота, которые открываются автоматически. Сами они являются бедными, но берут всё это в рассрочку и влезают в долги. Остерегайся того, чтобы влезать в долги, иначе погибнешь! Берите в долг только тогда, когда есть крайняя необходимость. Но, если ты можешь обойтись без долга, то не бери его.
باب فيمن سن سنة حسنة أو سيئة
19-ая глава
О положившем начало хорошему или дурному примеру
Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"»[1285].
А также: «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь»[1286].
Автор, да помилует его Аллах, привел эту главу, чтобы указать на то, что человек, сделавший какое-то хорошее дело, получит награду за то, что сделал его сам, и получит также награду тех, кто за ним последовал вплоть до Судного Дня.
Мы уже говорили, что исламская религия, хвала Аллаху, является совершенной. Она не нуждается в том, чтобы ее усовершенствовали, не нуждается в нововведениях. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[1287].
Затем автор, да помилует его Аллах, привел в качестве доказательства два аята.
Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"»[1288].
Это – мольба, с которой обращаются к Милостивому Его рабы. Аллах Всевышний описывает их в суре ”аль-Фуркъан” (№ 25), начиная с 63-го аята, и до 74-го.
«Даруй нам отраду глаз в наших супругах…»― то есть: сделай так, чтобы, смотря на наших супругов, мы радовались.
«…и потомках…»― речь идет о таких потомках, которые будут слушаться тебя, когда ты что-то приказываешь или запрещаешь, будут постоянно тебя радовать, будут праведными. Такие потомки будут отрадой глаз для богобоязненных.
«…и сделай нас образцом для богобоязненных»― автор, да помилует его Аллах, привел этот аят в данной главе именно из-за этих слов.
«…и сделай нас образцом для богобоязненных»― то есть: сделай нас предводителями для богобоязненных так, чтобы эти богобоязненные следовали за нами в наших речах и в наших делах. Особенно это касается обладателей знания, ибо люди следует за ними во всем.
А также: «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь»[1289].
Речь идет об ученых, которые ведут людей, указывая им на религию Аллаха.
Хорошо было бы, если бы автор привел и другой аят, в котором разъясняются причины, по которым человек становится предводителем в религии. Аллах Всевышний говорит: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения»[1290].
«…они были терпеливы…»― то есть: они терпели, выполняя приказы Аллаха; они терпели, сторонясь того, что Он запретил; они терпеливо переносили всё то, что предопределил им Аллах.
«…и убежденно верили в Наши знамения»― то есть: были твердо убеждены во всем, что сообщил Аллах. Они были твердо убеждены в том, что им будет дарована награда за выполнение того, что Аллах приказал, и оставление того, что Он запретил. Они были твердо убеждены в том, что им будет дарована награда за призыв к Аллаху, за призыв к одобряемому и за порицание порицаемого. То есть, они были твердо убеждены в том, что получат награду за всё благое, что совершали. Это – момент, на который следует обратить внимание. Дело в том, что, совершая благие деяния, мы должны быть твердо убеждены в награде, обещанной за них. Многие люди совершают деяния, совершают намаз, соблюдают пост, раздают милостыню, ибо всё это приказано Аллахом. Это, без сомнения, прекрасно! Но помимо этого, совершая деяния, нужно еще и надеяться на награду Аллаха, и бояться Его наказания.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, извлек из этого аята прекрасную пользу, сказав:
( بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين )
«Посредством терпения и убежденности достигается предводительство в религии».
Он сделал этот вывод, исходя из слов Всевышнего: «…поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения».
أسأل الله أن يجعلني وإياكم أئمة في دين الله ، هداة لعباد الله مهتدين ، إنه جواد كريم
171 ― Сообщается, что Абу ‘Амр Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к нему пришли нагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменился в лице и зашёл (к себе домой), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялу, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: “О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха (именем) которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей, ведь, поистине, Аллах - Наблюдающий за вами!”[1291] А затем (он прочитал) ещё один аят из числа последних аятов суры “аль-Хашр”, (сказав): “О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня”[1292], - (после чего призвал): “Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников”, - (и он продолжал перечислять) пока не сказал: “ … или хотя бы половинку финика”. И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи, одну из которых составляла собой еда, а другую - одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло будто позолоченное и он сказал: “Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!”»[1293].
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе…» ― то есть: тот, кто начнет первым действовать в соответствии с сунной, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этой сунны после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту.
Здесь не имеется в виду человек, который внесет нововведение, ибо нововведение все равно будет отвергнуто. Нововведение не бывает хорошим.
Поэтому, исходя из хадиса, могут быть несколько ситуаций:
1 ― Человек положит начало дурному обычаю.
То есть, внесет в религию нововведение (бид’а). Нововведение всегда является скверным, даже если тот, кто внес его, считает нововведение хорошим. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое нововведение является заблуждением»[1294].
2 ― Человек положит начало хорошему обычаю.
Во-первых, может быть такое, что человек может начать действовать в соответствии с сунной, которую в его время уже перестали совершать. Например, ночное стояние в намазе в месяц Рамадан за имамом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил для своей общины такое стояние, но затем перестал совершать его с коллективом, боясь, что это станет обязательным, а люди не смогут выдержать этого. Во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, ночной намаз в месяц Рамадан также не совершался коллективно. Затем ’Умар, да будет доволен им Аллах, решил собрать людей за единым имамом. Получается, что он положил начало хорошему обычаю в Исламе, то есть, оживил сунну, которая была оставлена.
Во-вторых, могло быть и такое, что пророком, да благословит его Аллах и приветствует, была узаконена какая-нибудь сунна, и кто-то из сподвижников совершил ее первым, опередив остальных, а остальные последовали за его примером. В таком случае, он получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этой сунны после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. О подобном случае сообщается и в нашем хадисе, когда один сподвижников первым принес милостыню, а остальные последовали за ним.
За этот хадис зацепились люди, которые вносят в религию Аллаха то, что не имеет к ней отношения. Они придумывают разные ″зикры″ и молитвы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они говорят: ″Это – хороший обычай, о котором сказано в этом хадисе″. Но мы скажем: ″Нет, всякое нововведение является заблуждением, всякое нововведение является скверным″. А что имеется в виду в хадисе под хорошим обычаем, мы уже разъяснили выше.
В этом хадисе побуждение к совершению таких сунн, которые оставлены и забыты. Поистине, тому, кто оживит их, будет записана награда за это, а также награда всех тех, кто совершит это сунну, последовав за ним.
Но в хадисе также содержится угроза в адрес тех, кто положил начало дурным обычаям. Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!
172 ― Передается от ибн Мас’уда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он»[1295].
باب في الدلالة على خير والدعاء إلى هدى أو ضلالة
20-ая глава