И никто не показывается на загоне.
10. Потому что для этого божественного упражнения внутреннего также необходимы уединение и удаление ото всех вещей, которые могли бы предложиться душе, то ли со стороны части дольней, которая есть чувственность человека, то ли со стороны части горней, которая есть разумность; каковые две части суть заключающие в себе всю гармонию потенций и чувств человека, каковую гармонию называет загоном, потому что обитающие в ней и размещающиеся в ней (все) понятия и хотения естественные, подобны охоте в лесу, в котором обычно бес охотится, и хватает добычу в этих понятиях и хотениях, чтобы повредить душе. Молвит, яко в том загоне не показывается никто, разумея: представление и форма какого-либо объекта, принадлежащего какой-либо из этих потенций и чувств, как мы сказали, не показываются перед душой и Супругом. Итак, это как если бы сказала: во всех потенциях духовных души, как то: память, разумение и воля, не находится ни понятий, ни аффектов частных, ни каких-либо иных изъявлений; и во всех чувствах и потенциях телесных, как внутренних, так и внешних, кои суть воображение, фантазия, и т.д., зрение, слух, и т.д., не находится иных отступлений и форм, фантазмов и фигур, ни представлений объектов душе, ни прочих действий естественных.
11. Сие молвит здесь душа поскольку, для радования совершенного этим общением с Богом, нужно чтобы все чувства и потенции, как внутренние, так и внешние, были незаняты, пусты и праздны ото всех своих действий и объектов, потому что в этом случае, чем больше они будут упражняться в свойственных им действиях, тем более будут возмущены; ибо в приведении души некоторым образом в единение внутреннее любви, там уже не работают потенции духовные и ещё менее телесные, поскольку уже сделана и исполнена работа единения любовного, душа испытана в любви, и таким образом закончена работа потенций, так как, по достижении конца, прекращаются все действия посредников. Итак, то, чем душа занята тогда, есть поддержка любви в Боге, состоящая в том, чтобы любить в продолжение любви связующей. Никто, стало быть, не показывается на загоне. Единственно воля является, помогая Возлюбленному во вручении себя и всех доблестей способом, описанным выше.
ОБЪЯСНЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНИ
1. Ради лучшего понимания песни, которая последует, нужно здесь заметить, что отсутствия Возлюбленного, которые переносит душа в этой стадии помолвки духовной, суть весьма огорчительны, а некоторые таковы, что нет наказания, которое могло бы с ними сравниться. Причиной сему то, что как любовь, которую испытывает к Богу на этой стадии, велика и крепка, то и мучение разлуки велико и крепко. И к этой муке добавляется беспокойство, кое в сие время получается во всяком общении и обращении с тварью. Потому как душа имеет желание единения с Богом такой силы и глубины, что всякое отвлечение для неё тяжело и беспокойно; точно так же как камень, когда с большим импульсом и скоростью летит к своему центру, то какая бы вещь с ним не столкнулась и не затормозила его в пустоте, воздействие её будет очень мощным. И поскольку душа уже вошла во вкус этих сладких посещений, стали они ей более желанны, нежели золото и вся красота. И через то, страшась многой нехватки, даже на миг, этого драгоценного присутствия, душа, разговаривая с сухостью и духом своего Супруга, износит следующую песнь:
П Е С Н Ь 1 7
Престань, мёртвый борей;
Дуй, Австро, яко оживляешь любови,
Устремись к моему саду
Пробеги его ароматами,
И пройдёт Любимый между цветами.
ОБЪЯСНЕНИЕ
2. Помимо сказанного в предыдущей песне, сухость духа также является причиной, препятствующей выделению в душе нежного сока внутреннего, о котором говорилось выше. И, опасаясь этого, две вещи творит в сей песне. А первая, препятствуя сухости, закрывает перед нею двери, посредством непрерывных молитвы и поклонения. Вторая вещь – это призывание Духа Свята, который есть тот, кто уничтожает эту сухость души, и тот, кто присутствует в ней и увеличивает любовь Супруга, а также полагает душу в упражнение внутреннее доблестей; всё это затем, чтобы Сын Божий, Супруг ея, возрадовался и возвеселился более в ней, потому что всё её устремление – удовольствовать Возлюбленного.
Престань, мёртвый борей.
3. Борей – это ветер, зело холодный, который сушит и вялит цветы и растения, и, по меньшей мере, их прижимают и укрывают, когда он ранит их. И, поскольку сухость духовная и отсутствие трогательное Любимого действуют одинаково на душу, приглушая сок и вкус, и аромат, вкушаемый в доблестях, называет её бореем мёртвым, ибо все доблести и упражнение умилительное приглушаются; и оттого молвит здесь душа: Престань мёртвый борей. Каковое высказывание души следует разуметь так, что исполнена молитва и сделаны упражнения духовные, которыми избывается сухость. Однако, поскольку в этой стадии вещи, сообщаемые Богом душе суть настолько интимны, что никаким упражнением своих потенций не может душа привести их к осуществлению и вкусить их, если дух Супруга ея не сотворит в ней сего движения любви, она тут же призывает его, говоря: