Никто не может выносить решение, когда есть его решение, и никто не может высказываться, если он уже сказал свое слово, и никто не может устанавливать законы, если он уже установил закон.

Что же касается остальных, то следовать им обязательно лишь в том случает, когда они велят то же, что повелел он, и запрещают то, что запретил он, и исполняют роль передатчиков, доводящих до остальных его постановления, а не оглашают собственные постановления, говоря от его имени.

А когда кто-то говорит от своего имени и устанавливает правила в соответствии со своим пониманием и истолкованием, мусульманская община не обязана следовать им и принимать их постановления до тех пор, пока не сравнит их с тем, что принес Посланник ﷺ.

Если их постановление соответствует принесенному им и совпадает с ним, и принесенное Посланником ﷺ подтверждает правильность этого постановления, то его следует принять. Если же оно противоречит принесенному Посланником ﷺ, то его необходимо отвергнуть.

Если же не получается определить, соответствует оно принесенному Посланником ﷺ или нет, то в таком вопросе следует воздержаться от какого-либо суждения: в лучшем случае разрешается давать фатвы и выносить суждения на его основании, но разрешается и оставлять его. Что же касается принятия его в обязательном порядке, то нет оснований говорить об этом.

См. «Зад аль-ма’ад»

ДВЕ КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ

Всевышний Аллах поместил творения Свои между велениями и запретами, даянием и лишением, и они разделились на две категории.

Представители первой категории не исполняют веления и нарушают запреты, даяние Его воспринимают беспечно, без благодарности, а на лишение отвечают ропотом и недовольством. Эти люди – Его недруги, и чем больше в них названного, тем сильнее их враждебность по отношению к Аллаху.

Представители второй категории сказали: «Поистине, мы – Твои рабы, и если Ты повелишь нам что-то, мы поспешим исполнить Твое веление, и если Ты запретишь нам что-то, мы не станем нарушать запрет и удержим себя от того, что Ты запретил. И если Ты даруешь нам что-то, мы будем восхвалять Тебя и благодарить, а если Ты лишишь нас чего-то, мы будем смиренно обращаться к Тебе и поминать Тебя».

Этих людей от Рая отделяет лишь завеса земной жизни, и когда смерть разорвет перед ними эту завесу, им достанется вечное блаженство и отрада. А представителей первой категории от Ада отделяет также только завеса земной жизни, и когда смерть разорвет перед ними эту завесу, они начнут горько сожалеть и испытывать боль.

Когда в сердце твоем сталкивается войско мира этого и войско мира вечного, и ты желаешь узнать, к какой категории ты относишься, посмотри, к кому ты склоняешься и за кого сражаешься. Ведь ты не можешь находиться между двух войск. Ты непременно относишься к одному из них.

Представители одной категории заподозрили страсти свои в обмане и стали поступать наперекор им, и обратились за советом к разуму своему, и освободили сердца свои для того, чтобы размышлять о том, ради чего они были сотворены, органы тела своего – для совершения того, что им было велено совершать, а свое время заполнили тем, что поможет им преобразить свои дома в Раю. Зная о быстротечности земной жизни, они спешат вершить благие деяния.

Они живут в этом мире, однако сердца их – уже в пути. Они поселились в мире вечном до того, как переместиться туда. Они заняты Аллахом и покорностью Ему в соответствии со своей потребностью в Нем и запасаются для мира вечного в соответствии с тем, сколько собираются пробыть там.

И Всевышний Аллах заранее даровал им что-то из блаженства и наслаждения Рая, внушив им ощущение близости к Нему и обратив к Себе их сердца, помогая им любить Его и внушив им стремление к встрече с Ним. Он позволил им наслаждаться близостью к Нему и освободил сердца их от наполняющей сердца других людей любви к миру этому, а также тревог и печалей, вызванных упущением мирских благ, и скорби, порожденной боязнью потерять их.

И поэтому им кажется легким то, что представляется трудным роскошествующим. И им кажется родним и близким то, что невеждам кажется чуждым. Они сопровождают своими телами мир этот, а своими душами – высшее небесное общество.

См. «Фаваид»

БУДЬ КАК ПЧЕЛА

Если люди довольствуются миром этим, то ты довольствуйся Аллахом, и если они радуются миру этому, то ты радуйся Аллаху, и если они наслаждаются обществом тех, кого любят, то ты наслаждайся обществом Аллаха, и если они ищут приближения к своим царям и предводителям, чтобы обрести через них могущество и возвышение, то ты ищи приближения к Аллаху и стремись снискать Его любовь, и тогда обретёшь величайшее могущество и возвышение.

Один из людей, равнодушных к мирским благам, как-то сказал: «Я не знал, что человек, слышавший о Рае и Аде, может проводить хоть небольшой промежуток времени, не демонстрируя покорность Аллаху посредством поминания Его, молитвы, чтения Корана или совершения благих дел». Один человек сказал ему: «Поистине, я много плачу». Он же сказал в ответ: «Если бы ты смеялся, признавая при этом грех свой, это было бы лучше для тебя, чем плакать, будучи уверенным в безупречности деяний своих, ибо поистине, деяния того, кто уверен в их безупречности, не поднимаются выше головы его». Тот человек сказал: «Дай же мне наставление».

Он сказал: «Оставь мир этот его приверженцам, подобно тому, как они оставили мир вечный его приверженцам, и будь в этом мире как пчела: когда она ест, то ест благое, когда кормит, то кормит благим, и когда опускается на что-то, то не ломает его и не повреждает.

См. "Фаваид"

Наши рекомендации