Особое внимание следует уделить духовному просвещению учителей и преподавателей ВУЗов.
Очень хорошо, когда выступающий сам является выпускником данной школы или ВУЗа, или бывшим сотрудником организации, это создает атмосферу доверия и позволяет использовать образы, понятные аудитории.
Для взрослой аудитории тематика таких встреч должна затрагивать глобальные жизненные вопросы, интересные аудитории, такие как смысл жизни, жизнь и смерть, почему грех — это плохо, почему Бог один, а вер много и т. д. Можно использовать специфику ВУЗа, и поднимать более узкие темы, как например, Сотворение мира с точки зрения геологических процессов (астрономии, биологии, химии и прочее). Поскольку мы ожидаем, что люди будут приходить самостоятельно, тема беседы должна привлечь к себе внимание человека. С другой стороны, она не должна быть слишком провокационной.
Для детской аудитории можно рассказывать о церковных праздниках, о нравственности, о молитве, о Евангелии.
В качестве вспомогательных материалов могут использоваться просветительские фильмы. Так, например, Миссионерский отдел Московской епархии совместно со студией «Одигитрия», осуществляет выпуск серии фильмов, посвященных великим праздникам Православной Церкви. Продолжительность фильмов составляет около 14 минут, что удобно для показа на кабельных телевизионных каналах Подмосковья, уроках воскресных приходских школ и различных мероприятиях.
В качестве примера можно привести опыт Солнечногорского благочиния в его работе с правоохранительными органами.
На личной встрече с руководством Солнечногорского ОМВД было принято решение о том, что для личного состава была бы небесполезна возможность регулярно общаться со священником, для чего в здании ОМВД выделили отдельный кабинет.
В кабинете размещена небольшая библиотека православной литературы и раз в неделю с 15.00 до 18.00 (т. е. до конца рабочего дня) дежурит священник. Здесь проходят личные беседы, а также огласительные беседы перед таинствами Крещения и Брака.
Каждый месяц у сотрудников ОМВД проходит учебный лекционный день, так называемый «Единый день», где собирается максимальное количество сотрудников правоохранительных органов: участковые, сотрудники ГИБДД, ОБЭП, кадровый состав ОМВД. На Едином дне, в том числе, дается систематический цикл лекций о таинствах Православной Церкви и подготовке к ним, праздниках, богослужении, об устроении церковной жизни.
С руководством ОМВД согласована возможность распространения еженедельного информационноголистка с сайта «Православие и мир» на проходной для того, чтобы сотрудники, приходя на работу, уже имели возможность получить какую-либо информацию о событиях в православном мире и выяснить для себя какие-то непонятные моменты в личной беседе со священником.
Для лиц, находящихся в изоляторе временного содержания, предоставили возможность встретиться со священником для личной беседы.
Опыт показывает, что присутствует обоюдный интерес к общению, ни одно дежурство в ОМВД не проходит без посетителей. Многие обращаются с просьбой крестить детей, венчаться, некоторые стали регулярно приходить причащать детей по воскресеньям. Даст Бог, придет время, когда и сами родители будут вести более осознанную духовную жизнь.
Работа с группами
При проведении встреч и бесед, как и вообще в просветительской деятельности, эффективность повышается с уменьшением численности слушающих — чем меньше людей, тем лучше они вас поймут, и тем более полезной будет для них встреча. Чем меньше людей в группе, тем больше диалога. Самое эффективное — это беседа один-на-один. Но это не значит, что нужно отказываться от бесед с группами людей или выступлений перед аудиторией.
Когда собирается группа людей, скажем, в классе или конференц-зале, необходимо совместно выработать некоторые правила, которые помогут вам в беседе: как задавать вопросы, что делать, если звонит телефон, что делать, если нужно выйти, как комментировать высказывания и т. д. Хорошо, если выступающий сможет создать живую атмосферу, в которой люди не боялись бы задавать вопросы, делиться своими мыслями, но при этом не стоит забывать и о цели беседы, можно задавать вопросы аудитории, чтобы направлять беседу в нужное русло и поддерживать внимание. В группах могут быть люди, ведущие себя провокационно, или не интересующиеся беседой, или активно слушающие, или слишком активно и не всегда по делу комментирующие, — ведущий должен знать, как с ними взаимодействовать.