И песней сирен вас заклинаю.

16. Мы уже дали понять, что под настроенными лирами разумеет здесь Супруг нежность, которую от себя дарует душе на этой стадии, посредством чего прекращает все беспокойства в душе, о которых мы сказали; ибо, как музыкой лир наполняет он животную душу сладостью и отдохновением, и впитывает её и сохраняет тем способом, что отчуждает её от безвкусия и боли, так эта нежность настолько забирает душу в себя, что никакая боль не достаёт её; итак, это как если бы сказал: посредством нежности, которую аз полагаю в душе, прекращаются все вещи, неприятные для души. Сказано также, что песня сирен означает обычную радость, которой владеет душа. И называет сию радость песней сирен потому что, как, согласно легенде, песня сирен столь нежна и сладка, что услышавший её таким образом восторгается ею и влюбляется в неё, что она заставляет его забыть, как перевезённого, обо всех вещах, так сладость этого союза таким образом поглощает душу и прохлаждает её, что полагает его как заговорённого ото всех беспокойств и смятений уже сказанных вещей; каковые разумеются в следующем стихе:

И прекратили ваши гневы.

17. Именуя гневами сказанные возмущения и беспокойства аффектов и разупорядоченных деятельностей, о которых мы сказали. И оттого, как гнев есть определённый импульс, нарушающий мир, выходя за пределы его, так все аффекты, и проч., уже названные, своими движениями выступают за пределы мира и покоя души, беспокоя её, когда касаются. И через то, молвит:

И не касайтесь стены.

18. Разумея под стеной ограду мира и редут доблестей и совершенств, которыми сия душа окружена и охранена, понимая себя садом, где её Возлюбленный проходит цветами, огражденным и охранённым исключительно для него; ради чего он называет её в Песнях садом ограждённым, говоря: Сестра моя есть сад ограждённый (4,12). Итак, молвит здесь, что даже ограды и стены этого его сада не касались,

Чтобы супруга безопасно почивала,

19. а именно, чтобы лучшим вкусом сладости покоя и нежности услаждалась в Возлюбленном. Откуда ясно, что уже здесь для души нет закрытых дверей, но что в её власти радоваться всегда и когда того хочет сим нежным сном любви, соответственно чему даёт понятие Супруг в Песнях, говоря: Заклинаю вас, дщери Иерусалима, сернами и ланями полевыми, да не будите и не творите бдения любимой моей, пока она того хочет (3,5).

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

1. Таково желание, которое имеет Супруг, изъять, освободить и выкупить супругу свою из рук чувственности и беса, чтобы свершилось уже, как свершённое здесь, на манер доброго пастыря, который радуется овце среди людей своих, потерянной и обретённой после многих объездов (Лк. 15,5), и подобно жене, радующейся драхме в руках её, ради которой, чтобы отыскать её, зажгла свечу и перевернула весь дом, позвавши своих друзей и соседей, да возблагодарствуют с нею вместе, говоря: возрадуйтесь со мною, и т.д. (Лк. 15,9), так же изумительно видеть сего влюблённого Пастыря и Супруга души, довольствующегося и радующегося узрением души, уже обретённой и усовершенной, покоящейся на плечах его и усаженной его руками в сей желанный союз и единение. И не только в себе радуется, но также привлекает ангелов и души святые к веселию своему, говоря, как в Песнях: Выходите, дщери Сиона, и смотрите ан царя Соломона, которой коронует его мать в день помолвки и в день веселия сердца его (3,11); именуя душу в словах сих сказанных своей короной, своей супругой, и веселием сердца своего, пронося её в объятиях своих и шествуя с нею, как супругою ложа брачного (Пс. 18,6). Каковое всё даёт понять в следующей песне.

П Е С Н Я 22

Вошла супруга

В сад приятный желанный,

И по вкусу расположилась,

Склонивши шею

На сладких руках Любимого.

ОБЪЯСНЕНИЕ

2. Супруга уже приложила старание к тому, чтобы лисицы были пойманы, и борей подул, и нимфы утишены, которые были смятенны и неподходящи, кои препятствовали исполниться радости стадии брака духовного, а также восхваляла и призывала дуновение Святого Духа, как сотворила то в предшествовавших песнях, каковое всё есть соответствующее расположение и инструмент для совершенства этого состояния, и теперь ей осталось общаться с Ним в сей песне, в коей молвит Супруг, называя душу уже супругой, и молвит две вещи: первая о том, как уже после победного исхода, достигла сего радостного состояния брака духовного, которого и он и она так сильно желали; а вторая есть перечисление принадлежностей сказанного состояния, каковыми душа радуется уже в Нём, потому как они суть отдыхать по своему вкусу и иметь шею, склонённой на сладкие руки Любимого, в согласии с чем теперь объявляем,

Вошла супруга.

3. Чтобы изъяснить порядок этих песен более отчётливо и дать уразуметь, что обыкновенно выносит душа прежде чем достигнет этого состояния брака духовного, которое более высоко, чем то, о коем (Божьей милостью) теперь говорим, следует заметить, что прежде чем душа поднимется сюда, вначале практикуется она в трудах и огорчениях умерщвления, и в размышлении о вещах духовных, о коих изначально говорила душа от первой песни вплоть до той, которая молвит: Тысячу милостей проливший. И после вступает на путь созерцательный, на котором проходит тропами и теснинами любви, о чём пропевает в последовательности песен, вплоть до той, в которой молвит: Удали их, Любимый, в которой совершается духовная помолвка. И кроме того, идёт по пути соединяющему, на коем принимает многие и великие общения и визиты, и дары, и украшения, от Супруга, так как в качестве новобрачной научается и совершенствуется в любви у него, как поёт она, начиная от этой песни, где совершается духовная помолвка, и которая гласит: Удали их, Любимый, вплоть до нынешней, которая начинается словами: Вошла супруга, где оставалось уже совершить духовный брак между названной душой и Сыном Божьим; что есть много большее, без сравнения, чем духовная помолвка, ибо есть полное преображение в Возлюбленного, в котором обе стороны предаются во всецелое обладание друг другом, с известным поглощением союзом любви, в котором душа становится божественной и Богом по причастию, насколько сие возможно в этой жизни. Итак, думаю, что в этом состоянии ничто не происходит, кроме того, что душа утверждена в Нём в милости, ибо подтвердилась вера обоих сторон, укрепившись здесь Богом в душе. Откуда сие есть наиболее высокое состояние, которого можно достичь в этой жизни. Ибо как в плотском браке двое суть плоть едина, как говорит божественное Писание (Быт. 2,24), точно так соединённые этим браком духовным Бог и душа суть две натуры в едином духе и любви, касательно чего молвит Святой Павел, приводящий то же самое сравнение, говоря: Кто соединяется с Господом, дух един образует с Ним (1Кор. 6,17). Так же как, когда свет звезды или свечи соединяется со светом солнца, тогда уже не светит ни звезда, ни свеча, но солнце, имея другие светы разлитыми в нём.

4. И об этой стадии говорит представленный стих Жениха, гласящий: Вошла супруга, а именно, обо всём временном и обо всём естественном, и о всех аффектах и духовных модальностях, оставленных в стороне, и преданных забвению возмущениях, искушениях, страданиях, одиночестве и заботах, преображённая в сём высоком объятии. Отчего следует стих следующий, а именно:

В сад приятный, желанный.

5. И это как если бы сказала: Преобразилась в Бога своего, который есть тот, который назван здесь садом приятным, из-за усладительного и нежного места, кое нашла душа в Нём. К сему саду полного преображения, который есть уже радость и услада, и слава брака духовного, не приходят, не пройдя прежде через духовную помолвку и любовь честную и обоюдную помолвленных; потому что, после того как душа пробудет некоторое время супругой в цельной и нежной любви с Сыном Божьим, после того она зовётся Богом и помещается в сей сад цветущий свой, да потребит сие состояние счастливейшее обоюдного брачевания, в которой две природы так соединяются, и так божественное сообщается человеческому, что, не изменяя никак своего бытия, каждая из них является Богом. Хотя в этой жизни сие не может быть совершенно; всё же это превыше всего, что можно сказать и подумать.

6. Это добре даёт уразуметь всё тот же Супруг в Песнях, где приглашает душу стать уже супругой этой стадии, говоря: Veni in hortum meum, soror mea sponsa; messui myrrham meam cum aromatibus meis; чем хочет сказать: Иди и войди в сад мой, сестра моя супруга, где я уже срезал мою мирру с моими специями душистыми (5,1). Называет её сестрой и супругой, потому что был уже в любви и вручил, что сотвроил от себя, прежде чем позвал её на эту стадию брака духовного, где, говорит, имеет уже собранными мирру и специи душистые, кои суть плоды цветов уже созревших и приготовленных для души, каковые суть услады и величия, кои в данной стадии сообщает ей от себя, то есть ей в себе самом. И через то Он есть сад приятный и желанный для неё; поскольку единственная цель и желание Бога и души во всех трудах её – это связь и совершенство сего состояния, вследствие чего никогда не успокоится душа, пока не достигнет его; потому что находит на этой стадии много большее изобилие и расширение Бога, и более безопасный и устойчивый мир, и несравненно более совершенную нежность, чем в духовной помолвке, благо, уже расположилась в объятиях Супруга, с каковым обычно ощущает душа себя в тесных духовных объятиях, кои поистине суть объятия, посредством каковых объятий живёт душа жизнью Бога. Так как об этой душе оправдывается сказанное Святым Павлом: Живу, но не я, а живёт во мне Христос (Гал. 2,20). Тем самым душа, живущая здесь жизнью столь счастливой и славной, какова есть жизнь Божия, каждый раз думает, в меру возможности, что будет такая вкусная жизнь, которой живёт, в каковой, - как Бог не может чувствовать какое-либо безвкусие, она также не может, - больше радуется и ощущает сладость славы Божьей в субстанции души, уже преображённой в Него. И, через то, следует стих последующий:

И по вкусу расположилась,

Склонивши шею.

7. Шея знаменует здесь крепость души, посредством которой (как мы сказали) творится то единение и союз между нею и Супругом, ибо не смогла бы вынести душа столь тесных объятий, если бы не стала уже весьма сильной. И, поскольку в этой силе трудится душа и вырабатывает доблести и побеждает пороки, справедливо, чтобы тот, кто победил и утрудился, отдыхал, склонивши шею

На сладких руках Любимого.

8. Склонить шею на сладкие руки Бога значит иметь уже свою силу соединённой, или, лучше сказать, свою слабость, с силою Бога; ибо руки Бога означают крепость Бога, в которой, склонённая и преображённая слабость наша обретает уже силу самого Бога. Откуда весьма удобно обозначить эту стадию брака духовного через склонение шеи на сладкие руки Любимого, так как уже Бог есть крепость и сладость души, в коей ограждена и защищена ото всякого зла и вкушает все блага. Постольку, супруга в Песнях, желая этого состояния, молвит Супругу: Кто бы дал мне тебя братом моим, сосущим груди матери моей, чтобы встретила тебя снаружи и целовала бы, и никто не упрекнул бы меня? (8,1). В назывании его братом даёт понять равенство, существующее в любовной помолвке между двумя, прежде чем они достигнут этой стадии. Тем, что говорит, яко сосёшь груди матери моей, хочет сказать: что истощаешь и угашаешь во мне вожделения и страсти, кои суть груди и молоко матери Евы в нашей плоти, каковые суть препятствие к этой стадии; итак, состоялось, встретила тебя одного снаружи, то есть вовне я всех вещей и себя самой, в одиночестве и совлечённости духа – что приводит к истощению влечений, уже сказанных, - и там целовала бы тебя один на один с тобой, а именно, соединится природа моя, уже одинокая и совлечённая всякой нечистоты преходящей, естественной и духовной, с тобой одним, с твоей уединённой природой без какого-либо посредства. Каковое единственно бывает в браке духовном, который есть целование душой Бога, в коем она не пренебрегаема, и никто не отваживается на неё; потому что на этой стадии ни бес, ни плоть, ни мир, ни вожделения её не беспокоят. Ибо здесь исполняется то, о чём также говорится в Песнях: Уж прошла зима, и пошёл дождь, и показались цветы в земле нашей (2,11-12).

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

1. В сём высоком состоянии брака духовного с великой лёгкостью и частотой открывает Супруг душе свои чудесные тайны, как своему верному товарищу, ибо истинная и безраздельная любовь не знает ничего сокрытого от любимого своего. Сообщает ей, главным образом, сладкие мистерии своего Воплощения и способы и виды искупления людского, кое есть одна из наивысших работ Бога, и так сие весьма сладостно для души. Вследствие чего, хотя и другие мистерии сообщает ей, в следующей песне Супруг упоминает только о Воплощении, как главнейшем из всего. Итак, разговаривая с нею, молвит:

П Е С Н Ь 23

Под яблоней

Там мне была наречена;

Там дал тебе руку,

И была ты восставлена

Наши рекомендации