Урок 6.2. На родной земле патриарха Тихона. Древний Торопец. Храмы и монастыри Торопца.

(Приложение № 16)

Много веков стоит над водами быстрой Торопы древний городок Торопец. Первое летописное упоминание о Торопце появилось в 1074 г., но основан город, по мнению известного краеведа И.И. Побойнина, гораздо раньше. В IX веке в этих землях существовало поселение викингов, затем сюда пришло многочисленное славянское племя кривичей. Об этом напоминает древнее название Торопца – Кривитеск 1.

Торопец стоял на оживленном торговом перекрестке, через него проходил торговый путь «из варяг в греки», связывающий Новгород и Киев, Русь и страны Северной Европы со Средиземноморьем и Востоком.

В XI веке, на месте современного города, сформировалась крепость, которую археологи нарекли Малым Городищем. Здесь находился центр тридцатикилометрового волока из реки Желны в реку Сережу. Древнее поселение стояло среди целой системы заливов и корабельных стоянок. Тяжелые грузы вместе с лодками перевозили на лошадях или, ранним утром, перетаскивали по росистой траве из одной реки в другую и плыли дальше.

В начале XII века Малое Городище представляло собой мощную крепость, окруженную рвом с валом и высокой стеной. Чуть позже началось формирование менее укрепленного Большого Городища – первого торопецкого посада. В 1168 г. Торопец становится центром самостоятельного Торопецкого княжества. Первым Торопецким князем был Мстислав Храбрый, сын Смоленского князя Ростислава.

Торопец город – воин, он стойко стоял на страже западных рубежей русской земли. Ему посчастливилось избежать набегов монголо-татар, но зато часто приходилось отражать нападения литовцев. Не зря на гербе Торопца изображена сторожевая башня и лук над нею.

В 1245 г. литовцы, в результате кровопролитного сражения, захватили город. Крепость на Малом Городище была сожжена и более не возобновлялась. Центр жизни горожан переместился в Большое Городище, которое, по-видимому, меньше пострадало. Освободила Торопец новгородская дружина князя Александра Невского.

Имя великого русского полководца тесно связано с Торопецким краем. Его мать, княгиня Феодосия, была дочерью торопецкого князя Мстислава Удалого. Историки предполагают, что детские годы княжича Александра, прошли в Торопце, на родине его матери, поэтому он так дорожил этой землей. Александр Ярославич со своей дружиной, не один раз спешил на выручку торопчанам. Венчание Александра Невского с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячеслава, состоялось именно в Торопце в деревянной церкви, которая стояла в древнем Малом Городище.

В 1362 г. Торопец завоевал литовский князь Ольгерд. В августе 1500 г. новгородские войска под командованием Андрея Челяднина освободили город и с 1503 г. Торопец вошел в состав Московского государства 2.

В первой половине XVI века Малое и Большое городища уже пустовали. Мощная крепость выросла на островке, посреди бурной речки Торопы и получила название «Красный Вал». Древние мастера умело использовали преимущества местности и создали на острове неприступный форт. В те годы порожистая Торопа была намного полноводней и в районе крепости не замерзала зимой. К островным укреплениям подобраться было сложно. Посад соединялся с крепостью наплавным мостом, по которому население, в случае опасности, быстро перебиралось в крепость.

Население средневекового Торопца, несмотря на многочисленные войны и осады, трудилось не покладая рук: строило дома и храмы, занималось обработкой черного металла, ювелирным, кожевенным, сапожным и портновским ремеслами. В это время в Торопце появились кафельщики, мастера по производству изразцов, применяемых для украшения каменных построек. В городе изготовляли музыкальные инструменты, появились мастера – иконописцы.

В XVI – XVII веках Торопец, по-прежнему, играл важную роль в защите русских земель на западных рубежах, поэтому власти постоянно поддерживали высокую боеготовность здешней крепости.

В годы Смуты Торопец разорили поляки. В 1617 г. крепость осаждали украинские казаки.

До XVII века все торопецкие храмы были деревянными, с конца XVII века в городе начинается развитие каменного церковного строительства. В 1666 г. в Никольском монастыре была построена первая каменная Никольская церковь. В конце XVII – начале XVIII веков вырос каменный Спасо – Преображенский собор. В 1703 -1704 гг. на месте древнего Иоанновского монастыря, построили церковь Иоанна Предтечи. В 1763 - 1765 гг. построена Казанская церковь, в 1773-1774 гг. возвели Покровский храм. В 1804 г. была окончена постройка монументального Корсунско - Богородицкого собора. К этому времени городок уже утратил былую силу и Корсунский собор строили долгих девять лет. В этом соборе в наши дни хранится главная святыня Торопца, список чудотворной Корсунской (Ефесской) иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии. По преданию оригинал иконы написал евангелист Лука. По просьбе полоцкой княжны Евфросинии, в 1173 г. святыня была перенесена из Ефеса в Полоцк. В Торопец Корсунская икона попала в 1239 г., во время венчания Александра Невского 3.

Относительно спокойные XVIII и XIX века, прошли для города, без кровопролитий. Отечественная война 1812 г. обошла Торопец стороной.

Имя еще одного выдающегося русского деятеля связано с благословенной Торопецкой землей.

19 января 1865 г. в погосте Клин, в семье священника Ивана Беллавина родился сын Василий, будущий русский патриарх Тихон. Окончив Псковскую духовную семинарию, а затем Петербургскую академию Василий Белавин преподавал в Псковской семинарии, был ректором Холмской семинарии, а затем Казанской духовной академии. С 1887 г. он уже епископ сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский.

В 1917 г. происходит судьбоносное назначение архиепископа Тихона на Московскую кафедру. В этот год Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстанавливает в России патриаршество, отмененное при Петре I, и избирает митрополита Московского и Коломенского Тихона на Патриарший престол.

Святейшему патриарху Тихону довелось руководить Русской Православной Церковью в жестокое время классовой борьбы и большевистского террора. В эти сложные времена высшая церковная власть осуществлялась практически единолично Патриархом, так как большинство епископов было или в эмиграции, или просто не могли добраться до Москвы в силу внешних обстоятельств. Непосильная ноша легла на плечи Патриарха. 25 марта 1925 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриарх Тихон скончался. Похоронен он в Москве в Донском монастыре 4.

9 октября 1989 г. Архиерейским Собором РПЦ Патриарх Тихон канонизирован в лике святителя. Его имя возглавило сонм Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в годы безбожной власти.

6 октября 2005 г. Священный Синод РПЦ утвердил создание православного Свято - Тихоновского женского монастыря в городе Торопце, на родине Патриарха Тихона. Вновь открытая обитель расположилась на территории бывшего Никольского монастыря.

Советская власть не принесла благополучия и процветания Торопецкой земле. После войны Торопец медленно залечивал раны и тихо угасал. Люди покидали родной город. В 1971 г. по постановлению Совмина Российской Федерации Торопец был признан историческим городом – памятником. Но это постановление никак не отразилось на состоянии городских памятников культуры.

До революции в Торопце был заштатный Троицкий Небин монастырь и 19 церквей. Шесть храмов, в основном находящихся в центре города, большевики уничтожили в 1930-е годы. Небин монастырь закрыли и разместили на его территории завод. Троицкий собор бывшего Небина монастыря ныне пребывает в плачевном состоянии. От Успенского храма и церкви Иоанна Предтечи остались руины. В храме Богоявления Господня располагается Краеведческий музей. Остальные храмы торопчане сохранили и восстановили.

В XXI веке древний Торопец стал оживать. С пробуждением интереса к туризму, в город зачастили туристические автобусы со всей России. Появилось много желающих отдохнуть на природе в чистых торопецких лесах и сплавиться на лодке по быстрой Торопе.

Всемирную известность Торопцу принесла биологическая станция «Чистый лес». Уже более 30 лет в торопецких лесах, под руководством доктора биологических наук С.В. Пажетнова, идет изучение биологии бурого медведя и восполнение популяции этого исконно русского зверя. За эти годы более 160 медвежат – сирот выращены и выпущены в природу 5.

Сегодня над Торопцем, как и встарь, звенят колокола. Древний город продолжает жить и трудиться на благо России.

1 Побойнин И.И. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Издание 2. Торопец 2004 . С 268

2Торопец. Прошлое и настоящее. Составитель Л.Г. Нефедова. Нелидово 1996. С 3-20

3Побойнин И.И. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Издание 2. Торопец 2004 . С 107

4Там же С 95

5 Бабушкина Т.В. Православные святыни Тверской земли. Ч. 1 М. Русское слово 2011 С 119,120

6 Пажетнов В.С. Мохнатое чудо Kmkscientific press 2004 С. 3-15

Наши рекомендации