И не берёшь краденое, что награбил?
7. Нужно разуметь, почто не забираешь сердца, которое выкрал любовью, - чтобы наполнить его, и насытить, и сочувствовать ему, и лечить его, даровавши ему место и расположение целиком в тебе? Не может перестать вожделеть душа, возлюбившая большее сходство со своим Возлюбленным, нежели имеет, мзды и воздаяния его любовью, за каковую плату и служит она Возлюбленному. И по иному не бывает истинной любви, потому что плата и мзда любви не есть что-то иное, чем она сама - душа же и не может хотеть другого чего, кроме ещё большей любви, вплоть до совершенства в ней. Ибо любовь не
оплачивается ничем, кроме как любовью же, - относительно чего дал уразуметь пророк Иов, когда, говоря с тем же томлением и желанием, что и душа здесь, сказал: Как раб жаждет тени, и как подёнщик ожидает конца работы своей, так аз имел месяцы пустые и считал ночи, томительные мне. Ежели засыпал, говорил: когда же наступит день, в который поднимешь меня? И тут же возвращался опять к ожиданию вечера и был полон скорбей вплоть до мраков ночи (7,2). Так, стало быть, душа, воспламенённая в любви Божией, желает исполнения и совершенства любви, чтобы иметь там полноту утешения. Как раб, утомлённый зноем, желает прохлады тени, и как наёмник ожидает конца своей работы, ожидает душа конца своей. Где следует заметить, что не сказал пророк Иов, яко наёмник ожидает конца своих трудов, но - конца своей работы, чтобы дать уразуметь то, что мы говорим, а именно, что душа, которая любит, не уповает на конец трудов своих, но только на конец своей работы; так как её работа есть любить, и этой работы, которая есть любить, ожидает она конца и завершения, каковое есть совершенство и исполнение любви Божией; каковая, вплоть до исполнения своего, бывает по фигуре, которую в сказанном авторитетном свидетельстве нарисовал Иов, имея дни и месяцы пустые и считая для себя ночи томительные и докучные. В сказанном дано уразуметь, как душа, любящая Бога, не должна ни претендовать ни уповать на иные награды за службы свои, кроме совершенства любви Божией.
ПРИМЕЧАНИЕ К ПЕСНЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
I. Душа, стало быть, находящаяся в этом окончании любви, подобна больному зело ослабленному, который, утративши вкус и аппетит, испытывает отвращение ко всем яствам, и все вещи его утомляют и раздражают. Во всех вещах, которые предлагаются его уму или взору, имеет лишь один аппетит и желание: да будет здрав, - и всё, что не оздоровляет его, томит и отягощает. Откуда сия душа, пришедшая к этой болезни любви Божией, имеет три приобретения, а именно: яко во всех вещах, кои ей предлагаются и с коими обращается, всегда присутствует некое "ах!" о своём здоровье, которое есть её Возлюбленный, и так, по крайней мере через невозможность далее ходить в них, сердце своё всегда имеет в Нём. И отсюда выходит второе приобретение, и заключается в потере вкуса ко всем вещам. И отселе также следует третье /приобретение/, и заключается в том, что все они томительны для неё, и всякое обращение с ними отяготительно и раздражающе.
2. Правда всего этого, извлечённая из сказанного, такова, что, как нёбо воли души обволакивается и осмачняется сей пищей любви Божией, во всякой вещи или общении, которое ей предлагается; тут же, в непорочности, без воззрения на иной вкус или внимание, склоняется воля к отысканию и вкушению таковых своего Возлюбленного; как сотворила то Мария Магдалина, когда с пылающей любовью ходила, ищущи Его в саду, и, принявши Его за садовника, без всякого другого основания или уговора сказала Ему: Если ты забрал его у меня, скажи мне, и аз его заберу ( Ин. 20,15). Влекомая подобным же страстным желанием ищет Его душа во всех вещах, и не обретая тотчас, как того хотела (скорее наоборот), не только не радуется им, но они суть также мучение для неё, и порой зело крепкое.
3. О трёх этих приобретениях даёт хорошо уразуметь супруга, имевшая их, когда искала своего Суженого, в Песнях, говоря: Ищу и не нахожу Его. Но обрели меня кружащие по городу и уязвили меня, а сторожа стен отняли у меня плащ мой (Песн. 5,6-7). Потому что кружащие по городу суть дела мирские. Когда находят они душу ищущую Бога, творят ей многие язвы / скорби, терзания/ и неудовольствия, ибо не только не обретает в них того, чего хочет, но скорее они ей препятствуют. И обороняющие стену созерцания, чтобы душа не взошла на неё, кои суть демоны и дела мирские, срывают / с души/ плащ мира и успокоенности любовного созерцания. Ото всего этого душа, влюблённая в Бога, получает тысячу неудовольствий и раздражений. О каковых, видя, что из-за пребывания в этой жизни без лицезрения своего Бога, не сможет освободиться от них ни в малом, ни в великом, продолжает умолять своего Возлюбленного и износит следующую песню:
П Е С Н Ь 10
Досады угаси мои