Тысячью золотых щитов увенчанная.

ОБЪЯСНЕНИЕ

2. В двух предыдущих песнях воспела душа-супруга милости и величия своего Возлюбленного, Сына Божия. А в этой не только продолжает, но также поёт, во-первых, счастье и возвышенное состояние, в которое она поставлена, и, во-вторых, поручительство его; а в третьих – богатства даров и доблестей, которыми она одарена и к которым погоняется на брачном ложе своего Супруга, потому говорит о себе, как уже пребывающей в союзе с Богом, имея уже доблести в крепости; в четвёртых, что имеет уже совершенство в любви; в пятых, что имеет мир духовный исполненным, и что вся она обогащена и украшена дарами и доблестями, насколько возможно в сей жизни иметь их и радоваться им, о чём и молвит в стихах. Первое, стало быть, что воспевает, есть радость, которой радуется в союзе с Возлюбленным, говоря:

Наше ложе цветущее

3. Мы уже сказали, что это ложе души есть Супруг, Сын Божий, который есть цветник для души, ибо, будучи уже соединённой и расположившейся в Нём, фактической супругой, она получает грудь и любовь Возлюбленного, каковое есть сообщение ей мудрости и тайн, и милостей, и доблестей, и даров Бога, каковыми она столь приукрашена и богата, и полна радостей, что ей мнится, будто пребывает она на ложе разнообразных нежных цветов божественных, которые радуют её своим касанием и своим ароматом дают отдохновение. Из-за чего она собственно и называет это единение с Богом ложем цветущим, ибо так называет его супруга, беседуя с Супругом в Песнях, говоря: Lectulus noster floridus, то есть: Наше ложе цветущее (1,15). И зовёт его нашим, ибо самые доблести и самая любовь, должно разуметь, Любимого, суть уже обоюдны, и самая радость принадлежит обоим, в согласии с тем, что молвит Дух Святой в Притчах, а именно: Радости мои суть с сынами человеческими (8,31). Называет её также цветущей, ибо в этой стадии стали уже доблести в душе совершенны и героичны, каковое ещё не могло бы состояться, если бы ложе не стало цветущим в совершенном союзе с Богом. Итак, воспевает тут же второе в стихе следующем, говоря:

Пещерами львов связанная.

4. Разумея под пещерами львов доблести, коими обладает душа на этой стадии единения с Богом. Повод к сему тот, что пещеры львов наиболее безопасны и защищены ото всех прочих животных; ибо благодаря силе и крепости льва, который находится внутри, не только не осмеливаются войти, но даже не дерзают останавливаться возле неё. Так каждая доблесть, когда душа уже владеет ею в совершенстве, есть как пещера львов для неё, в коей обитает и помогает Супруг Христос, соединённый с душой в данной доблести и в каждой из остальных, как могучий лев. И та самая душа, соединённая с ним в тех самых доблестях, также подобна сильному льву, ибо воспринимает там свойства Бога. Итак, в этом случае душа так защищена и сильна в каждой из доблестей и во всех этих единениях возлежит на сём ложе цветущем единения с её Богом, что не только не отваживаются бесы нападать на эту душу, но не дерзают даже показаться ей, из-за великого страха перед ней, видя её столь возвеличенной, одушевлённой и укреплённой доблестями совершенными в постели Возлюбленного; потому что так боятся её соединённую в преображении союза, как Его самого, и не отваживаются даже взглянуть на неё.

5. Говорит также, что стала общей для них постель тех пещер доблестей, потому что на этой стадии таким способом стали закалёнными те доблести, и соединёнными и укреплёнными между собой, одни с другими, и пригнанными друг к другу в едином законченном совершенстве души, поддерживаемые одни другими, так что не осталось ни одной незащищённой или слабой части, - не только что бесу невмочь войти, но так что никакая вещь мирская, низкая или высокая, не может более побеспокоить или потревожить её, ни даже подвигнуть; потому что, ставши уже свободной ото всякого беспокойства со стороны страстей естественных, и чужда и совлечена мучений и разнообразия забот временных, так как здесь сталось, яко радуется в безопасности и успокоенности участия в Бозе. Сие есть то самое, чего желала супруга в Песнях, говоря: Кто бы дал мне тебя братом моим, чтобы сосал ты груди матери моей, так что встретивши тебя одного вовне, целовала бы тебя, и никто не упрекнул бы меня? (8,1). Сей поцелуй есть тот союз, о котором говорим, в котором приравнивается душа Богу через любовь. Которого посему желала она, говоря: кто даровал бы мне Возлюбленного, что был бы братом моим, каковое означает и творит равенство; и чтобы сосал бы груди матери моей, что означает поглотить все несовершенства и хотения её естества, которые имеет мать её Ева; и обретя его одного вовне, то есть соединившись с ним вовне всех вещей, совлечённая воли и вожделения ко всем им; итак, никто не упрекнул бы, а именно, никто не отважился бы, ни мир, ни плоть, ни бес; потому что, душу ставшую свободной и очищенной ото всех тех вещей и единой с Богом, ни один из них не может потревожить. Откуда следует, что душа в этой стадии уже радуется привычной нежности и покою, которые никогда не погубит, и в которых никогда не ощутит недостатка.

6. Однако, отдельно от этой привычной удовлетворённости и мира, таким образом обычно открываются и даруют свой аромат цветы доблестей сада, о котором говорим, что мнится душе, и так оно есть, что наполнена она усладами Божьими. И сказала, что обычно раскрываются цветы доблестей, пребывающих в душе, ибо, хотя душа полна доблестей в совершенстве, не всегда они присутствуют в акте радования души (хотя, как сказано, миру и успокоению, которые они творят, она обыкновенно радуется), посему можем сказать, что пребывают они в душе в сей жизни, как цветы в бутоне, скрытые в саду, каковые иной раз восхитительно видеть раскрытыми все, - причиняет таковое раскрытие Дух Святой, - и источающими восхитительный аромат и благоухание во множестве оттенков. Оттого случается, яко видит душа в себе: цветы горные, о которых мы сказали выше, каковые суть изобилие и величие, и красота Божьи; и меж них вставлены ирисы долин лесистых, кои суть беззаботность, отдохновение и защита; и туда же вставлены розы благоухающие островов странных, о которых мы сказали, как о странных понятиях Бога; и также атакует её запах белых лилий рек звучных, о которых говорили, как о величии Божьем, которое заполнило всю душу; и смешался с ними и соединился тонкий аромат жасмина шелеста ветерков любовных, которым также, мы сказали, радовалась душа на этой стадии; и, ни больше, ни меньше, все другие доблести и дары утишенного сознания, о которых мы говорили, и скрытая музыка и одиночество звучное, и вкусная и любовная вечеря. И так радуется он и чувствует иной раз в душе эти соединённые в букет цветы, что может с полной правотой сказать: Наша постель цветущая пещер львов соединённых. Счастлива душа, которая в сей жизни удостаивается вкушать иной раз аромат этих божественных цветов! И молвит, что сия постель также

В пурпуре расстелена.

7. Под пурпуром разумеется милосердие в божественном Писании, а одеты и пользуются им цари. Говорит душа, что сия постель цветущая расстелена в пурпуре, потому что все доблести, богатства и блага её поддерживаются и процветают, и радуются единственно в сердечности и любви Царя Небесного, без каковой любви не смогла бы душа радоваться сей постели и её цветам. Итак, все эти доблести пребывают в душе, как расстеленные в любви Бога, как в личности в которой добре сохраняются; и как бы купаются в любви, так как все они и каждая в отдельности принадлежат душе, всегда возлюбленной Богом,, и во всех вещах и трудах они движутся любовью, и сверх того – любовью Бога. Это и есть быть в пурпуре расстеленной. Что хорошо даётся уразуметь в божественных Песнях; так как там говорится, яко сиденье или ложе, которое сделал себе Соломон, сделал из дерева Ливанского, а колонны из серебра, подлокотник из золота, и ступеньку из пурпура, и всё, говорит, яко устроено посредством милости (3, 9-10). Потому что доблести и дары, которые Бог полагает в постели души – кои суть означены деревом Ливанским и колоннами серебряными – имеют свои скамеечки и молитвы любви, которая есть золото; ибо, как мы сказали, в любви усаживаются и сохраняются доблести, и все они посредством милосердия Божия и сердечности души упорядочиваются между собой и осуществляются, как мы уже сказали. И молвит, яко ложе сие есть также

Покоем воздвигнутое.

8. Полагается здесь четвёртое превосходство ложа, которое зависит, по порядку, от третьего, о котором уже сказали; поскольку третье это совершенная любовь, [и о совершенной любви], чьё свойство есть отбросить всякий страх, как молвит Святой Иоанн (1. 4,18), из чего выходит совершенный мир душе, который есть четвёртое свойство этого ложа, как мы сказали. Для лучшего разумения какового следует знать, что каждая из доблестей сама по себе есть умиротворенная, кроткая и крепкая, и, как следствие, в душе, которая ими обладает, творятся следующие три эффекта, а именно: мир, кротость и крепость. И поскольку сие ложе есть цветущее, составленное из цветов доблестей (как мы сказали), и все они суть умиротворённые, кроткие и крепкие, откуда следует, что оно (ложе) есть покоем воздвигнутое, а душа умиротворена, кротка и крепка, каковое суть три свойства, где не может быть сражений какой-либо войны, ни о мире, ни о бесе, ни о плоти. И принадлежат доблести душе так мирно и безопасно, что ей мнится, яко вся она воздвигнута покоем. И молвит о пятом свойстве этого ложа цветущего, и что оно, помимо всего сказанного, ещё и

Наши рекомендации