Воля освобождает: вот истинное учение о воле и свободе - так учит вас Заратустра.

Становление подразумевает волю. Вы должны иметь волю, вы должны творить себя каждое мгновение. Ответ­ственность больше не лежит на каком-то гипотетическом Боге. Ответственность лежит на ваших собственных пле­чах. Вы не можете жаловаться на какой-то рок. Если вы не­счастны, вы отвечаете. Если вы радостны, если вы счастли­вы - это ваше желание, это ваше создание.

Заратустра возвеличивает волю как высшее творческое качество в человеке. Вы можете пожелать, чтобы эта земля стала раем. Вы можете пожелать, чтобы этот человек стал сверхчеловеком; воля - величайшая власть в ваших руках.

Но люди живут не как «волеизъявители», но как «жертвы чувства». Чувство - нечто такое, за что отвечает кто-то другой: кто-то оскорбляет вас, и вы чувствуете гнев. Кто-то хвалит вас, и вы чувствуете радость. Вы выиг­рываете в лотерее и танцуете. Чувство - это зависимость. Нужно, чтобы кто-нибудь извне что-то сделал. Что-то должно с вами случиться.

Вот почему Заратустра провозглашает: Все чувствую­щее страдает во мне, заключенное в темницу. Но воля - совсем другое дело: но воля моя неизменно приходит ко мне как освободительница и вестник радости. Воля освобожда­ет - ибо воля делает вас творцами, воля делает вас богами. Воля превращает вас в сверхчеловека.

... Так говорил Заратустра.

О СОСТРАДАТЕЛЬНЫХ

Апреля 1987 года

Возлюбленный Ошо,

О СОСТРАДАТЕЛЬНЫХ

С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех!

И если научимся мы больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измыш­лять всевозможные скорби.

Поэтому умываю я руки, помогавшие страждуще­му, поэтому очищаю я также и душу свою.

Ибо, видя страдающего, я стыжусь его из-за его же стыда; и когда я помогал ему, я жестоко унижал гор­дость его...

«Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Ока­зывайте честь уже тем, что принимаете», — так со­ветую я тем, кому нечем отдарить.

Но я - дарящий: охотно дарю я, как друг дарит друзьям своим. А чужие и неимущие пусть сами сры­вают плоды, с дерева моего: ибо это не так устыдит их...

И более всего несправедливы мы не к тем, кто противен нам, а к тем, до кого нет нам никакого де­ла. Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.

И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как про­стить зло, которое этим поступком ты причинил себе?»

Так говорит великая любовь: она преодолевает и прощение, и жалость. ...

О, кто совершил больше безрассудств, чем мило­сердные? И что причинило больше страданий, чем безумие сострадательных?

Горе любящим, еще не достигшим той высоты, которая выше сострадания их!

Так сказал мне однажды дьявол: «Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям»...

Итак, опасайтесь сострадания, помните: оттуда надвигается на людей тяжелая туча! Поистине, из­вестны мне признаки бури!

Запомните же и такое слово: великая любовь выше сострадания, ибо то, что любит она, она еще жаж­дет - создать!

«Себя самого приношу я в жертву любви моей, и ближнего своего, подобно себе», - такова речь сози­дающих.

Но все созидающие безжалостны.

Так говорил Заратустра.

Первородный грех обсуждался почти всеми рели­гиями. Все они имеют о нем различные представ­ления. Христианское представление - самое распространенное и влиятельное из них. Соглас­но христианству, первородный грех - это непослушание. В тот момент, когда непослушание принимается за перво­родный грех, послушание автоматически становится вели­чайшей добродетелью. Послушание создает рабов. Послушание - яд, разрушающий всякую возможность бун­та. Послушание разрушительно, оно разрушает человече­ское достоинство.

Христианская история прекрасна, хотя абсолютно лжи­ва. Бог в самом начале запретил человеку вкушать от древа мудрости и древа вечной жизни. Эта идея сама по себе ка­жется абсурдной. С одной стороны, Бог - создатель, отец, а с другой - он препятствует собственным детям быть муд­рыми и жить вечно. Это кажется большим противоречием.

Однако дьявол соблазняет Еву вкусить от древа муд­рости, и его аргументы абсолютно рациональны, человеч­ны и весьма значительны. Он говорит Еве: если вы не вкусите от древа мудрости и древа вечной жизни, вы на­всегда останетесь животными; и Бог боится, что если вы вкусите от древа мудрости и древа вечной жизни, вы стане­те богами. Он ревнив, он ревнует собственных детей. Он боится. Он не хочет, чтобы вы превзошли животное со­стояние, он хочет, чтобы вы оставались невежественными, бессознательными, зависимыми, в то время как потенци­ально вы можете быть равными Богу.



Наши рекомендации