Изменения в чинопоследовании
После IX в. в чинопоследовании произошло мало достойных упоминания перемен. В XI в. нововведения все же появились; они еще не достигли столицы, но им предстояло оказать известное влияние на литургию Великой церкви. Главным образом они касались Проскомидии и так называемого энарксиса, предварительной службы антифонов.
Проскомидия (Prothesis)
Церемония предварительной подготовки хлеба и вина с IX в. изменилась мало. Описал Проскомидию неизвестный патриарх Константинопольский XI в. для епископа Галлиполийского Павла. Это описание мало отличается от переведенного в IX в. Анастасием Библиотекарем варианта комментария Германа. Единственное заметное отличие — это то, что в XI в. хлебом предложения служит только часть просфоры; диакон или священник вырезает ее копием и кладет на дискос. В Великой церкви это по-прежнему совершает диакон, а в других местах это традиционно диаконское дело берут на себя священники.
В упомянутом описании ничего не говорится о каждении, тогда как интерполированный вариант Церковной истории и другие источники о нем упоминают. В арабском варианте литургии св. Иоанна Златоуста (вероятно, X в.) сказано, что священник накрывает покровцом дискос со словами «Господь царствует, Он облечен величием», затем — чашу, говоря «Облечен Господь могуществом и препоясан», и, наконец, все вместе воздухом со словами «Потому тверда земля, не поколеблется; могущество Его покрывает небеса завесою, земля полна восхваления Его». Дальше он завершает псалом и три раза окаждает святые дары.
Проскомидия (prothesis) зарождалась как предварительный обряд, в котором народ не участвует, такой она и осталась. Впрочем, одно изменение, пришедшее из XI в. и сохранившееся поныне, связало ее с церковным благочестием мiрян. К концу века стали использовать несколько просфор, причем это не имело никакого отношения к числу причастников и, следовательно, к количеству требуемого хлеба. Николай Грамматик, патриарх Константинопольский в 1084—1111 гг., постановил использовать четыре: одна представляла Христа, другая — Богоматерь, третья — архангелов и все ангельские чины, а четвертая — Иоанна Предтечу, всех апостолов, пророков, исповедников и святых. Дополнительные просфоры могли приноситься за живых и умерших. Из них всех вырезали частицы и клали на дискос.
Мiряне приносили в храм просфоры для поминовения тех, о ком они хотели помолиться. Некоторые исследователи считают это новшеством XI в.; более вероятно, однако, что это было продолжением раннехристианского обычая, когда хлеб и вино для евхаристии приносил в храм народ. В любом случае обычай этот стал для мiрян неотъемлемой частью литургического благочестия и одним из немногих способов принять хоть сколько-нибудь активное участие в служении евхаристии. Важность этих поминовений хорошо иллюстрирует типикон, который написала императрица Ирина для основанного ею монастыря:
О том, сколько хлебов следует приносить на каждой литургии и за кого:
Каждый день на святой литургии должно приносить семь хлебов: один — Господень; один за благодатную владычицу нашу Богородицу; один за святого, чья память совершается в этот день; один за прощение и оставление грехов моего могущественнейшего императора (ее мужа Алексия Комнина); один за умерших монахов; один за наших усопших родителей и родственников; один за живущих детей наших, супругов и родственников.
Поминовения совершали, вынимая частицы из каждой просфоры, а имена были внесены в церковные диптихи живых и умерших.
Начальные обряды (Enarxis)
Литургия в Константинополе по-прежнему начиналась с антифонов, а Великую ектению пели между внесением Евангелия, то есть Малым входом, и Трисвятым. В других же местах ее произносили прежде антифонов, то есть тогда, когда ее произносят и сейчас. Иногда ее произносили только в этом месте, иногда — и перед Трисвятым, возможно — в сокращенном виде. Только с XIII в. она прочно заняла то место, где стоит поныне, закрепив позицию старой молитвы верных в начале Литургии оглашенных — так стали называть первую часть обряда.
До XI в. антифоны пели в их нынешнем виде. Вне пределов Константинополя, однако, вместо них иногда стали петь изобразительные («типики»). Со временем они вошли и в чин Великой церкви, а в некоторых храмах полностью заменили собою антифоны. В типики входили Псалмы 102 и 145, тропарь «Единородный Сын» и Заповеди Блаженства. Если изобразительные пелись вне божественной литургии, к ним присоединяли Символ веры, молитву об отпущении грехов, Молитву Господню, соответствующий дню кондак, сорокакратное «Кирие елеисон», Псалом 33 и отпуст. Все это составляло отдельную службу, которая в часослове стояла после Шестого или Девятого часа.
Чин изобразительных, или изобразительных псалмов, в его полной форме был палестинским монастырским эквивалентом Литургии преждеосвященных даров. Впервые мы встречаем его в IX в.: это способ причащать в те дни, когда божественную литургию не служили, дарами, освященными прежде, на литургии, и сохраненными. Когда константинопольские монастыри ввели у себя повседневные службы палестинских, как предписывал устав св. Саввы, они переняли и изобразительные. В знаменитом столичном Студийском монастыре их пели после литургии в те дни, когда дела не позволяли отслужить малые часы. В качестве службы с причащением они больше не применялись; теперь по их окончании раздавали антидор. Когда малые часы все же читали, типики шли после Девятого часа.
В XII в. монахи Эвергетского монастыря в столице уже регулярно использовали два псалма и Заповеди Блаженства из изобразительных вместо старых антифонов. Во время раздачи антидора после заамвонной молитвы пели Псалом 33, бывший причастный псалом изобразительных. Входной стих прежнего третьего антифона «Придите, поклонимся» (Пс. 94) пели по-прежнему. Когда в IX в. впервые появился обряд изобразительных, на Заповедях Блаженства пели рефрен «Помяни нас, Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лк. 23, 42). В Эвергетском монастыре вместо него пели тропари. Изобразительные же использовали почти во все те дни, когда служили полную литургию.
В XIV в. трактат Диатаксис Филофея, афонского монаха, ставшего впоследствии патриархом Константинопольским, предписывал петь изобразительные уже при всяком служении литургии. Надо полагать, что этот обычай к тому времени уже прочно вошел в литургическую практику Святой горы. Псалом 33, «Благословлю Господа во всякое время», стал составной частью литургии; его пели после стиха «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек» (Пс. 112, 2), который входил в службу изобразительных в часослове, но не в службу IX в. с причащением. Таким образом, функция заамвонной молитвы как заключительной молитвы литургии перестала быть понятной.
Как Проскомидию, так и начальные обряды служил священник даже в тех случаях, когда литургию служил епископ, и это еще более подчеркивало их второстепенный характер.
Завершение чина
В XI в. заамвонная молитва все еще была заключительной молитвой литургии. Очень интересно пишет о ней Николай Андидский. Он показывает, что мiрянам не так уж нравилось беззвучное чтение главных молитв:
Заамвонная молитва запечатлевает все молитвы, она достойна называться первейшим и почетнейшим из эпилогов. Святая литургия служится главным образом для тех, кто приносит эту службу, и для тех, за кого ее приносят; эта же молитва наверстывает упущенное и для всех остальных, ибо некоторые из стоящих вне алтаря часто сомневаются и недоумевают, говоря: «Зачем это, каков смысл молитв, читаемых епископом?» И они хотят знать, что это за молитвы. Потому святые отцы составили эту молитву так, что в ней обобщается все, о чем просили в остальных, так что те, кто хочет, могут распознать ткань по оборке платья.
После заамвонной молитвы раздают антидор — остатки просфор, из которых вырезаны поминальные частицы и часть, представляющая Христа. Этот хлеб благословен, но не пресуществлен. Как следует из названия, его раздавали вместо причастия, которое к тому времени мало кто из мiрян принимал часто. Происхождение антидора неизвестно, но он позволял куда-то деть оставшиеся просфоры и покормить тех, кто постился перед причастием. Как замена причастию он постепенно привлек к себе то благочестивое почитание, которое по праву принадлежит самому таинству. В некоторых церквах его принимали только натощак, а, например, в Румынской и вовсе стали называть «анафора».