Отсекайте страсти, пока они ещё молоды
Преблагий Бог, зная немощь нашу и предвидя, что мы и по святом крещении будем согрешать, как сказано в Писании, что прилежит помышления человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21), дал нам, по благости Своей, святые заповеди очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли опять соблюдением заповедей очиститься не только от грехов наших, но и от самих страстей. Ибо иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершают телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. Всегда отсекайте страсти, пока они ещё молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придётся вам много пострадать от них; потому что иное дело вырвать малую былинку, а иное – искоренить большое дерево.
(Патриарший православный календарь 2011 год, 9 декабря Авва Дорофей )
Любовь проста
Люби без размышления: любовь проста. Любовь не когда не ошибётся. Также без размышлений веруй и уповай: ибо вера и упование так же просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь… Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью, всем помышлением? Всем сердцем, то есть безраздельно, не двоясь между любовью к Богу и любовью к миру, и вообще к твари; если, например, молишься,- молись не с раздвоённым сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями, будь весь в Боге, в любви Его, всею душою, не одною, какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли,- всею крепостью, а не в пол силы или слегка; когда предстоит исполнить какую либо заповедь, исполняй её всеусердно, до поту крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно.
Прав. Иоанн Кронштадтский 30.11.2011г.
(Патриарший православный календарь 2011 год, 30 октября)
Об огорчении и раздражении
Ни на что не должно огорчатся и раздражаться, потому что чрез частое огорчение и раздражение образуется весьма вредная, нравственно и физически, привычка раздражаться, тогда как чрез равнодушие к противностям образуется добрая и полезная привычка всё переносит спокойно, терпеливо. Множество случаев может представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовершенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет нашей жизни и на несколько месяцев. Да притом огорчением и раздражением не поправляется дело, а, напротив, более расстраивается чрез наше расстройство. Лучше же быть всегда спокойным, ровным, всегда исполненным любви и уважения к больному и нравственному человечеству, или, говоря частнее, к ближним, к родным своим и подчинённым нам.
Прав. Иоанн Кронштадтский
(Патриарший православный календарь 2011 год, 5 ноября)
Душеполезные поучения
Не говори: »Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживём ли до завтра.
Кто любит золото, тот не будет оправдан; а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падёт; а кто возложил упование на Господа, тот спасётся.
Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство, потому что части лисовом будут (Пс. 62, 11). Но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.
Кому не нравиться служить одному господину, тот поработает многим, и кто не хочет подчиниться одному настоятелю, тот подчиниться многим в разных местах. Кто не остаётся при одном рукоделии, тот будет завален разными делами.
Прп. Ефрем Сирин
(Патриарший православный календарь 2011 год, 6 ноября)
Душеполезные поучения
Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будет обращены и вся твоя душа и всё твоё сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдёт на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, что бы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?
Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.
Что червь в дереве, то тщеславие в монахе; и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.
Не вознесися, да не падёши и наведеши души твоей бесчестие (Сир. 1, 30). Ибо приемляй кроткия Господь, смиряй же грешники до земли (Пс. 146, 6). Кто сам себя возвышает - тот готовит себе бесчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии – тот прославиться.
Прп. Ефрем Сирин
(Патриарший православный календарь 2011 год, 31 октября)
Душеполезные поучения
Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычному языку своему, что бы не умножилось твоё неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов.
Если будешь скрывать в сердце своём страсть памятозлобия, то сделаешься обителью ярости и неведения, а вместе с ними и печали, и вид лица в тебе измениться. Ибо сказано: путие же слопомнящих в смерть (Притч. 12, 28).
Кто скрывает в сердце своём помятозлобие, тот подобен откармливающему змия на груди своей.
Опасно человеку надеяться на себя самого; спасается надеющийся на Господа.
Не люби плотского покоя, чтобы не найти в нём духовного вреда.
Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.
Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать всё в меру и в порядке.
Преп. Ефрем Сирин
(Патриарший православный календарь 2011 год, 24 октября)
Любовь к Богу
Цель христианской жизни – иметь совершенную любовь к Богу. На пути к спасению, целью которого является соединения с Богом, человек неизбежно проходит три состояния, которые святые отцы определяют тремя различными званиями: раб, наёмник и сын. Первое чувство, которое в нём рождается, - страх наказания. Он ещё остаётся рабом. Когда же начинает понимать смысл спасения и своим духовным сознанием постигает нетленную красоту вечных благ, он начинает трудиться над их приобретением. Он стал наёмником. Только сын, а не раб и наёмник, трудиться из любви к своему Отцу. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви (1 Ин.4, 18). Святой Антоний великий говорил: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его».
Иеромонах Иов (Гумеров)
(Православный церковный календарь «дорога к Храму» 12 марта 2012)
Молитва Иисусова
Её начало тесный путь. Душе тревожной негде отдохнуть. Болезни и труды великие страданья. Смущений вихрь, презренья, порицанье Подвижника встречают; видит он, Как скорби восстают со всех сторон, и он стоит исполненный сомнений, Тревожных тяжких дум, недоумений, Томлением объятый и тоской. Неведомы ему ни радость, ни покой, И помощи не ждёт он ни откуда, Как только от Спасителя Христа. Не прекращай великой, тяжкой битвы и поле бранное отнюдь не покидай – Не оставляй божественной молитвы! Пребуди в подвиге до смерти до конца: Победа ждёт тебя, духовного борца.