О неуклонном совершении праведных дел и недопущении послаблений в том, что касается этого
Аллах Всевышний сказал: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени?»[1138]
А также: «Мы отправили Ису, сына Марьям, и даровали ему Евангелие. В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого. Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха. Но они не соблюли этого должным образом»[1139].
А также: «Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити»[1140].
А также: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе»[1141].
В предыдущей главе автор книги указал на то, что человеку не следует взваливать на свою душу то, что ее отяготит. Автор указал на то, что человеку следует следовать за руководством пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А после этого следует глава о неуклонном совершении праведных деяний. Ведь, часто бывает так, что человек активно стремится к благому, старается совершать праведные поступки какое-то время, а затем устает и все становится иначе. Особенно часто это встречается среди молодежи. У молодежи часто бывают сильные порывы к совершению праведных деяний, а затем это резко сменяется отступлением назад. В большинстве случаев молодые люди строят свои поступки на эмоциях, а не на здравом смысле. Поэтому, ты можешь увидеть человека, который вдруг усиленно начинает поклоняться Аллаху, а затем устает, его одолевает лень и он отходит назад. По этой причине автор, да помилует его Аллах, обращает внимание на то, что человеку нужно оберегать свои праведные деяния. Если человек оберегает свои праведные деяния, значит он стремится к благу. Поистине, самыми любимыми деяниями для Аллаха являются те, которые совершаются постоянно, даже если их мало.
Аллах Всевышний сказал: «Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити»[1142].
Речь идет о женщине, которая пряла свою пряжу и уже скрепила нити, но затем распустила их так, что не осталось ничего. Точно также некоторые люди усиленно поклоняются Аллаху, увеличивают количество поклонения, но затем все меняется настолько, что от их поклонения ничего не остается.
Аллах Всевышний сказал: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени?»[1143]
А также: «Мы отправили Ису, сына Марьям, и даровали ему Евангелие. В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого. Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха. Но они не соблюли этого должным образом»[1144].
Эти аяты указывают на то, что человеку следует хранить свои деяния, нельзя давать волю лени, нельзя оставлять деяния. Ему следует постоянно быть на том, на чем он находится из праведных деяний.
153 ― Передается от ‘Умара бин аль-Хаттаба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто заснёт, не прочитав того, что он обычно читает ночью, или же части этого, но прочитает то же самое между утренней и полуденной молитвами, это будет записано так, будто он читал ночью»[1145].
Если человек обычно всегда совершает ночной добровольный намаз, но вдруг его проспал, то он может возместить его между утренним (фаджр) и обеденным (зухр) намазами. И это будет подобно тому, что он совершил этот намаз ночью. Отличие лишь в том, что ночью после добровольного намаза человек совершает молитву ″уитр″, состоящую из нечетного количества ракаатов, а если он возмещает этот намаз днем, то ″уитр″ совершается иначе. Днем к количеству ракаатов намаза ″уитр″ человек добавляет еще один ракаат, чтобы количество ракаатов стало четным. Например, если человек ночью совершает ″уитр″ в три ракаата, то при возмещении его днем, он должен совершить четыре ракаата. Доводом является хадис от ’Айшы, да будет доволен ею Аллах, в котором она сказала: «Если же он[1146] просыпал ночную молитву или не совершал её из-за болезни, то всегда совершал днём дополнительные молитвы, общее количество ракатов которых равнялось двенадцати»[1147].
В нашем хадисе сказано, что возмещать ночной добровольный намаз следует в промежутке между утренним (фаджр) и обеденным (зухр) намазами. Однако есть другие хадисы, которые указывают на то, что после утреннего намаза нельзя совершать другие намазы до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту копья. Следовательно, этот хадис общий, и он конкретизируется тем, на что мы указали. То есть, возмещать ночной добровольный намаз можно с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья и до обеденного намаза.
В хадисе содержится указание на то, что человеку следует постоянно совершать благие деяния. Если человек забыл что-то сделать, то ему следует возместить это при наличии возможности. Но бывают и такие виды поклонения, которые уже нельзя возместить. Например, у нас есть намаз, совершаемый при входе в мечеть, который называется ″тахийат аль-масджид″. Если человек вошел в мечеть, забыл совершить этот намаз, сел и прошло уже достаточное количество времени, то этот намаз не возмещается.
154 ― Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О ‘Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это”»[1148].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завещал ’Абдуллаху ибн ’Амру не уподобляться такому-то. Возможно, что сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намеренно не назвал имени этого человека. Возможно также и то, что имя этого человека не стал называть сам ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас, когда рассказывал этот хадис. Возможно также и то, что имя этого человека не стал называть какой-то передатчик, который передавал этот хадис уже в будущем.
Как бы там ни было, это указывает на то, что когда речь идет о проблеме, то важна сама проблема, а не определенный человек. Это – путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Когда он хотел что-то запретить, он не называл конкретных людей по именам. В таком поступке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержатся две огромные пользы:
Во-первых, он скрывал грех мусульманина.
Во-вторых, возможно такое, что человек изменится, и уже не будет заслуживать того, что о нем говорилось в прошлом. Поистине, сердца в Руке Аллаха! Поэтому в таких вопросах лучше скрывать имена конкретных людей.
«…который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это» ― в этих словах предостережение, обращенное к тому, кто делал праведные деяния, а затем оставил их. Это может указывать на то, что человек отвернулся от блага. В этом заключена огромная опасность. Исключением является тот случай, когда человек оставил что-то, имея уважительную причину. В таком случае ему следует возместить это деяние, если же возмещение невозможно, то, ведь, Аллах – Прощающий!
155 ― Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пропускал ночную молитву из-за болезни или по какой-нибудь иной причине, он всегда совершал днём (дополнительную) молитву в двенадцать рак’атов»[1149].
Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной добровольный намаз в 11 ракаатов. Если же он пропускал эту ночную молитву, то затем возмещал ее в начале дня, но уже совершал 12 ракаатов.
В этом хадисе очень важное указание: если человек пропустил такое поклонение, которое можно возместить, то его следует возместить.
باب الأمر بالمحافظة على السنة وآدابها
16-ая глава